«Игровой практикум «Мир головоломок» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи»
материал
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. "Детский сад №3". п. Ракитное. Ракитянский р-он, Белгородская обл.
Наименование работы
«Игровой практикум «Мир головоломок» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи»
Автор:
Тарасова Анна Юрьевна, воспитатель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_golovolomok.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровой практикум «Мир головоломок» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи»
Каждый ребенок любопытен и жаден к окружающему миру. Все взрослые заинтересованы в удовлетворении любопытства детей и обеспечении их постоянного умственного и интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие-это процесс и уровень познавательной деятельности растущего человека, проявляющийся во всех формах знаний, познавательных процессов и способностей. Является результатом влияния жизни и окружающей среды на ребенка.
Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одним из важнейших вопросов современной педагогики. Современные педагоги используют разнообразные средства для раннего развития детей, но одним из самых эффективных средств формирования и развития интеллектуальных способностей детей являются головоломки, которые используются в образовательной деятельности и игре дошкольников.
В 2022 году нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня по направлению «Мир головоломок - смарт- тренинг для дошкольников».
Головоломки – это один из интереснейших и доступных способов развивать ум совместно с ребёнком.
Родители, которые заботятся о развитии своего ребенка, покупают разнообразные игры и игрушки Но одному из самых эффективных средств развития интеллектуальных способностей не придают должного значения. Головоломки в качестве игрушек в семьях встречаются редко.
И это одна из причин, по которой в своей работе, в рамках реализации этой инновационной площадки, я уделяю особое внимание формированию сотрудничества и созданию партнёрских отношений с родителями воспитанников.
Сотрудничая с родителями мы получаем возможность узнать о ребенке больше , посмотреть на него с разных сторон, понаблюдать за ним в разных ситуациях, а, следовательно, помочь родителям увидеть индивидуальные особенности.
Организация совместной работы с родителями, создание детско-родительских объединений, является эффективной формой работы как для детей, так и для родителей. Я использую такие формы работы как фестивали, конкурсы творческих работ, соревнования. Такое взаимодействие взаимовыгодно. Родители могут получить опыт конструктивного сотрудничества с собственными детьми, другими воспитанниками и воспитателями.
В ноябре 2022 года в моей группе прошло мероприятие объединившее детей и родителей. Я представила родителям игровые наборы «Мир головоломок», - создателем которых является научный руководитель проекта Ирина Ивановна Казунина. А потом мы провели совместный конкурс между детьми и их родителями, под названием «Сломай голову», для того, что бы родители на практике опробовали, как интересно детям погружаться в «Мир головоломок»
Дети вместе с родителями с большим интересом собирали головоломки и соревновались друг с другом в ловкости и быстроте мышления. Во время соревнований было налажено отличное сотрудничество между детьми, родителями и восптателями, что принесло отличные результаты для интеллектуального развития детей.
Для реализации образовательного модуля создан групповой кружок, занятия проводятся в малых группах по 6 детей 1 раз в неделю. Занятие длится 20-25 минут.
Технология смарт–тренинга развивает:
- познавательную мотивацию
- целостное зрительное восприятие
- воображение
- логическое и наглядно - образное типы мышления
- познавательный интерес
формирует:
- познавательные действия
- первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
- интерес к интеллектуальным играм.
Согласно Приказу Минкультуры РФ от 06.05.2008 N71 под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала сведены к минимуму, а за основу берется практическая отработка навыков и умений.
Таким образом, под понятием смарт-тренинг для дошкольников, мы подразумеваем метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.
На этапе завершения смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» мной поставлены следующие ориентиры:
Дети:
- знают разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
- овладели способами и правилами решения головоломок;
- пользуются алгоритмом при решении головоломок;
- могут понимать и применять заданные инструкции для решения головоломок
- преобладает целостное мышление восприятие, произвольное внимание, воображение;
- развита пространственная ориентация, анализ,
- ребята свободно сравнивают, обобщают, классифицируют;
Все игры головоломки в игровом наборе имеют уровни сложности, в карточках они отмечаются звездочками.
Игра-головоломка "Слагалица" состоит из семи геометрических фигур на плоскости. Суть игры для детей дошкольного возраста заключается в воспроизведении силуэтов на плоскости предмета или предметов "по образцу", "по памяти", "по схеме", "сплошным цветом" или создании новых образов. («Краб», контурная и сплошная)
Игра - головоломка "Складушки" представляет собой набор из девяти квадратных фишек с нанесенным на них рисунком в виде расположенного в углу круга, окрашенного в три цвета .Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы совпали по цвету. («Светофор»)
«Репка» - это головоломка, в которой двенадцать деревянных деталей разной формы помещены в коробку. В головоломке есть задания разного уровня сожности: контурная, найти части и сплошная. (Чайник)
«Осенний кубик» в набор входит шесть игровых деревянных элементов Для решения данной головоломки необходима постановка конкретной цели – предполагается составление нескольких фигур определенной формы, соединение всех частей в прочные неразрывные узлы и сборку трехмерной конструкции. Чтобы поддержать интерес к решению головоломок, я использую приемы тематического обыгрывания: дети могут собирать образы животных, предметы мебели, строения и т. д. (для родителей: «Печка», «Собака», «Щенок»; для детей : «Рыбка»)
«Гала-куб» является объёмной головоломкой, остоящей из восьми деревянных деталей, разнообразной формы.
Реализуя технологию, я пришла к выводу, что представленная методика направлена на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения и интеллектуального функционирования, способности детей дошкольного возраста мыслить, добиваться поставленных целей и готовят их к успешному обучению в школе.
Без игры, ребенок не сможет полноценно умственно развиться.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», – В. А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС...
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились в школе, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны.Способности есть у каждого ребенка, но развиты они в разной степени. Цель консультации привлечь вн...
Консультация для воспитателей ДОУ . «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»
. Цель консультации привлечь внимание талантливых педагогов к проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....
Использование головоломок для развития интеллектуальных способностей дошкольников
Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деят...
Консультация для педагогов "Роль игр-головоломок в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"
Игры-головоломки не только интересные игрушки, это средство достичь самостоятельности, целеустремленности у ребенка. Ребенок, который умеет играть с головоломками быстрее учится читать, считать, решат...
Интерактивное пособие. Мир головоломок для развития интеллектуальных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи
Сборник методических материалов и сценирии мероприятий педагогов с использованием авторских игр-головоломок...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием игрового набора «Мир головоломок»
В своей образовательно-игровой деятельности с дошкольниками для раннего интеллектуального развития детей мы используют самые разнообразные средства. И одно из самых эффективных средств являются игры ...