Консультация для воспитателей «Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа) на тему

Варикова С.Е.

Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

«Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»

Развитие мелкой моторики является одним из важных аспектов в развитии ребенка. Данная проблема волнует многих психологов и педагогов. Все они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

           Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников.  Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Использование оригами в образовательном процессе в детском саду в первую очередь конечно же связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук.  «Оригами» обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев.

               Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь? на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.

            Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.

           Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада.  На занятиях по конструированию из бумаги, воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети.  Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей.

           Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.

         Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

           Таким образом развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так-как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

Литература.

Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 2013

Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 2012

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 2014

Лиштван З.В. Конструирование. - М., 2011

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 22

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Под ред. Е.В. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ  под ред. Соколовой С.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Бумагопластика – как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук»

Цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумаго...

Выступление "Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук."

Выступление "Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук."...

Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...

"Пластилинография как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук у детей"

Папка - передвижка для родителей, о способах пластилинографии и её значение для развития мелкой моторики рук у детей....

Консультация для воспитателей «Оригами – как средство развития мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте»

Консультация для воспитателей«Оригами – как средство развития мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте»...