Программа «Юные патриоты» по нравcтвенно -патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
рабочая программа
Программа «Юные патриоты»
по нравcтвенно -патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patriot.docx | 55.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
Программа «Юные патриоты»
по нравcтвенно -патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста
г. Закаменск
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 5-7 лет
1. . Введение.
2. Пояснительная записка.
3. Методические рекомендации
4. Содержание программы
5. Список используемой литературы.
6. Приложения.
Приложение №1
Взаимодействие с родителями
Приложение №2
Взаимосвязь со специалистами
Приложение №3
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Приложение №4
Портрет современного нравственно - патриотически воспитанного выпускника детского сада
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание- часть нравственного воспитания.
Дошкольное детство – это ежедневные открытия. Мы, взрослые должны дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке, сестренкам и братишкам, с любви к своему дому, улице, двору, где он живет, детскому саду, посёлку, городу, району. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которую необходимо проводить по формированию у детей первых чувств гражданственности.
Роль педагога в формировании представлений о родном крае – помочь ребёнку узнать историю своей малой Родины, родного края, родной страны, приобщиться к культурным ценностям и традициям своего народа. От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет человеком.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Актуальность
Нет необходимости кого-то убеждать в важности воспитания в детях нравственно – патриотических качеств. Нравственно – патриотические качества стали наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В последние годы возник ценностный вакуум, бездуховность, отчужденность человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у детей, мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры – все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно, они равнодушны к чужому горю, к родным, к окружающему миру. Все это ставит общество перед опасностью моральной деградации. Поэтому на современном этапе так актуально встала проблема в нравственно – патриотическом воспитании детей.
Каким мы представляем себе нравственно воспитанного с моральными ценностями человека? (любящим своих близких, свой город, родной край, Родину.)
Как у ребенка можно развить, воспитать нравственно – патриотические качества? Какими методами и способами начинать патриотическое воспитание детей дошкольного возраста? В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами, традициями государства и общенародными праздниками; воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа.
Программа формирования нравственно - патриотических качеств у дошкольников реализует социальный заказ к ДОУ, выявленный в рамках социологического исследования реализации модели выпускника и формирует следующие ключевые компетентности детей: (личностная, коммуникативная, деятельностная)
- Личностные качества (любовь, сострадание, сопереживание, доброта, эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, гуманное отношение к природе, проявление терпения к недостаткам других, умение считаться с интересами других, уверенность в себе);
- Коммуникативные качества (умение находить общий язык, умение договариваться, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения социально приемлемыми способами, проявлять инициативу в завязывании контактов, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом);
- деятельностные качества (активное отношение к окружающему миру, к себе, умение разрешать сложные ситуации, желание придерживаться социально одобряемого поведения).
В ходе реализации программы формируются следующие личностные качества детей, общечеловеческие ценности.
Личностные качества:
- умение принимать себя и других;
- умение видеть в другом человеке его достоинства;
- эмоционально-положительное отношение к окружающему;
- знание культуры человеческой нравственности;
- навыки взаимного уважения и признания.
Коммуникативные качества:
- накопление опыта положительного взаимодействия;
- умение находить общий язык;
- умение без насилия решать конфликты;
- умение эффективно общаться в коллективе (группе и с взрослыми);
Деятельностные качества:
- умение планировать свою деятельность;
- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе, в социуме;
- умение действовать в конфликтных ситуациях;
- умение прогнозировать результаты своей деятельности в природе, предупреждая негативные последствия.
-выработка правильных форм взаимодействия со средой обитания.
Общечеловеческие ценности:
- ценность семьи;
- ценность здорового образа жизни;
- знание и уважение народных традиций;
-гуманное отношение к природе;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (далее – Программа) разработана на основе требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, системы занятий Алешиной Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г); Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.»;
Предлагаемая программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, с учетом его индивидуальности.
Программа рассчитана на 2-х летний срок обучения детей от 5-7 лет.
Успешное решение поставленных задач возможно при использовании следующих принципов и методов обучения. Наиболее близкими считаются следующие:
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.
Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
Принцип комплексности.
Предполагает взаимосвязь с разными видами деятельности ребенка.
Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, краю.
Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию нравственно – патриотической деятельности включается в целостный педагогический процесс.
НОВИЗНА предлагаемой программы состоит в следующем:
Данная программа представляет собой комплекс разнообразных форм и методов работы педагогов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Отражает творческие подходы к решению данного вопроса, представляет систематическую и целенаправленную работу воспитателей, родителей и всего коллектива образовательного учреждения.
Цели программы:
- Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, детском саде, об улицах города, на которых живут дети, о родном городе, своей стране.
- Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи программы:
- Сформировать у детей чувство любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине.
- Воспитание нравственно – эстетических чувств, эмоционально ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
- Воспитание чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
Занятия проводятся:
Старшая группа – по 25 минут
Подготовительная группа – по 30 минут
Предполагаемый результат
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
5–6 лет.
- Знать свой домашний адрес, название города, района, области.
- Иметь представление о символике города, района, области..
- Знать название близлежащих улиц.
- Иметь представление о жизни и быте народа, живущего в городе Северск.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
- Краткие сведения об истории города.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Знать герб, флаг Республики Бурятия, Закаменского района и своего города.
- Иметь представление о Президенте России и Бурятии, Правительстве России и Бурятии; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- Иметь представление о родном крае; об обычаях, о традициях, фольклоре, о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Закаменского района и Бурятии
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Формы отслеживания и фиксации результатов
Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май).
Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Важным условием успешного освоения программы является специально организованное общение воспитателя с детьми. Таким образом, формируется соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, что ребенок умеет сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и умеет взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
Для реализации Программы необходимо осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым блокам. Цикл занятий по знакомству с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д..
Чтобы достигнуть определенного результата в программе используются новейшие технологии. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Используется технология Квест. В ее основе лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.
При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, командной игры.
Для качественного усвоения материала используются следующие методы и приемы обучения:
- целевые прогулки, экскурсии
- беседы
- просмотр слайдов, видеороликов, иллюстраций
- прослушивание тематических аудиозаписей.
- разучивание произведений устного народного творчества
- знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью
- тематические досуги
- посещение выставок
- обрядовые праздники
- участие в посильных общественных работах
- игровые ситуации
- объяснение
- рассказ воспитателя и рассказ детей
- чтение воспитателя
- конкурсы
- занятия
- утренники
- наблюдения
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитывать нравственно – патриотические качества у детей.
Использование технических средств на занятиях очень удобно. Следует только осторожно подходить к выбору репертуара и рациональному планированию. Не требующие длительной и специальной подготовки, они порой преобладают в общей системе занятий, чего не должно быть. Неплохо использовать картины, иллюстрации, фотографии как подкрепление к звукозаписи.
Так как основной формой проведения занятий по программе является игра, то в совместной деятельности нужно широко использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность также желательно включать беседы о родном городе, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играет фольклор, былины, сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства детей в нужное русло.
Для успешной реализации программы используются следующие организационно- педагогические и материально- технические условия:
- выделенное в режиме дня время, для освоения программы;
- музыкальный зал, группа;
- дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- репродукции картин;
- художественная литература;
- альбомы и фотографии с видами родного города, страны;
- карты России и Бурятии; символы города и государства (герб, флаг, гимн);
- аудиозаписи гимна России и Бурятии, музыки и песен композиторов;
- снимки достопримечательностей города, области, страны;
- фотографии известных людей города, области, страны;
- иллюстрации и изделия народных промыслов;
- картины с изображением родных пейзажей.
Педагогическая диагностика
Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, много национальности, важнейших исторических событиях.
- Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.
- Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических способностей.
- Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает две возрастных периода развития детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Моя малая Родина».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наше богатство»
1 раздел «Вместе дружная семья» | Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. | |
Цель: | Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. | |
Задачи: | - Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной. - Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. - Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. - Познакомить детей с историей детского сада | |
2 раздел «Моя малая Родина» | Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание. Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края. | |
Задачи: | - Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края. - Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых. - Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках. | |
3 раздел «Город, в котором я живу» | ||
Цель: | Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города | |
Задачи: | - Формировать представление об исторических корнях города. - Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города. - Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества | |
4 раздел «Наше богатство» | ||
Цель: | Дать представление дошкольникам о людях, живущих в городе и культуре, которую они представляют | |
Задачи: | - Формировать представление об основных профессиях жителей города. - Вызвать интерес к жизни людей Томской области, родного города, окрестных деревень, их быту, культуре, традициям. - Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине |
Старшая группа (5–6 лет)
Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе – Беседа: Страна большая, город ее часть! «Край, в котором мы живем» Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края) | Воспитатели |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «Моя Родина — Россия, сибирский край». Рассматривание карты России Акция «Подарки для пожилых людей» | Воспитатели |
Ноябрь | Беседа «Чем славится наш город?» (на основе наглядного материала). Экскурсия на пекарню «Сагаан Дали» «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. | Воспитатели |
