Консультация для педагогов "Роль игр-головоломок в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"
консультация
Игры-головоломки не только интересные игрушки, это средство достичь самостоятельности, целеустремленности у ребенка. Ребенок, который умеет играть с головоломками быстрее учится читать, считать, решать задачи, развивается интеллект, сообразительность, математические способности, нестандартное мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igr-_golovolomok_v_razvitii_intellektualnyh_sposobnostey_detey.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кыштовского района детский сад «Солнышко»
Консультация для педагогов
Роль игр-головоломок в развитии интеллектуальных способностей дошкольников
Воспитатель: Ломакина И. Г.
2023
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.
Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.
КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?
Интеллект — синоним слова «ум». Это способность человека, воспринимать информацию, анализировать. Навыки нужно развивать. Высокий уровень IQ повышает шансы ребенка на хорошую успеваемость в школе и вузе, успешную карьеру, финансовое благополучие во взрослой жизни.
Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать определённый багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – этоспособности логически и абстрактно мыслить, анализировать, формировать причинно-следственные связи, рассуждать, быстро перерабатывать информацию, обучаться, находить решения (в разных жизненных ситуациях).
Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда ребёнок занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.
Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей.
Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.
Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.
Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у ребёнка развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.
ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Существует много методик, средств развития интеллектуальных способностей дошкольников.
Одним из средств развития интеллектуальных способностейявляются игры-головоломки. Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста.
Игры-головоломки не только интересные игрушки, это средство достичь самостоятельности, целеустремленности у ребенка. Ребенок, который умеет играть с головоломками быстрее учится читать, считать, решать задачи, развивается интеллект, сообразительность, математические способности, нестандартное мышление.
Чем больше мы используем головоломки в образовательной деятельности, тем больше нестандартных путей решения разных задач мы находим.
Интересные факты
- Первые задачи на нахождение неизвестной величины появились 5 тысяч лет назад.
- Первый расцвет головоломки получили в конце IX века в средневековой истории.
- Первая книга в Европе, посвященная головоломкам, была написана ирландским просветителем Алкуина и называлась«Задачи для развития молодого ума». Именно в ней под №18 была записана «задача о переправе».
- Самая известная головоломка на текущий момент — кубик Рубика, изобретенная Эрне Рубиком в 1974 году.
- «Пятнашки» — самая популярная головоломка во всем мире на рубеже XIX и XX веков.
- Головоломки со спичками впервые появились около четырех тысяч лет назад в Древнем Китае. Только вместо спичек использовались бамбуковые палочки одинакового размера. До наших дней дошли лишь немногие из древних задач. В наше время интерес к спичечным головоломкам появился в конце XIX века.
В это время вышла книга шведского педагога Софуса Тромгольта «Игры со спичками. Задачи и развлечения», которая вскоре была переведена на русский язык.
Значение головоломок
- Благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.
- Головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.
- В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, познавательный интерес и другие качества будущего школьника.
- Игры- головоломки способствуют развитию и становлению нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
- Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Они учат детей усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическоеи образное мышление, а также зрительно-моторную координацию.
- Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, творческое воображение.
Цели и задачи у всех головоломок одинаковые. Учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики,памяти, речи, внимания, логического, пространственного мышления.
Виды игр-головоломок и их характеристика для детей дошкольного возраста
В деятельности детей дошкольного возраста находят применение упрощённые варианты самых разнообразных игр-головоломок.
Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.
1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.
- Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Гала-куб», «Уголки», «Кубики для всех», «Осенний куб» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
- Игры «шнурковые», целью которых является:
— составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;
— «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его. «Шнурковые» игры способствуют развитию творческого и логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, умения ориентироваться в пространстве, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики и др.
- Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.
2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.
- Игры с палочками (спичками, полосками) − задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
- Игры («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.
Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.
- Лабиринты (графические и механические), динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.
3. Игры комбинаторного характера − стратегические.
Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры.
Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.
Игры с целью упорядочивания по признаку (восстановления картинки) путём передвижения частей по игровому полю за счёт использования пустой клетки («Игра-головоломка по 4», «Составь слоника», «15» и др.). Игры такого типа используются с целью развития логического мышления, сообразительности, памяти, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать и запоминать 2—3 игровых хода и др.
Большую группу составляют головоломки с буквами и словами (кроссворды, ребусы, метаграммы и др.) − графические или словесные игры на упражнение внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др.
-ДА-НЕТКИ («Это число?»
Это число больше 10 (нет) Это число меньше 5 (нет) Это число больше 6 (да) Это меньше 9 (да) Какое число? Ответ:8)
-Шарады (Кошечкам очень ХОЛОДНО. Поменяем букву Х на Г, что получится? ГОЛОДНО)
-Загадки с подвохом (Курица снесла 5 яиц, а петух 2 яйца. Сколько всего стало яиц? (5 яиц))
В практике работы с детьми дошкольного возраста широко используются разнообразные «головоломные» задачи, связанные с рассматриванием картинок: «Картинки в картинке» (на картинке, исполненной, обычно, контурным рисунком, нужно найти зашифрованные линиями изображения предметов); «Перепутаницы» (отгадать, сколько на картинке нелепостей); «Омонимы в рисунках» (найти на картинке изображения предметов, названия которых являются словами-омонимами) и др.
Таким образом, значение игр-головоломок состоит в развитии умственных способностей, смекалки, сообразительности, логических операций мышления, в формировании у детей интереса к изучению геометрических фигур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»
Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников"...
Консультация для родителей: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника при работе с блоками Дьенеша»
Консультация для родителей: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника при работе с блоками Дьенеша» ...
Использование головоломок для развития интеллектуальных способностей дошкольников
Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деят...
Консультация - практикум "Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников"
Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти и воображения....
Консультация для педагогов детского сада на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников 5-6 лет с помощью современных логоматематических игр».
Консультация для педагогов детского сада на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников 5-6 лет с помощью современных логоматематических игр»....
Интерактивное пособие. Мир головоломок для развития интеллектуальных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи
Сборник методических материалов и сценирии мероприятий педагогов с использованием авторских игр-головоломок...