Социально-психологический тренинг межличностного общения
материал на тему

Мамасуева Юлия Николаевна

Социально-психологический тренинг межличностного роста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_obshcheniya.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологический тренинг межличностного общения

Первое занятие

 (Каждое занятие рассчитано на 2-2,5 часа с группой не боле 10-12 человек)

Предварительные замечания

Целью первого занятия является создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, ознакомление с принципами работы группы и выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.

Никто не может гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуаций и предлагаемых упражнений. Можно и нужно помогать друг другу, надо учиться это делать. Но каждый сам отвечает перед собой за то, что увидит и почувствует, а также за то, чему научиться. Может быть, некоторым будет трудно следовать инструкциям для упражнений, нелегко будет сконцентрироваться в определенное время на конкретных ситуациях, порой будет возникать ощущение скуки и раздражения. Все это естественно и вполне уместно, но главное, чтобы такие переживания членов группы не заставляли отказываться от участия в упражнениях или ситуациях, не склоняли к поступкам, которые могут помешать другим.

Напоминание ведущему

Вашей основной задачей является оказание помощи группе в совместных поисках, в обучении на этой первой встрече и на всех последующих. Вы – не учитель, не судья, не надзиратель. Вам нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх. Ваша помощь группе должна заключаться в:

  • Подготовке помещения, в котором будет работать группа, включая музыкальное оформление, и необходимого материала: бумаги для записей, альбома для рисования, ручек, карандашей, английских булавок, текстов упражнений и заданий и т. д.;
  • Разъяснении инструкции очередного задания и контроле за длительностью каждой ситуации;
  • Организации совместного анализа того, что происходит во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников;
  • Обязательном контроле эмоционального состояния участников группы;
  • Проведении заключительного анкетирования на каждом занятии и зачитывании домашнего задания;
  • Соблюдении ритуалов группы.

 В ваших интересах позаботиться, чтобы в конце работы члены группы рассказали о том, как они воспринимали вас в роли ведущего.

Примерное содержание занятия

Знакомство.

 Все участники садятся в круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, затем делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком «+»,  а правую знаком «-». Под знаком «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т. д.), а  под знаком «-» пишется то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире («ненавижу трусость», «не люблю осень»…). Затем все зачитывают  свои записи вслух (можно приколоть эти листочки к груди и медленно ходить по комнате, останавливаясь и читая друг и друга записи).

Вариант – на листе бумаги  каждый участник пишет свое имя, а затем десять раз отвечает на один вопрос «кто я?».

В практике групп существует еще несколько способов знакомства, например, каждый участник выбирает себе новое имя и, объявляя его, объясняет, почему именно это имя он выбрал, и т. д.

Выработка правил в группе

После того, как знакомство состоялось, руководитель кратко повторяет основные принципы – нормы работы в группе социально-психологического тренинга. Затем идет коллективное обсуждение этих норм, что-то можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться в работе  группы только этими принятыми нормами общения. Кроме того, группа часто вырабатывает своеобразные ритуалы, которые действуют только во время занятий. Например, ритуал начала занятий – сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза и молча посидеть 1 минуту, думая о всей группе. или ритуал вхождения в групповую работу опоздавшего участника – он обязательно должен коснуться к каждому , сказав что-то очень хорошее именно этому человеку от вей души и т. д.

Упражнение «Девиз»

Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.

Упражнение «Игрушка»

Каждый член группы думает о том, какой игрушкой он хотел бы стать (мог бы стать, если группа вдруг попросит его реанимировать эту игрушку). Затем группа пытается угадать «игрушку» каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение «Свободный рисунок»  

Всем членам группы  выдаются листы бумаги и карандаш для рисования. Каждый рисует то. Что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы это было выражение собственных чувств, переживаний…

После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, безусловно, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.

Упражнение «Угадай, кто это?»

Каждый из участников составляет подробную психологическую самохарактеристику, не указывая не такие признаки, по которым можно сразу же узнать человека. Например, «меня очень беспокоит мой маленький рост…», если  вы в группе самый низкий по росту, так писать, разумеется, нельзя. В этой самохарактеристике должно быть не менее 10-12 предложений, признаков человека.

Затем все написанное сдается руководителю (или кому-то другому из группы), он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти самохарактеристики. Группа пытается узнать, чья же это самохарактеристика, чей «психологический портрет»?

Список качеств, важных для межличностного общения

На первом этапе этого задания проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств, важных для межличностного общения.

На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые, по мнению группы, наиболее важны для межличностного общения. В этот индивидуальный список можно включать  и дополнительные качества, важные, по мнению участника, но по каким-то причинам не поддержанные группой. Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от «0» до «6» балла, у каждой группы может быть своя шкала.

После того, как все оценили себя, этот оценочный лист сдается руководителю, так как он будет нужен для следующего занятия.

