Социально-психологический тренинг «Быть наставником – легко!»
учебно-методический материал
Цель: способствовать осознанию своей роли в движении наставничества в муниципалитете.
Задачи:
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала педагогов-наставников;
- Способствовать сплочению педагогов-наставников Щербиновского района;
- Развивать эмпатию, коммуникацию, способность к рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_nastavnik1.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-психологический тренинг «Быть наставником – легко!»
Цель: способствовать осознанию своей роли в движении наставничества в муниципалитете.
Задачи:
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала педагогов-наставников;
- Способствовать сплочению педагогов-наставников Щербиновского района;
- Развивать эмпатию, коммуникацию, способность к рефлексии.
Материалы и оборудование: на каждого участника: бланк «16 ассоциаций», бумага формата А – 4, ручка, цветные карандаши, фломастеры. Спокойная мелодия, листы ватмана в достаточном количества (3-4 шт). Клубочки шерстяных нитей разных цветов 4 штуки.
Ход.
1.Введение в тему.
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня третий, заключительный, день интенсива «Педагогический генератор» по теме «Быть наставником – легко!» и пройдет он в форме социально-психологического тренинга, это активный групповой метод, направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения.
Мы с вами уже немного знаем друг друга, я предлагаю поздороваться и вспомнить наши имена. Сейчас каждый из присутствующих, по очереди, поздоровается со всеми, назовет свое имя и охарактеризует себя как наставника одним словом. Это может быть любая часть речи, которая, наиболее емко, отражает ваше ощущение, какой вы наставник для своего наставляемого.
Упражнение «Приветствие».
Прекрасно, обратите внимание, какие неординарные наставники собрались в нашем зале - …. (перечисляю характеристики).
Сегодня мероприятие направлено на открытие именно ваших ресурсов, ярких проявлений и фишек, как наставников. Иногда так бывает, что руководство назначает наставника и наставляемого, а работа не получается, не понимают друг друга педагоги. Иногда бывает по – другому, никто не назначает, а молодые специалисты тянутся именно к этому человеку, ищут совет не только по работе, но и по жизни в целом. Как же совершается то волшебство, когда люди находят друг друга. Как вы думаете? (ответы).
Психологи считают, что немаловажное значение в установлении контакта играет контакт глаза- в глаза. И сейчас я предлагаю вам попробовать осуществить этот контакт. Итак, встаньте в тесный круг, опустите глаза вниз по сигналу колокольчика вы поднимите глаза все одновременно и найдете себе пару глазами. Если ваш контакт состоялся, берете за руку человека и выходите из круга.
Упражнение «Глаза в глаза».
Уважаемые коллеги, следующее упражнение проводите в парах, которые у вас образовались. В течении 2 минут в совместной беседе выясните, пожалуйста, общие моменты вашей жизни, то чем вы похожи. Это может быть внешность, это может быть сфера деятельности, это может быть хобби или что-то другое. Итак, время пошло.
2 Основной этап.
Упражнение «Работа в парах». Звонок, пары, поменяйтесь партнерами. Теперь, в течении 2 минут вы делитесь информацией о своем наставляемом. Звонок, поменялись парами. Уважаемые коллеги, следующее задание – рассказать коллеге о самом ярком событии вашей профессиональной деятельности. Звонок, поменялись партнерами, следующее задание, подумайте и расскажите партнеру, о том, чем бы вы хотели, чтобы вас вспоминал ваш наставляемый. Звонок, поменялись партнерами. Представьте себе, что прошло много лет, вы решили написать художественное произведение о своей деятельности наставника. Подумайте и расскажите партнеру, какой бы жанр был вашего литературного произведения? Как бы оно называлось? Какими бы словами оно начиналось?
Спасибо, коллеги. Займите свои места. Поделитесь впечатлениями о проведенных упражнениях. Удалось ли найти партнера глаза в глаза? Что чувствовали, когда искали похожее? Трудно или легко было выполнять задания в парах? Кто хочет озвучить название бестселлера, его жанр, начало и конец книги?
Уважаемые коллеги, в этом зале присутствуют разные люди, мы разные по возрасту и росту, работаем в разных учреждениях, любим разные вещи, увлекаемся разными историями. Но, как оказалось, у нас много общего, и всех нас объединяет то, что мы – наставники системы образования Щербиновского района. В силу того, что мы разные, к наставничеству мы можем относиться тоже по разному, ставить свои цели и достигать их своими путями. Сегодня, в ходе нашего тренинга я предлагаю каждому поработать над осознанием своей роли в наставничестве и понять дальнейший путь развития в этом направлении.
Упражнение «16 ассоциаций».
