Консультация - практикум "Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников"
консультация по психологии

Фрумина Светлана Владимировна

 Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти и воображения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Консультация-практикум

 Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих:

  • мышления;
  • восприятия;
  • внимания;
  • памяти;
  • воображения.

Мышление

возрастная группа

тип мышления, доступный детям данного возраста

задача
педагога

средняя

наглядно-действенное мышление

  (опора на реальные действия с объектами)

 

- Создавать условия для следующей стадии развития мышления.

- Развивая новый тип мышления, продолжать тренировку уже существующего.

старшая

наглядно-образное мышление

 (опора на зрительные представления, образы)

подготовительная
к школе

словесно - логическое мышление

(использование     понятий, логических конструкций и схем)

        

мыслительные операции - компоненты мышления

Игры и задания, развивающие мыслительную операцию

    Базой для развития мыслительных операций является формирование представлений о различных признаках и свойствах объектов.

  • «Какая, какой?»
  • «Отгадай (найди) по описанию»

Важно учить детей выделять не только внешние (цвет, величина и т.п.), но и скрытые (например, функцию) признаки.

Анализ

Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки.

  • «Угадай предмет по части»

Синтез

Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое.

  • «Разрезные картинки»

    (зрительный синтез)

Сравнение

Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

  • «Чем похожи, чем отличаются»
  • «Найди такую же»
  • «Самый непохожий»
  • подбор пары одинаковых предметов или их изображений («Парочки», «Домино»)

Абстрагирование

Способность отвлечься от несущественных признаков предметов.

  • Кодирование и декодирование.
  • Использование заместителей предметов.
  • Игры с использованием схем.

Обобщение

Выделение существенных признаков в предметах и явлениях,  на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов.

  • «Четвёртый лишний»
  • «Назови группу одним словом»
  • «Скажи пятое»

Классификация

Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.

Средняя возрастная группа -классификация по одному (внешнему) признаку, по заданному основанию.
Старшая возрастная группа - классификация по функциональным признакам, месту нахождения в пространстве и т.п.
Подготовительная к школе группа - смысловая классификация, на основе выделения родовидовых отношений между объектами. (после 5 лет - доступна классификация по самостоятельно найденному основанию)

Сериация

Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака

  • Игры с пирамидками, матрёшками
  • «Включение в ряд»
  • «Спортсмены строятся»

Логическое мышление – это оперирование понятиями. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом.

Отношения

Игры и задания,
 развивающие логическое мышление

вид - род

  • Игры на развитие операций обобщения и классификации (с предметами, картинками, словами, схемами)

часть – целое

  • «Из отдельных частей, назови предмет скорей!»

противоположность

  • «Скажи (покажи) наоборот»

последовательность

  • «Что было раньше?» (развитие представлений о временных последовательностях)
  • «Разложи картинки по порядку»

причина – следствие

  • «Что будет, если…»
  • «Почему так получилось?» (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи)

 Развивать у дошкольников умение устанавливать связи, отношения между наблюдаемыми объектами и явлениями помогают также:

  • задания- путаницы (нелепицы) «Что перепутал художник?»;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • отгадывание загадок как особого вида логической задачи.

Восприятие

Три типа перцептивных действий, развивающих восприятие:

           - выбор по образцу (идентификация);

           - соотнесение с эталоном;
           - соотнесение объекта с несколькими эталонами (перцептивное моделирование).

Для развития восприятия используются игры с использованием сенсорных эталонов (образцов различных внешних свойств предметов). Например, эталоны цвета, формы, величины.

Игры и задания, направленные
 на развитие восприятия

Цель

«Что в мешочке»

  • развитие тактильного восприятия

«Коробка форм»
«Вкладыши»

  • развитие восприятия формы и пространственных отношений

«Разрезные картинки»

«Найди недостающую деталь»

Пазлы

  • развитие зрительного восприятия,
  • овладение зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ

Конструирование по образцу

«Построй башенку»
«Выложи как у меня»

  • развитие пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве

игры с пирамидками, цветными кубиками

  • развитие восприятия отношений предметов по величине; овладение предметными действиями

 Задача педагога - повышение умения детей воспринимать информацию на словесном уровне, не подкреплённую зрительными образами.

Внимание

Игры и задания, направленные
 на развитие внимания

Цель

  • лабиринты (детям до 5 лет разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, старшим - следить только глазами)
  • развитие устойчивости внимания
  • «Запрещённое движение»
  • задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке
  • увеличение объёма внимания,
  • развитие наблюдательности
  • ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено
  • развитие устойчивости и объёма внимания

 

  • задания на нахождение сходства и различий картинок
  • нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке
  • поиск парных изображений
  • корректурные пробы

  («Зачеркни рисунок», «Обведи букву» и т.п.)

  • развитие произвольности внимания

Задача педагога - способствовать:

- расширению объёма внимания;
- возрастанию устойчивости и произвольности внимания;
- переключению внимания с помощью словесной инструкции.

Память

возрастная группа

вид памяти, доступный детям данного возраста

задача
педагога

средняя

  • непроизвольное запоминание

 

  • повышать произвольность запоминания и объём памяти;
  • делая акцент на развитии зрительной и слуховой памяти, уделять внимание развитию других видов: обонятельной, осязательной и вкусовой.

старшая

  • произвольное запоминание

подготовительная
к школе

  • смысловое (опосредованное) запоминание

 

Игры и задания, направленные на развитие памяти:

  • «Запомни картинки» (предметы, слова, звуки, движения, вкус);
  • «Что изменилось»;
  • «Три перемены в одежде»;
  • Вопросы по картинке, по стихам/рассказам;
  • Этюды-воспоминания.

Воображение

Для развития воображения необходимо:
- предлагать ребёнку задачи, имеющие не одно, а множество возможных решений;

- формировать способность создавать оригинальные образы.

Игры и задания, направленные на развитие воображения:

  • «Использование предмета»;
  • «Придумай и нарисуй»;
  • «На что похоже»;
  • «Дорисовывание фигур»;
  • Создание рисунка /аппликации из фигурок;
  • «Три слова» (придумать фразу);
  • «Неоконченные предложения»;
  • Придумывание историй, сочинение сказок;
  • «Придумай заглавие к рассказу».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.

Цель дааных развивающих занятий состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, пмять, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное пов...

Список дидактических игр и упражнений,направленных на развитие интеллектуальных способностей детей с 4 до 7 лет /По программе «Радуга»,автор Т.Н.Доронова/

Игра наиболее доступный  для детей вид деятельности. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элем...

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством коррекционных игр и упражнений (компьютерная презентация)

Что такое «умный человек»? Это очень широкое понятие. Мы определяем  ум  как знания и хорошую  память, способность применять знания в уникальных ситуациях и д...

Проект по связной речи «Дорожка к правильной речи» Выявление и развитие интеллектуальных способностей дошкольников компенсирующей направленности

ВведениеРазвитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обуч...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ. Кинезиологические упражнения как средство развития интеллектуальных способностей ребенка- дошкольника

Использование кинезиологических упражнений как видздоровьесберегающих технологий    Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед на...