Упражнение «Телефон доверия»

Инструкция: «Представьте себе, что вы набираете номер «телефона доверия». О чем вы хотели бы спросить дежурного специалиста?.. Задайте по очереди свой вопрос».

Ответом может быть коллективное обсуждение или чье-то персональное высказывание, но обязательно в рамках роли – специалиста, отвечающего на вопрос клиента по «телефону доверия».

Для первого занятия этого вполне достаточно. Каждый раз работа группы заканчивается небольшой анкетой, чтобы руководитель мог следить за развитием группо -динамических процессов. Текст анкеты может быть таким:

Имя _______________________  Дата занятия   ___________________

  1. Сегодняшнее общение произвело на меня:

большое впечатление   5    4    3    2    1  никакого впечатления

  1. Я чувствовал (а) себя:

Свободно       5    4   3    2    1   скованно

  1. Самое большое влияние на ход занятия, на мой взгляд, оказали (называются какие-либо упражнения, другие моменты работы):

а)____________________________________________________________

б)_____________________________________________________________

в) _____________________________________________________________

  1. Лично мне очень мешало поведение:

а)____________________________________________________________

б)_____________________________________________________________

в) _____________________________________________________________

  1. На следующем занятии я хотел (а) бы участвовать в ролевой игре с :

а)____________________________________________________________

б)_____________________________________________________________

в) _____________________________________________________________

Заполненные анкеты сдаются руководителю группы.

В конце занятия вся группа получает домашнее задание:

«Вспомните как можно больше и запишите ласковые имена, клички, прозвища, которыми вы в моменты наибольшей духовной близости называете своих близких, родных, детей, родителей, друзей и т. д.»

на первом же занятии группа может выработать и ритуал прощания.

Второе занятие

Предварительные замечания

Цель настоящего занятия – закрепление игрового стиля общения, дальнейшее самораскрытие, открытие в себе  сильных сторон, то есть  таких качеств, навыков, стремлений, которые человек принимает, ценит в себе, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе; изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми.

Люди привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть и еще одна, более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаруживании в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе.

Хочется обратить внимание на то, что «сильные стороны» - это не то же самое, что «положительные черты характера» или «достоинства личности». Бывает и так, что какое-то качество или умение оказывается очень сильной стороной данной личности, но окружающие люди не одобряют его. Поэтому при анализе «сильных сторон» очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Проведя «инвентаризацию» своих сильных сторон, необходимо подумать о том, как лучше воспользоваться ими.

Примерное содержание занятия

Если в группе уже выработаны ритуалы общения, встречи, то работа начинается именно с этого. Например, встают рядом в круг, поближе друг у другу. Руководитель обращается к группе со следующими словами:

«Закройте глаза… Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа… подержит его руку в своей. Постарайтесь, не открывая глаза, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит внимание только на том, что слышит, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)… А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседа справа и слева, на ладонях, которых вы касаетесь… Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните, была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)… Теперь по-прежнему с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка при каждом вдохе и выдохе (1 минута)… Попробуйте посчитать каждый вздох… и на пятом – откройте глаза…»

Рефлексия прошлого занятия

Группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что особенно понравилось? Что не принято? Что хотели бы сегодня сделать по-другому? Какие претензии есть к группе, конкретно к кому-либо, к руководителю? Не надо никого заставлять, высказываются только желающие.

Психологическая разминка: упражнение  «Здравствуй…»

Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством радости при встрече с ним, содержательно заканчивает фразу: Здравствуй…», выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой.

Упражнение «Ласковое имя»

Это проверка домашнего задания. Каждый участник проговаривает то, что он смог вспомнить, но обязательно искренне. Не надо просто зачитывать, необходимо проговорить с теми же интонациями, мимикой и т. д., как будто участник обращается именно к самому близкому человеку. При этом можно смотреть на кого-то из группы, кто наиболее приятен в этот момент. Так более активно идет вентиляция чувств.

Упражнение «Зоопарк»

Каждый из участников выбирает животное, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение 2-3 минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру движения, повадки звуки и т.д. Но о своем выборе нельзя говорить вслух, нужно постараться изобразить это существо…

Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто же  какое существо изображал.

Упражнение «Интервью»

Один из участников садится в центр круга. Группа может задать ему 5 вопросов, но строго соблюдая рамки какой-то социальной роли сидящего в центре, например,  вопросы как педагогу, как родителю, как студенту и т.д.

Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также задается 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

Упражнение «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ненавязчиво, вежливо, но настойчиво.

Группа следит за диалогом. Затем двое других участников садятся в центр, задание для них то же.

Упражнение «Видение других»

Один из участников садится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению группы) внешний вид кого-то из членов группы.