Декабрь | «Панорама добрых дел». Экскурсия в музей. Природоохраняемая акция «Елочка – зеленая иголочка». Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии родителей). | Воспитатели |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) Изготовление с детьми и родителями герба г. Закаменск Беседа «История возникновения города Закаменск» Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища». | Воспитатели |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества. | Воспитатели Музыкальный Инструктор по физ.воспитанию руководитель |
Март | Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Закаменск. Природоохраняемая акция «Берегите птиц». Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности нашей Закамны». Экскурсия в районную детскую библиотеку | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Закаменск». «Кем работают наши родители». | Воспитатели |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ «Вкусная и полезная пища». Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физ.воспитанию |
Июнь | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. | Воспитатели Инструктор по физ.воспитанию |
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в районныймузей Развлечение «Приключения капельки». Познакомить с животными, занесенными в Красную книгу. | Воспитатели |
Август | Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». Составление с детьми Красной книги Закамны «Символика города». «Наша дружная семья» – о первостроителях, нашего города. | Воспитатели |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Памятники нашего города» Родные просторы (знакомство с местоположением города Закаменск на карте). «Край, в котором мы живем». Проект «Наше дерево». | Воспитатели |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». Посещение библиотеки «Как все начиналось?» Оформление подборки из домашних фотоальбомов Экскурсия по близлежащим улицам. | Воспитатели |
Ноябрь | Проект «Путешествие с волшебным перышком» Цель: Приобщение детей к культуре родного края. Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. Семейные посиделки «Вместе с мамой» | Воспитатели |
Декабрь | Беседа «Важные даты г Северска Экскурсия по городу Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елочку». Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов Сибири». | Воспитатели |
Январь | Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте». Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Экскурсия в районную детскую библиотеку. Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города. | Воспитатели |
Февраль | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой». Оформление альбома «История детского сада в фотографиях». Операция «Радость» изготовление подарков и вручение папам Развлечение «Папа и мы – спортивны и сильны» | Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физ.воспитанию |
Март | Праздник «Наши мамы». «Все профессии нужны, все профессии важны». Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). Рассказ педагога о Героях – земляках. | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). «Чем богат наш край» – экскурсия в музей. Проект (рисование) «Язык орнаментов». Беседа «Архитектура родного города». | Воспитатели |
Май | Экскурсия к «Стене памяти». посвященной ВОВ. Рассказ педагога о заповедных местах Закаменского района Викторина «Конкурс знатоков родного города». «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства. | Воспитатели |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Беседа «Живи и здравствуй, милый город» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Конкурс презентаций «Традиции нашей семьи» | Воспитатели |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». Досуг «Зарница». Беседа «Зачем людям нужна вода?» Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». | Воспитатели |
Август | Государственная символика, символика города, Республики Бурятия (День флага). Спортивный праздник Досуг «Наши друзья деревья». Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. Подготовка к празднику 1 сентября | Воспитатели |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
2.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007
3.Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007
4.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников» Л.Ф.Островская М. «Просвещение» 1987
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 гг.»;
6. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);
7.Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008
8.«Знакомство детей с русским народным творчеством», Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова, 2004г
9.Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008
10.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005
11.«Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста» Н.В.Пугачёва, Н.А.Есаулова М.: Педагогическое общество России, 2006
12.Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003
13.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, системы занятий Алешиной Н. В
14.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева
15.«Русские праздники» И. Панкеев М.: Яуза, 1998.
16.«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», М.Д. Маханева, 2009г
Приложение №1
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач нравственно - патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
- Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», “Мой папа сильнее всех”, «Моя семья» и др.
- Оформление групповой комнаты
-Благоустройство ДОУ
- Труд бытовой в природе.
- Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
- Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки», “Лучшая зимняя постройка” и др.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Приложение №2
Взаимосвязь со специалистами
Музыкальный руководитель
- Занятия, праздники, игры, досуги для формирования устойчивых певческих навыков, устранение проблемы не поющих детей, элементарных навыков исполнительства на русских народных инструментах, закрепление интереса к народной художественной культуре через погружение в фольклорную ситуацию, освоение традиционной игровой культуры
- Семинары, консультации, мастер-классы занятия с педагогами для расширения знаний в области народной художественной культуры, овладение методическими основами работы с фольклорным материалом, освоение методических приемов народной художественной культуры для работы с детьми
- Совместные праздники, досуги. Занятия. Заседания клубов «Семейная гостиная» с родителями и представителями социума для пробуждения интереса к детскому фольклору и успехам ребенка в овладении народной художественной культурой и привлечение к сотрудничеству в практической работе через личное участие
Инструктор по физической культуре
- Подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты, игры с использованием нестандартного оборудования с детьми в ДОУ и совместно - проводимые с родителями с представителями социума на праздниках, развлечениях, досугах, соревнованиях и других мероприятиях для воспитания чувства коллективизма, товарищества, решительности роста самооценки, чувства успешности, доброжелательности, чувства сплоченности, взаимопомощи и взаимовыручки; любви к членам своей семьи, малой Родине, гордости за свой народ, страну, воспитание патриотизма.
