«Игровой практикум «Мир головоломок» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи»
материал

Тарасова Анна Юрьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. "Детский сад №3". п. Ракитное. Ракитянский р-он, Белгородская обл.

 

Наименование работы

«Игровой практикум «Мир головоломок» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи»

 

Автор:

Тарасова Анна Юрьевна, воспитатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_golovolomok.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровой практикум «Мир головоломок» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи»

Каждый ребенок любопытен и жаден к окружающему миру. Все взрослые заинтересованы в удовлетворении любопытства детей и обеспечении их постоянного умственного и интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие-это процесс и уровень познавательной деятельности растущего человека, проявляющийся во всех формах знаний, познавательных процессов и способностей. Является результатом влияния жизни и окружающей среды на ребенка.

Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одним из важнейших вопросов современной педагогики. Современные педагоги используют разнообразные средства для раннего развития детей, но одним из самых эффективных средств формирования и развития интеллектуальных способностей детей являются головоломки, которые используются в образовательной деятельности и игре дошкольников.

В 2022 году нашему детскому саду был присвоен статус инновационной площадки федерального уровня по направлению «Мир головоломок - смарт- тренинг для дошкольников».

Головоломки – это один из интереснейших и доступных способов развивать ум совместно с ребёнком.

Родители, которые заботятся о развитии своего ребенка, покупают разнообразные игры и игрушки Но одному из самых эффективных средств развития интеллектуальных способностей не придают должного значения. Головоломки в качестве игрушек в семьях встречаются редко.

И это одна из причин, по которой в своей работе, в рамках реализации этой инновационной площадки, я уделяю особое внимание формированию сотрудничества и созданию партнёрских отношений с родителями воспитанников.

Сотрудничая с родителями мы получаем возможность узнать о ребенке больше , посмотреть на него с разных сторон, понаблюдать за ним в разных ситуациях, а, следовательно, помочь родителям увидеть индивидуальные особенности.

Организация совместной работы с родителями, создание детско-родительских объединений, является эффективной формой работы как для детей, так и для родителей. Я использую такие формы работы как фестивали, конкурсы творческих работ, соревнования. Такое взаимодействие взаимовыгодно. Родители могут получить опыт конструктивного сотрудничества с собственными детьми, другими воспитанниками и воспитателями.

В ноябре 2022 года в моей группе прошло мероприятие объединившее детей и родителей. Я представила родителям игровые наборы «Мир головоломок», - создателем которых является научный руководитель проекта Ирина Ивановна Казунина. А потом мы провели совместный конкурс между детьми и их родителями, под названием «Сломай голову», для того, что бы родители на практике опробовали, как интересно детям погружаться в «Мир головоломок»

Дети вместе с родителями с большим интересом собирали головоломки и соревновались друг с другом в ловкости и быстроте мышления. Во время соревнований было налажено отличное сотрудничество между детьми, родителями и восптателями, что принесло отличные результаты для интеллектуального развития детей.

Для реализации образовательного модуля создан групповой кружок, занятия проводятся в малых группах по 6 детей 1 раз в неделю. Занятие длится 20-25 минут.

Технология смарт–тренинга развивает:

  • познавательную мотивацию
  • целостное зрительное восприятие
  • воображение
  • логическое и наглядно - образное типы мышления
  • познавательный интерес

формирует:

  • познавательные действия
  • первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
  • интерес к интеллектуальным играм.

Согласно Приказу Минкультуры РФ от 06.05.2008 N71 под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала сведены к минимуму, а за основу берется практическая отработка навыков и умений.

Таким образом, под понятием смарт-тренинг для дошкольников, мы подразумеваем метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости.

На этапе завершения смарт-тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» мной поставлены следующие ориентиры:

Дети:

  1. знают разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты, словесные;
  2. овладели способами и правилами решения головоломок;
  3. пользуются алгоритмом при решении головоломок; 
  4. могут понимать и применять заданные инструкции для решения головоломок
  5. преобладает целостное мышление восприятие, произвольное внимание, воображение;
  6. развита пространственная ориентация, анализ,
  7. ребята свободно сравнивают, обобщают, классифицируют;

Все игры головоломки в игровом наборе имеют уровни сложности, в карточках они отмечаются звездочками.

Игра-головоломка "Слагалица" состоит из семи геометрических фигур на плоскости. Суть игры для детей дошкольного возраста заключается в воспроизведении силуэтов на плоскости предмета или предметов "по образцу", "по памяти", "по схеме", "сплошным цветом" или создании новых образов. («Краб», контурная и сплошная)

Игра - головоломка "Складушки" представляет собой набор из девяти квадратных фишек с нанесенным на них рисунком в виде расположенного в углу круга, окрашенного в три цвета .Суть игры – в составлении рисунка путем соединения квадратных фишек так, чтобы углы совпали по цвету. («Светофор»)

«Репка» - это головоломка, в которой двенадцать деревянных деталей разной формы помещены в коробку. В головоломке есть задания разного уровня сожности: контурная, найти части и сплошная. (Чайник)

«Осенний кубик» в набор входит шесть игровых деревянных элементов Для решения данной головоломки необходима постановка конкретной цели – предполагается составление нескольких фигур определенной формы, соединение всех частей в прочные неразрывные узлы и сборку трехмерной конструкции. Чтобы поддержать интерес к решению головоломок, я использую приемы тематического обыгрывания: дети могут собирать образы животных, предметы мебели, строения и т. д. (для родителей: «Печка», «Собака», «Щенок»; для детей : «Рыбка»)

«Гала-куб» является объёмной головоломкой, остоящей из восьми деревянных деталей, разнообразной формы.

Реализуя технологию, я пришла к выводу, что представленная методика направлена на развитие восприятия, внимания, памяти, воображения и интеллектуального функционирования, способности детей дошкольного возраста мыслить, добиваться поставленных целей и готовят их к успешному обучению в школе.

Без игры, ребенок не сможет полноценно умственно развиться.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности», – В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились в школе, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны.Способности есть у каждого ребенка, но развиты они в разной степени. Цель консультации привлечь вн...

Консультация для воспитателей ДОУ . «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

. Цель консультации привлечь внимание талантливых педагогов к проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста....

Использование головоломок для развития интеллектуальных способностей дошкольников

Формирование у ребенка логического мышления связано с освоением мыслительных операций. В старшем дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деят...

Консультация для педагогов "Роль игр-головоломок в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"

Игры-головоломки не только интересные игрушки, это средство достичь самостоятельности, целеустремленности у ребенка. Ребенок, который умеет играть с головоломками быстрее учится читать, считать, решат...

Интерактивное пособие. Мир головоломок для развития интеллектуальных способностей детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

Сборник методических материалов и сценирии мероприятий педагогов с использованием авторских игр-головоломок...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием игрового набора «Мир головоломок»

В своей образовательно-игровой деятельности с дошкольниками для раннего интеллектуального развития детей мы используют самые разнообразные средства. И одно из самых эффективных средств являются игры ...