Вариант – один из участников садится в центр, а другой должен детально восстановить последовательность его поведения, например, за последние полчаса, или в самом начале занятий и т.д.

Эти упражнения необходимо проводить регулярно для того, чтобы участники привыкали более внимательно относиться друг к другу.

Упражнение «Разговор через стекло»

Двое из участников лишь с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тему можно сообщить одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Сказать то, что он знает, нужно, очень нужно, но… мешает стекло. Тем не менее передать придется.

Сильные стороны

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий «не брал в кавычки» свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, безо всяких «но», «если» и т.д. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, слабостях. Руководитель и все остальные члены группы должны внимательно следить за этим и пресекать каждую попытку самокритики и самоосуждения.

Итак, вызывающий первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 минуты и даже если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

По истечении 3-4 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Руководитель следит за временем и дает сигнал, когда наступает очередь следующего члена группы.

После того, как все высказались, руководитель раздает листы бумаги и карандаши, предлагая всем попытаться «провести инвентаризацию» своих сильных сторон и переписать их на листочке. Руководитель предлагает перечислить не только то, о чем уже говорилось о себе, но и другие сильные стороны, который каждый осознает в себе в настоящее время.

Когда «инвентаризация» сильных сторон закончена, руководитель раздает всем листочки с перечнем качеств, важных для межличностного общения, которые были составлены каждым на первом занятии. Напротив каждого качества написана цифра, с помощью которой каждый участник оценил себя. Руководитель просит всех оценить те же самые качества, то есть проставить новую оценку.

После этого участники образуют группу по 2-3 человека. Каждая из них находит себе место, где можно разговаривать, не мешая остальным. Участники должны обсудить, как могли бы они, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому отводится около 30 минут. Затем участники возвращаются в общий круг и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны.

Проводится анкетирование по той же схеме, что и на первом занятии.

Руководитель выдает новое домашнее задание:

«В продолжение первого домашнего задания вспомните и запишите, какими ласковыми именами, прозвищами, кличками вас называют ваши близкие, родные, дети, родители, друзья и т.д.»

Если в группе уже есть какой-либо ритуал прощания, не забудьте про него.

Третье занятие

Целью этого занятия является освоение невербальных средств общения, разрушение шаблонов повседневного общения, активное самораскрытие, преодоление психологических барьеров, дальнейшее освоение диалогового общения.

Примерное содержание занятия

Перед началом занятия ритуал индивидуального приветствия, а затем уже в кругу – ритуал приветствия группы.

Рефлексия прошлого занятия

В принципе схема та же, но можно добавить еще одну позицию – «Если бы я был руководителем группы, я бы…»

Наверное, следовать жесткой схеме при проведении рефлексии не надо, пусть высказываются все желающие по тем вопросам, которые у них есть, главное, чтобы не было равнодушных к тем процессам, которые идут в группе.

Психологическая разминка «Здравствуй, ты представляешь…»

Члены группы по кругу здороваются этой фразой, описывая какой-либо интересный, смешной случай (эпизод), который произошел при общении с любым человеком в период между прошлым и этим занятием.

Упражнение «Ласковое имя»

Так же, как и на втором занятии, проверка домашнего задания. Участники должны проговорить искренне, интонируя ласковые имена, а группа следит за откровенностью и доверительностью высказывания.

Упражнение «Подарки»

Все участники по кругу высказываются:«Что бы я хотел подарить сидящему рядом?» называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок.

Затем тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад этому подарку. И почему?

Упражнение «Групповой рисунок»

Все члены группы начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя (или символ), рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу руководителя все участники одновременно передают свои рисунки влево и, получив, разумеется, начатый соседом справа рисунок, продолжают уже  его.

Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Узнать его, наверное, можно только по имени (символу). Затем необходимо осознать те чувства, которые испытали участники во время самого процесса творчества и при виде «собственного» рисунка.

Вариант – члены группы по очереди рисуют на общем листе бумаги, добавляя к композиции свои детали, молча, выражая свои чувства, настроение в рисунке.

Упражнение «Д а — диалог»

Двое из участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу — и погоде, о любимой книге и т. д., другой должен немедленно от-кликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное — во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера.

Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы, т. е. не стали возражать друг другу. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «да—диалога».

Упражнение «Эмпатия»

Один из членов группы выходит из комнаты. Остальные участники характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, какие-то проявления, т. е. высказывают свое мнение о вышедшем, причем только в положительном ключе. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая содержание высказывания и автора.

Затем приглашается уходивший, и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Главная задача вошедшего — определить, кто мог о нем такое сказать. Выслушав •высказывание, он пытается понять, чье это мнение, и называет кого-то из группы. Итак, отрабатываются все высказывания (но не более 10).

В заключение упражнения «секретарь», который вел протокол, зачитывает снова весь перечень, но уже с указанием авторов.