- «Элементарный туризм»: походы, прогулки, экскурсии для воспитания гуманного отношения к природе, укрепления дружеских отношений друг с другом и взрослыми
Приложение №3
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников
1. Малая Родина. Название поселка, домашний адрес, название достопримечательностей поселка, название зеленых зон, название улиц, площадей.
2. Символика. Флаг России, герб России, герб родного поселка, флаг поселка, гимн поселка.
3. История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта.
4. Исторический, географический и природный компоненты. Природные богатства района, природно-климатическая зона (лес), вид ландшафта
5. Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.
Оценка:
5 баллов - Знает свое имя, фамилию, название поселка, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны поселка, 4 - 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб поселка; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, поселка, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб поселка; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
3 балла - Затрудняется назвать страну, поселок. С трудом называет свой адрес, но узнает флаг, герб, гимн России, своего поселка; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, края, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
2 балла- С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название страны, поселка, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб поселка; с подсказкой называет достопримечательности, зеленые зоны, улицы поселка (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
1 балл – Не знает названия страны, поселка. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного поселка; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Приложение №4
Портрет современного нравственно - патриотически воспитанного выпускника детского сада
Ценности | Нравственно – патриотические качества старшего дошкольника | Проявление этих качеств в жизни |
Патриотизм | -любовь и привязанность к своему дому, детскому саду, улице, поселку, краю; -уважение к символам государства; -чувство гордости за достижения своей страны | -имеет четкие представления о стране, поселке в котором живет; знает символику своего государства и ее значение; -знает и охотно рассказывает о земляках, прославивших его малую родину; - с интересом делится впечатлениями о ярких событиях в жизни поселка, государства |
Социальная солидарность | -чувство уважения к людям; -желание быть справедливым; | -доброе отношение к людям любой национальности; -имеет представления о нравственных понятиях «справедливость», «милосердие» и может проявить их в отдельных случаях |
Гражданственность | -желание знать историю своей страны; -стремление совершать поступки, которые взрослые оценивали бы как достойные гражданина своей страны. | -имеет представления об истории и культуре своего народа; -может рассказать о том, какими бы качествами хотел обладать, как гражданин своей страны; |
Семья | -любовь и уважение к членам семьи; -забота о них. | -хорошо знает свою семью, ее традиции; -проявляет заботу обо всех членах семьи, особенно младших; -активный участник всех семейных начинаний. |
Труд и творчество | -уважение к труду взрослых; -стремление самостоятельно что-либо создавать, трудиться. -творческий подход к предлагаемым заданиям. | -бережно относится к предметам, сделанными руками людей; -предлагает свою помощь взрослым; -проявляет творчество при самостоятельном выполнении заданий |
Наука | -познавательная активность; | -активен в познании окружающего мира (вопросы, желание экспериментировать); очень хочет стать школьником, чтобы знать еще больше. |
Искусство и культура | -умение видеть красоту произведений искусства; -интерес к литературным произведениям; -умение дать нравственную оценку поступкам литературных героев. | -знает различные жанры произведений искусств; -с интересом посещает выставки, музеи; -внимательно слушает произведения художественной литературы; -активно обсуждает прочитанное и увиденное. |
Природа | -осознанное бережное отношение к природе. | -проявляет заботу о братьях наших меньших -не совершает негативных поступков по отношению к природному миру; -указывает на недостойное поведение других людей в этой области. |
Человечество | -доброжелательность к окружающим людям. | -внимателен в общении со сверстниками и взрослыми; -умеет находить выход из конфликтных ситуаций без применения силы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Юнный патриот"
Программа кружковой работы по патриотическому воспитанию для подготовительной группы...
Кружок "Юные патриоты" По нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет
Вы слыхали когда-нибудь о траве Голубой ая-ганга? Ее имя, как отзвук старинного медного гонга. У нее суховатые колкие стебли... От нее синеватые наши бурятские степи... Есть обычай такой: обживая ...
Проект «Дошколята-патриоты» по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом
Проект«Дошколята-патриоты»по развитию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с родным городом...
АДАПТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ РОССИИ»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования дошкольников относится нравственно-патриотическое воспитание.В 21 веке в дошкольных учреждениях и школах России стали укрепляться нов...
Публикации. Программа Юный патриот от 4 до 5 лет
Программа Юный патриот от 4 до 5 лет...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...