И сейчас предлагаю вам выполнить следующее упражнение. Возьмите бланк № 1 напишите вверху фразу «Я – наставник». Далее, в первой колонке напишите все слова-ассоциации, которые приходят вам в голову, в связи со словосочетанием «Я- наставник». На это вам отводится 15 минут. Ассоциации могут быть как прямые, так и не прямые, пишите то, что идет вам в голову.
По истечению 15 минут следует инструкция. Следующий шаг этого упражнения. На каждые два попарно соединенные слова из первого столбика вы ищите 1 слово – ассоциацию и заполняете третий столбик. Слова могут быть не прямыми ассоциациями, у каждого будут свои ассоциации, свои слова. Следующий шаг похож на предыдущий, объединяйте слова, ищите ассоциацию и записывайте, проделайте так до конца таблицы. В крайнем правом столбце у вас получится 1 слово, во втором справа столбце – 2 слова.
Посмотрите на получившиеся итоговые 3 слова, произнесите их про себя, прочувствуйте, что стоит за этими словами именно для вас. В следующие 30 минут ваша задача – придумать слоган, девиз, речевку или призыв, который бы включал в себя эти три слова и нарисовать плакат с этим призывом, слоганом, речевкой. В этом предложении могут быть и другие слова, но эти три слова должны быть обязательно.
После того, как все закончили работу. Дорогие друзья, я приглашаю вас устроить выставку ваших плакатов. Разместите их в середине нашей аудитории, 3 минуты мы ходим молча и наслаждаемся выставкой.
Упражнение «Общий рисунок».
Уважаемые коллеги, каждое ваше произведение несет свою энергетику, свои слова, свои цвета, они все разные, так же как и мы с вами. Но при более пристальном рассмотрении, оказывается, что тот или иной рисунок, слоган чем-то похож на рисунок или слоган другого человека. Посмотрите на свои рисунки, обратите внимание на душевный отклик этого великолепия. Постарайтесь найти слово-ассоциацию к тому, что вы видите. 3-4 слова записываются на доске. Сейчас нам с вами предстоит создать слоган, призыв, который бы ассоциировался с большинством слоганов этой группы, включал названные вами слова, и так же нарисовать к нему плакат, но уже на большом листе. (30 минут)
По окончанию работы.
Дорогие друзья, мы с вами сделали большую работу, кто хочет поделиться своими впечатлениями о том, как проходила его работа, легко или трудно подбирать ассоциации, придумывать слоган и плакат, участвовать в совместной работе команды? (ответы)
Упражнение «Нити доверия».
Уважаемые коллеги, дорогие друзья, в течении последних трех дней между нами всеми, я так искренне надеюсь, протянулись невидимые нити эмоциональной и профессиональной близости. И сейчас эти нити я предлагаю визуализировать. Я приглашаю вас в круг. Нити у нас разного цвета, каждый из вас накручивает ниточку на палец своей руки и перебрасывает клубок любому члену нашей дружной команды, вы можете позвать, окликнуть его по имени, можете найти глазами, можете каким-то другим способом привлечь его внимание. тот, к кому попал клубок, так же наматывает ниточку и перебрасывает дальше.
Уважаемые коллеги, у нас с вами получилась чудесная паутинка. Нити, которые в наших с вами руках – символ нашей связи, если мы их сильно-сильно потянем, они порвутся, если ослабим наши руки, они провиснут. Но, если мы будем бережно и достаточно крепко держать каждый свои нити, посмотрите, какое чудо может произойти. Кладу на нити мячик наши связи смогут поддержать и дать импульс к движению наших молодых специалистов. Перекатывают мячик по нитям.
Давайте положим эти нити, соберем их в комочек. И отдадим на хранение в методический кабинет.
3. Рефлексия.
Я думаю, не ошибусь, если скажу, что большинство из здесь присутствующих наставников помнит и знает, что такое телеграмма. Сейчас каждый из вас получит бланк телеграммы. Мы предлагаем вам написать телеграмму о прошедших трех днях интенсива. Она может быть адресована нам, ведущим интенсива, может быть адресована кому-то одному из ведущих. В телеграмме можете написать ваши впечатления, мысли, чувства, ощущения, пожелания или то, что вам хотелось бы сказать, но вы, почему-то не смогли этого сделать.
Телеграммы крепятся на доску.
Спасибо за общение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....
Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес».
Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес». ...
КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»
КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»...
Социально-психологический тренинг межличностного общения
Социально-психологический тренинг межличностного роста...
Социально-психологический тренинг для педагогов ДОУ
В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы групп...
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...
Тренинг для педагогов “Легко ли быть ребенком?"
Тренинг для педагогов для выстраивания педагогического общения с детьми дошкольного возраста...