Выходит следующий желающий, и процедура повторяется.

Упражнение «Брачное объявление»

Всем членам группы дается 3—5 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другогочеловека. В инструкции необходимо оговорить, что важно выделять именно психологические характеристики, a не увлекаться описанием внешнего вида, тем более наличием (или отсутствием) квартиры, дачи, гаража и т.д.

Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает, добавляя то, что участник пропустил, т. е. идет редактирование объявлений, дополнение психологических портретов членов группы.

Упражнение «Внимание»

Все члены группы встают в различные позы. Одни из участников, находясь в центре, старается запомнить всех в этих живописных позах. На это ему дается до 1 минуты. Затем он закрывает глаза, а 5 человек меняют что-то в своей позе, причем делается это таким образом, чтобы стоящий в центре не смог этого услышать.

Находящийся в центре, открыв глаза, должен определить, кто же изменился и в чем?

Затем в центр встает другой член группы, и упражнение повторяется.

Упражнение «Созвучие»

Двое членов группы, встав спиной друг к другу, по сигналу руководителя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-то сигнала со стороны группы или друг другу, т. е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями.

Упражнение «Без маски»

Все участники по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, «открытости» общения. Группа прислушивается к интонации, голосу говорящего и т. д., оценивая степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет сидящий слева и также без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было «зажатым», «шаблонным», то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.

Примерное содержание незаконченных предложений для этого упражнения:

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Особенно мне не нравится, когда...»

«Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...»

«Мне очень хочется забыть, что...»

«Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда...»

«Однажды меня очень напугало то, что...»

«В незнакомом обществе я, как правило, чувствую...»

«У меня немало недостатков. Например...»

«Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды...»

«В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя...»

«Помню случаи, когда мне стало невыносимо стыдно, я...»

«Мне случалось проявить трусость. Однажды, помню...»

«Особенно меня раздражает то, что...»

Упражнение «Последняя встреча»

Инструкция. «Сядьте в круг, закройте глаза и представьте себе, что занятия в группе уже закончены. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы еще не сказали группе, кому-то из участников, но очень хотели бы сказать.

Через 2—3 минуты откройте глаза и… скажите это!».

Руководитель проводит уже ставшее традиционным анкетирование.

Затем домашнее задание: «Опишите свои «добрые проявления» к кому-либо из близких, родных вам людей. Что вы конкретно сделали по отношению к нему, в чем помогли?»

Не забудьте ритуал прощания с группой.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель этого занятия - закрепление навыков самораскрытия; игрового стиля общения, дальнейшее освоение средств невербального общения, изучение различных стилей общения, переход к анализу негативных сторон личности, ретроспективное самонаблюдение, усилениe психологического проникновения в мир значимого другого, а также рефлексии после выполнения каждого задания.

Примерное содержание занятия.

Работа группы начинается традиционно с выполнения ритуалов приветствия, рефлексии прошлого занятия и психологической разминки:

«Здравствуй, я рад тебя видеть...»

Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая эту фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть...» Нужно сказать, что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.

Проверка домашнего задания

Все участники рассказывают об одном из своих «добрых проявлений» по отношению к кому-либо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело и обязательно акцентируют внимание на своих ощущениях от этого доброго дела.

Упражнение «Рисуем музыку»

Слушая какое-либо музыкальное произведение, участники группы рисуют те образы, ощущения, символы, которые особенно четко ассоциируются у них с этой музыкальной темой. Каждый стремится выразить себя как можно полнее.

Организуется импровизирован выставка получившихся работ: группа делится своими впечатлениями.

Упражнение « Карусель»

Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, а другая – внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один по часовой стрелке, другой – против. Затем сова по сигналу - остановка и работа в парах.

Стоящий во внутреннем круге играет роль, которую определяет руководитель, например, продавца, который должен что-то продать покупателю, то есть партнеру, стоящему во внешнем круге. В течение 2-3 минут идет ролевая игра, затем по сигналу руководителя происходит ролевой обмен.

Можно, если позволяет время, снова запустить круги, опять остановить их и дать уже другие роли.

Приложение. Примерный перечень ролей:

родственник, который долго не виделся с вами;

ребенок, получивший новую игрушку;

мужчина (женщина) рассказывает о смерти супруги (супруга) и т. д.

Упражнение «Стул»

Все участники сидят на стульях. Без всякой команды нужно всем одновременно встать, обойти стул, взять его за спинку, поднять до пояса, опустить, обойти с другой стороны и сесть на свое место. Все это должно быть сделано синхронно. И так 3 раза.

Упражнение «Замороженный»

Один из участников группы застывает неподвижно в любой позе с окаменевшим лицом. Задача «реаниматора» (им может быть любой из членов группы) «оживить», разморозить этого человека. Для этого можно использовать любые средства, но не задевая «замороженного» — жесты, взгляды, слова и т. д.

