Тренинг для педагогов “Легко ли быть ребенком?"
методическая разработка
Тренинг для педагогов для выстраивания педагогического общения с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
c311bf847eb5bc50cc308a30f13ac2e9.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 390» г.Перми
Тренинг для педагогов для выстраивания педагогического общения с детьми дошкольного возраста
“Легко ли быть ребенком?”
Подготовил: педагог-психолог
Зернова Надежда Николаевна
Пермь, 2020
Цель:
- установление дружелюбной атмосферы в группе;
- активизация коммуникаций между педагогами и детьми;
- формирование навыков сотрудничества взрослого с ребенком.
Задачи:
- расширение возможностей понимания детей;
- выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Материалы: лента, карандаши, листы, зеркало (2 шт.),
Участники тренинга: педагоги.
Ход тренинга
Роль воспитателя в детском саду огромна. Дети – наше будущее. И от того, что будет заложено в них зависит, вырастут ли они полноценными, счастливыми или нет. Задумывались ли вы когда-нибудь легко ли быть ребенком? Часто ли встаете на место ребенка в тех или иных ситуациях? Давайте, сегодня попробуем посмотреть на мир глазами ребенка и посмотрим, какого это. Для этого предлагаю выполнить несколько упражнений.
- Упражнение “Недетские запреты”
Психолог. Зачастую родители и воспитатели, делая замечания детям используют неверную тактику. Вместо того, чтобы помочь и подбодрить ребенка, мы его ругаем.
Приглашаются два желающих. У нас две роли – взрослый и ребенок (распределили). Ребенок садится на стул, взрослый берет ленту и обвязывать ребенка, давая отрицательное подкрепление всех его поступков (критика, негативные оценки его деятельности и его личности в целом, пренебрежительный тон…). После этого, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Затем, развязывая ленту, взрослый дает уже положительное подкрепление (слова поддержки, проявление радости при успешном действии, восхищение, комплименты)
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда взрослый ругал и завязывал при этом ленту?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Какие чувства были у вас, когда вас развязывали? В каком состоянии было комфортнее?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели связанного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
Идея
Положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С сказанной за несколько минут критикой первый участник справился, потому что понимал, что это игра. Не имея другой информации о себе, кроме как критики, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику. При этом даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявляется не в том, чтобы всегда хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
- Упражнение «Звезда»
Материалы: карманное зеркало на каждого, изображения звезд.
Подготовить основу – изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5*5см.
Инструкция: Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звездами.
Записываются все восклицания…….
Вопросы для обсуждения:
- Ваши ощущения в процессе выполнения задания?
- Ваши мысли по этому поводу?
Идеи выносимые на обсуждение:
- От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.
- Во время выполнения этого задания у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии (процитировать). Это является нормальным выражением эмоций, и помогает выполнить задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
3.Ролевая игра “Место под солнцем”
Инструкция: Представьте себе, что во время отпуска вы оказались на очень престижном курорте. Пляжи в это время сезона все переполнены. Те, кто стоит в кругу, приехали немного раньше и уже обрели свое место под солнцем. Те, кто находится вне круга, приехали позже, и потому перед ними встала задача – проникнуть все же на пляж – найти там свое место.
Участники делятся на две группы. Первая группа образует круг. За кругом - вторая группа, задача которой проникнуть на пляж и обрести свое “место под солнцем”. Участниками второй группы используются все знакомые коммуникативные приемы. Игра заканчивается, когда все оказываются в кругу.
Обсуждение:
- Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?
- Что чувствует ребенок, когда Вы отвергаете его?
- Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?
4.Упражнение “Снежинка”
Каждому участнику дается лист неплотной бумаги и предлагается сделать из этого листа снежинку, строго выполняя инструкцию тренера (психолога), не глядя при этом на то, что и как выполняет сосед.
Инструкция: лист бумаги сложить пополам и оторвать верхний правый угол (каждый сам решает, как складывать свой лист), снова сложить и оторвать правый верхний угол и так несколько раз.
- результате у каждого участника в руках оказывается снежинка, не похожая на формы других снежинок.
Вывод: Не смотря на одну инструкцию, результаты получились разные. Так и человек по-разному реагирует на одно и тоже действие, событие.
Обсуждение:
∙ В чем чаще всего проявляется неповторимость человеческой индивидуальности?
- Могут ли стереотипные установки мешать развитию личности ребенка?
5.Упр. «Рука»
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую руку.
По опыту проведения этого упр. известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Идеи, выносимые на обсуждение:
- В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
- Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это
почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИНЯТИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Легко ли быть педагогом..."
Размышления о выборе профессиональной деятельности, педагогическом росте, направлениях своей работы....
Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»
Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:· Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива с ис...
Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Как быть уверенным в себе»
Hазвитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения....
Консультация для педагогов "Легко ли быть начинающим педагогом", О.Н.Садлий, МБДОУ № 22
Представлены рекомендации для молодых педагогов...
Психологическое занятие - тренинг для педагогов ДОУ "Позволь себе быть счастливой"
Тренинг направлен на сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, пед...
Мини-тренинг для педагогов "Если хочешь быть счастливым, будь им"
Развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....
"Как быть уверенным педагогом?, тренинг для педагогов
Развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения....