Использование головоломок для развития интеллектуальных способностей дошкольников
презентация к уроку (старшая группа)

Остапенко Ольга Павловна

Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.

  Для развития  у детей мыслительных операций целесообразно использовать игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ, так как они:

• учат анализировать отношения между понятиями;
•учат объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее;
• развивают и активизируют навыки сравнения и объединения;
• учат обобщать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 105 Использование головоломок для развития интеллектуальных способностей дошкольников Подготовила: Остапенко О.П., воспитатель Курск, 2022 год

Слайд 2

Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. Для развития у детей мыслительных операций целесообразно использовать игры и игровые упражнения по технологии ТРИЗ, так как они: учат анализировать отношения между понятиями; учат объединять различные действия в одно целое, находя в объединения что-то общее; развивают и активизируют навыки сравнения и объединения; учат обобщать.

Слайд 3

ТРИЗ - « теория решения изобретательских задач » Цель ТРИЗ: не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения. Задачи ТРИЗ: - развивать гибкость, подвижность мышления, поисковую активность, творческое воображение; - учит связной, логически правильной, аргументированной речи; - формирует навык содержательной оценки и самооценки. Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.

Слайд 4

Головоломка « Танграм » Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства» . Это головоломка , которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом. Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры В чем польза танграма ? Складывание по танграм схемам способствует развитию усидчивости, внимания , воображения, логического мышления, помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции. Все эти навыки необходимы ребенку во время учебы в школе, да и во взрослой жизни… Итак, что же это за игра такая "ТАНГРАМ"? ТАНГРАМ - это головоломка, это конструктор, это тренажер для мозга!

Слайд 5

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); б) четырех цветов (красный, синий, желтый); в) двух размеров (большой, маленький); г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Вот несколько игр с использованием ТРИЗ методики в играх с блоками Дьенеша : 1. « ДА-НЕТ». Воспитатель загадывает фигуру и прячет ее. Дети задают вопросы, пытаясь отгадать , какую фигуру спрятал воспитатель. Воспитатель может отвечать на вопросы только Да или НЕТ. 2. « Перевертыши» . Воспитатель показывает фигуру , например, желтую толстую. Дети должны показать фигуру с противоположным свойством( желтая тонкая) 3. «Найди фигуру по пиктограмме». Дети находят фигуру по заданной пиктограмме. 4. « Отрицание». Воспитатель просит показать фигуру , описывая ее с помощью отрицания : не желтая, не толстая, не маленькая.

Слайд 6

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Слайд 7

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. В современной педагогике известны такие игры-головоломки: « Танграм », «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», « Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Сердечко» или «Листик». Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством использования занимательного математического материала.

Интеллектуальное развитие осуществляется через освоение детьми представлений о количественных, пространственных, временных отношениях, способах действий. Для этого используются разнообразные технологи...

Использование технологии «Кроссенс» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

       Кроссенс - хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрыв...

Консультация для педагогов "Роль игр-головоломок в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"

Игры-головоломки не только интересные игрушки, это средство достичь самостоятельности, целеустремленности у ребенка. Ребенок, который умеет играть с головоломками быстрее учится читать, считать, решат...

Интерактивное пособие. Мир головоломок для развития интеллектуальных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

Сборник методических материалов и сценирии мероприятий педагогов с использованием авторских игр-головоломок...