Признаки успешной работы — непроизвольная улыбка «замороженного», его реплика, смех, какие-то другие проявления и т. д.

Затем другой встает в центр и застывает, выходит новый «реаниматор», и действие повторяется.

Упражнение «Волшебное слово»

Вся группа встает тесным кольцом, крепко взявшись за руки. Один из участников по жребию (или по желанию) становится в круг. Он должен найти такие слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и захотел выпустить «узника» из .круга. Если первая попытка неудачная, то можно попробовать еще раз.

Затем другой выходит в круг и пробует, используя «волшебное слово», выйти за пределы кольца. У него тоже две попытки.

Упражнение «Жесты»

В разговор вступают два человека, свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты. Причем как можно более активно. Группа следит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естественными в разговоре.

Упражнение «Нет - диалог»

Обычное начало диалога, но задача участников ни за что не соглашаться с партнером, во всем перечить, возражать вежливо, но настойчиво.

Группа оценивает, как удалось выдержать режим «нет-диалога».

Упражнение «Стиль общения»

Во время обшей дискуссии на заданную тему, например. «Есть ли различия между психикой мужчины и женщины?» или «Зачем личности нужен коллектив?», каждый участник должен выполнить индивидуальное задание. Оно указано на карточке, которую участники берут по сигналу ведущего со стола перед началом упражнения. Каждый про себя читает это задание и переворачивает карточку так, чтобы окружающие не видели и не знали, какую роль он будет играть.

В ходе дискуссии каждый старается как можно точнее выполнить инструкцию, т. е. сыграть доставшуюся роль, а все вместе должны внимательно вчитываться в роли участников дискуссии с тем, чтобы определить, какую же роль получил тот или иной член группы.

Через 10—15 минут руководитель дает знак закончить дискуссию, и все начинают говорить, как они поняли роли друг друга. Затем каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось.

Набор заданий для участников дискуссии:

«Ты должен внимательно слушать других. Выступить не менее 3 раз, каждую свою реплику начиная с того, что говорил предыдущий оратор. При этом спрашивать «Правильно ли я тебя понял?» и вносить необходимые поправки в свои слова».

«Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса».

«Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее 3 раз, чтобы у других создавалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил».

«Ты - ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии».

«Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как ты обычно ведешь себя во время групповых обсуждений».

«Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение».

«Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить что-то, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя...»

«Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, после выступления каждого участника делать небольшое резюме».

«Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между членами группы».

«Как минимум 5 раз постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какие-то оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т.е всех должен оценить».

«Ты - очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».

«Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует».

У одного участника совершенно пустая карточка, он должен вести себя так, как ему хочется.

Упражнение «Пойми другого»

Каждый член группы должен в течение 2—3 минут описать настроение кого-либо в группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух, а тот, чье настроение описывали, соотносит со своим действительным состоянием и подтверждает достоверность проникновения или опровергает это. Комментарии в этом случае не нужны.

Упражнение «Психологический портрет»

Каждый член группы составляет список черт характера, свойств и качеств кого-либо из группы, нельзя, как и в случае с автопортретом, прямо указывать на признаки, особенно внешние, по которым очень легко идентифицировать личность описываемого. В такой психологической характеристике должно быть не менее 10— 12 черт.

Затем написавший зачитывает свое произведение вслух, а группа решает, кто же это?

После упражнения проанализировать, у кого лучше получился психологический портрет и в чем именно состояли глубина и точность проникновения в личность?

До сих пор группа работала только в режиме «+», т. е. главными задачами были актуализация и акцентирование внимания на положительных характеристиках личности, все помогали найти друг в друге что-то хорошее, на что можно было опереться, помогали развивать это в себе и т. д. Группа и дальше будет работать в таком режиме, но со следующего упражнения начинается актуализация и того отрицательного, что есть в каждом из участников. Нужно хорошо понять, что никто, кроме членов группы, не желает, пожалуй, так искренне добра и успехов друг другу в межличностном общении, что нужно быть готовым принять и эту отрицательную информацию о себе.

Упражнение «Список претензий»

Все участники на стандартных листах бумаги без подписи записывают свои уже накопившиеся претензии к остальным членам группы, в том числе и к руководителю, к группе в целом. Этот список анонимных претензий сдается руководителю, только ему. Он их смешивает, а затем читает вслух всей группе.

Если кому-то не ясен смысл высказанной ему претензии, руководитель читает еще раз. Каждый должен высказать свое отношение к полученной претензии, которая адресована ему лично, дать обоснование, почему намерен (или-нет) измениться, согласен или нет и т. д.

Традиционное анкетирование и домашнее задание.

«0пишите свое «доброе проявление» по отношению к человеку, который вам крайне не симпатичен. Сделайте что-то хорошее, доброе для этого человека».

