Консультация для воспитателей «Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для воспитателей "Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»
Развитие мелкой моторики является одним из важных аспектов в развитии ребенка. Данная проблема волнует многих психологов и педагогов. Все они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Использование оригами в образовательном процессе в детском саду в первую очередь конечно же связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. «Оригами» обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь? на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.
Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.
Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада. На занятиях по конструированию из бумаги, воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей.
Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.
Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.
Таким образом развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так-как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.
Литература.
Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 2013
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 2012
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 2014
Лиштван З.В. Конструирование. - М., 2011
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 22
«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Е.В. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ под ред. Соколовой С.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-860158-1480778998.jpg)
Презентация «Бумагопластика – как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук»
Цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумаго...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-860158-1480778998.jpg)
Выступление "Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук."
Выступление "Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-392400-1569785804.jpg)
Консультация для воспитателей «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-1245920-1588243383.jpg)
Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/05/picture-1332345-1620225787.jpg)
Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-1303093-1610215700.jpg)
"Пластилинография как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук у детей"
Папка - передвижка для родителей, о способах пластилинографии и её значение для развития мелкой моторики рук у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/17/picture-1113187-1673977674.jpg)
Консультация для воспитателей «Оригами – как средство развития мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте»
Консультация для воспитателей«Оригами – как средство развития мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте»...