 Затем осуществляется ритуал прощания.

ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель занятия — дальнейшее развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними. Активное самораскрытие, определение слабых сторон участников группы, отработка невербальных средств общения, овладение навыкам, высказывания и принятии обратной связи. Общение на пределе откровенности, активное сопереживание и выражение симпатии.

Примерное содержание занятия

Традиционные ритуалы встречи, начала занятии, рефлексия прошлого занятия, психологическая разминка:

Упражнение «Счет»

Один из участников называет любую цифру от I до того числа, сколько членов в группе присутствует на данном занятии, включая руководителя. В группе каждый раз должно быстро встать без всякой предварительной договоренности ровно столько человек, какое число было названо. Так повторяется несколько раз, пока наконец названная цифра и число встающих не совпадут.

Проверка домашнего задания

Все участники рассказывают о том, что «доброго» им удалось сделать для субъективно не очень приятного человека. Как удалось это сделать? И главное — какие чувства испытывали при этом?

Упражнение «Мой портрет» (Я глазами группы)

Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, т. е. Какими являются ощущения у каждого члена группы о нем, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.

Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления только в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

Упражнение «Враги»

Один из участников садится в центр, а группа пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их возраст, социальное положение, психологические характеристики, в каких случаях и по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в центре.

Находящийся в центре круга анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.

Затем в центр садится другой человек, по желанию или по жребию.

Упражнение «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5—7 причин, по которым вышедшего участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует высказывания, на этот раз без указания источника, так как мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший, сначала он должен сам попробовать назвать 34 причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол». У участника есть право на 1 вопрос, если что-тo не ясно для него в этом перечне.

Упражнение «Прокурор и адвокат»

Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая — «адвоката». Кто-то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готовности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, приводят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументировано доказывают обратное.

Главное — психологическое обоснование позиции. Когда садится в центр следующий участник, обязателен ролевой обмен между подгруппами.

Упражнение «Мои слабые стороны»

Процедура выполнения та же, что и для упражнения «Сильные стороны» (смотрите занятие № 2). По 3—4 минуты каждый член группы высказывается о своих слабых сторонах, акцентируя внимание на ошибках, недостатках в сфере межличностного общения.

После выступления всех участников руководитель раздает листы бумаги для проведения «инвентаризации этих слабых сторон, а затем собирает то, что написали члены группы для работы на последнем занятии.

Упражнение «Достойный ответ»

Каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стороны ответа в конкретной ситуации. Например, «ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, а прошло уже целых три». Потребуйте от него, обращаясь к кому-либо из группы в различных стилях: а) агрессивный, б) неуверенный, в) уверенно достойный.

Все члены группы должны пройти через это упражнение, причем обязателен ролевой обмен.

Примерные ситуации для упражнения

Друг занимает вас разговором, а вам нужно уйти. Вы говорите...

Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредил вас. Вы заявляете ему...

Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...

Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...

Упражнение «Общение в парах»

Вся группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.

«Встаньте (сядьте) спина к спине и постарайтесь вести оживленный диалог о чем-то важном для нас и течение 2—3 минут, оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями.

«Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог, в течение 2—3 минут говорите о своих проблемах. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог».

«Установите зрительниц контакт, пообщайтесь без. слов в течение 2—3 минут».

Затем вербальный обмен впечатлениями, своими ощущениями.

В этом упражнении пары могут быть постоянными, а можно после каждого задания менять их произвольно или по желанию участников.

Упражнение «Горячее кресло»

В центре стоит пустое «горячее кресло». По мере психологической готовности один из участников садится в это кресло и называет первого члена группы — значимого другого, от которого он хотел бы получить обратную связь и полном объеме! Тот, к кому обратился сидящий в «горячем кресле», должен с полной откровенностью ответить на один-единственный вопрос: «Как я к тебе отношусь?» Сделать это нужно наиболее полно и искренне.

После ответа первого, к кому обратился сидящий в центре, такую же обратную связь дают все остальные члены группы по кругу.

Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не пытаться уточнить, что ему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратную связь.

Вариант. Сидящий в «горячем кресле» сам спрашивает 3—4 человек, значимых для него, и затем его сменяет другой член группы.

Положение об обратных связях

Обратная связь — это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

Особое значение следует придавать тому, чтобы человек, дающий обратные связи, опирался на свои субъективные ощущения, а не говорил о том, что из себя представляет тот, к кому он обращается. Есть очень большая, разница между словами «Я чувствую раздражение, даже злость порой, когда вижу, как ты смотришь на меня и шепчешь что-то другому» и словами «Ты настроен против меня, ты — раздражительный и злобный человек». Старайтесь, чтобы члены группы в основном использовали высказывания первого типа и совсем не употребляли второй тип. Руководствуйтесь следующими правилами:

Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

Не давай оценок и советов.

Помни: обратная связь - это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это по большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком

Говори и о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

В заключение руководитель проводит анкетирование и выдает домашнее задание:

«Вспомните свои отношения с самым неприятным для вас человеком, с которым вы уже, может быть, порвали все связи, давно расстались и т. д. А теперь, используя ретроспективный анализ межличностных отношений, попробуйте найти в его характере, поведении, его психологических проявлениях не менее 5—6 положительных качеств. И запишите их».

ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ

На этом занятии продолжается закрепление тех навыков и умений, которые уже появились у членов группы во время предыдущих встреч.

Примерное содержание занятия

Ритуалы и рефлексия прошлого занятия стали уже привычными, но нельзя забывать о них.

Психологическая разминка:

Упражнение «Лучшее качество»

Все участники по кругу высказывают сидящему справа то лучшее качество, которое в нем есть, по мнению говорящего. В ходе проверки домашнего задания каждый участник рассказывает о том, что положительного он вспомнил в очень неприятном для него человеке.

Упражнение «Изофантазия»

Всем участникам дается задание в течение 2—3 минут нарисовать несуществующее доброжелательное и очень общительное животное.

Затем организуется очередной «вернисаж» и обмен впечатлениями.

Упражнение «Пресс-конференция»

Один из участников садится в круг, и группа задает ему в течение 5 минут любые вопросы на любую тему. Затем другой член группы садится в центр.

Упражнение «Читая брачные объявления»

Все члены группы выполняют следующее задание:

«Вы читаете газету, где много брачных объявлений. Одно из них привлекло ваше внимание настолько, что сразу захотелось ответить этому человеку.

Итак, каким может быть это объявление, т. е. нужно составить психологический портрет вашего «идеала». Требования те же — не менее 10—12 характеристик, качеств личности и т. д.»

После завершения задания все члены группы зачитывают свои объявления вслух.

Если на прошлом занятии не закончено упражнение «Горячее кресло», то необходимо его завершить на этой встрече.

Упражнение «Одиночество»

Руководитель дает такое задание: «Вспомните о времени, когда вы были более всего одиноки в своей жизни. Постарайтесь на 1—2 минуты воскресить это чувство, пережить его снова».

Затем организуется обмен своими переживаниями, в случае необходимости группа оказывает психологическую поддержку.

Упражнение «Слушаяие»

Группа делится на две части по 5—6 человек. В каждой из этих подгрупп один из участников садится в центр и в течение 5—6 минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и среди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены группы должны слушать с полным вниманием, не спорить, не перебивать, воспринимая говорящего целиком.

Находящийся в центре должен говорить все отведенное для него время, если же он высказал все до истечения времени, то он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководителя другой участник садятся в центр и начинает говорить на эту же тему. Время для него то же — 5—6 минут. После того как выступят все, идет обмен мнениями и своими ощущениями.

Вариант. «Конкурс ораторов». Один из участников произносит речь в течение 5—6 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории, которая не воспринимает этого оратора. Задача последнего установить контакт во что бы то ни стало.

В конце занятия руководитель проводит анкетирование и дает домашнее задание: всем членам группы необходимо описать проблему, которая представляется для каждого наиболее серьезной в сфере межличностного общения.

СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ

Это заключительное занятие, и руководителю нужно быть особенно внимательным по отношению к участникам. Обязательно следить за их эмоциональным состоянием, ориентировать группу на оказание психологической поддержки, если она кому-либо потребуется.

Примерное содержание занятия

Ритуалы встречи, начала занятий, рефлексия прошлого встречи и психологическая разминка:

Упражнение «Решительный отказ»

По кругу участники высказываются о том, от каких слов и привычек в общении с людьми они хотели бы отказаться. Причем все это нужно актуализировать, т. е. проговорить и продемонстрировать группе, опять работая на пределе откровенности.

Упражнение «На приеме у психолога»

Это проверка домашнего задания в виде упражнения. Все участники по мере психологической готовности выбирают из группы «психолога» — значимого другого, и, представив себе, что пришли к нему на прием со своей проблемой, которая мешает нормальному общению или дома, или на работе и т. д. рассказывают ему о том, что их собственно, мучает. В качестве психолога может выступать и вся группа, если тот, к кому обратился человек со своей проблемой, не смог дать «квалифицированную консультацию».

Основное упражнение этого занятия, которое в работе группы последнее, называется «Чемодан».

Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан» (ведь действительно скоро расставание, и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни среди людей). В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, помогает человеку в общении с людьми, да и все остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает этому человеку, в чем его отрицательные проявления, с чем ему необходимо активно поработать.

Как правило, эта отрицательная часть «чемодана» собирается с трудом, в этом случае могут помочь листы с описанием слабых сторон личности каждого участника, которые есть у руководителя, так как они были собраны на пятом занятии.

Практически это делается обычно таким образом:

выбирается «секретарь», он берет лист бумаги, делит его вертикально чертой пополам, на одной стороне вверху ставит знак «+», на второй знак «—». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а секретарь записывает, под знаком «—» все отрицательное.

Мнение должно быть поддержано большинством группы, если есть возражения, сомнения, лучше воздержаться от записи спорного качества. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5—7 характеристик и с той, и с другой стороны.

Затем участнику, который выходил и все время, пока группа добирала ему «чемодан», оставался в коридоре, зачитывается и передается этот список. У него есть право на один вопрос, если что-то уж очень непонятно.

Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так пока все члены группы не получат спои «чемоданы». Работа трудная, но очень нужная для всех участников и ее необходимо сделать.

После выполнения упражнения «Чемодан» нужна небольшая музыкальная пауза. Затем члены группы составляют соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы:

1. Что нового о себе я узнал во время занятий группы? ____________________________________________________________________________

2. Что нового я узнал о других людях? ____________________________________________________________________________

3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? ____________________________________________________________________________

4. Каким образом я собираюсь это сделать? ____________________________________________________________________________

Составленные соглашения складываются в заранее заготовленные конверты, на которых указывается точный почтовый адрес подписавшего этот «контракт» с самим собой. Все конверты сдаются руководителю. Он через месяц вышлет их по указанным адресам. И у участников будет еще одна возможность «встретить самого себя» таким, каким каждый из них видит себя сейчас, в конце работы группы.

Руководитель проводит последнее анкетирование и обращается к группе: «У нас последняя возможность выяснить то, что особенно мучает и тревожит каждого…Это действительно последний круг в таком составе... Если вы хотите что-то сказать, говорите, группа вас слушает... Каждый может обратиться к любому в группе, руководителю, группе в целом...

Успехов и счастья вам в этой жизни среди людей!»

 Если идея таких занятий покажется вам интересной. если проведенные занятия не охладили ваш пыл и не удовлетворили ваших потребностей, вы можете сами продолжить разработку таких занятий.

У нас есть просьба к преподавателю, ведущему эти занятия. Попробуйте описать, как проходили ваши встречи, а главное — оцените эффективность занятий, что дали они для развития социально-психологической компетентности участников. Автор был бы рад получить от вас обратную связь. Напишите о своей работе, недостатках, которые вы заметили в наших рекомендациях во время занятий.

Будем вам весьма признательны.

Словарь терминов, используемых в практике активного социально-психологического обучения.

Барьеры психологические — психическое состояние, проявляющееся в неадекватном поведении субъекта, что препятствует выполнению им определенных действий, например, барьеры в общении, проявляющиеся в отсутствии эмпатии, гибкости межличностных социальных установок.

Вентиляция чувств — процесс, освобождающий индивида или группу от эмоциональных зажимов, защитных установок в той или иной области жизненного опыта.

Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с другими людьми..

Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенностью является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимодействии с другими людьми. Важнейшие механизмы межличностного восприятия:

идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него;

эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.

Групповая динамика — совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений; к ним относятся принятие групповых решении, выработка групповых правил и ценностей, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения и т. д.

Групповое чувство — осознание членами группы того, что они составляют особую социальную единицу, в чем-то отличающуюся от других.

Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Значимый другой — лицо, которому непосредственно подражают и которое тем самым служит моделью для ннтериоризации норм.

Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.

Контакт — установление возможности доверительного общения, характеризующееся отказом от защитных социальных масок; возможен только как обоюдный процесс.

Личность — системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.

Meжличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влиянии. оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общении.

Обратная связь — искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Презентация — процесс и способы представления, «подачи себя» окружающим людям.

Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшее в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Разминка — процесс создания доброжелательной атмосферы для подготовки участников к ролевым играм и упражнениям, способствует снятию настороженности и установлению доверия.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того. как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

Роль — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения люден в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Ролевой обмен —обмен участников при выполнении заданий и упражнений теми ролями, которые они разыгрывали.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самораскрытие — передача достоверной информации о собственной личности другим людям.

Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (идя социальной группы).

Социально-психологическая компетентность — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

Конспект социально-психологического развивающего тренинга «Прогулка в волшебный лес».

Конспект социально-психологического развивающего тренинга  «Прогулка в волшебный лес». ...

КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»

КОНСПЕКТ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА  ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО»...

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...

Доклад на тему: «Общение как социально-психологический механизм межличностного взаимодействия» 2021год

Взаимодействие личности и общества происходит в процессе социализации. Этот процесс основывается на том, что общество передает социально-исторический опыт, а личность усваивает этот опыт, который пере...

Консультация для воспитателей «Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились поня...

«Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека»

Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями со...