Консультация - практикум "Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников"
консультация по психологии
Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти и воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_napravlennye_na_razvitie_intellektualnyh_sposobnostey.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников
Консультация-практикум
Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих:
- мышления;
- восприятия;
- внимания;
- памяти;
- воображения.
Мышление
возрастная группа | тип мышления, доступный детям данного возраста | задача |
средняя | наглядно-действенное мышление (опора на реальные действия с объектами) |
- Создавать условия для следующей стадии развития мышления. - Развивая новый тип мышления, продолжать тренировку уже существующего. |
старшая | наглядно-образное мышление (опора на зрительные представления, образы) | |
подготовительная | словесно - логическое мышление (использование понятий, логических конструкций и схем) |
мыслительные операции - компоненты мышления | Игры и задания, развивающие мыслительную операцию | |
Базой для развития мыслительных операций является формирование представлений о различных признаках и свойствах объектов. |
Важно учить детей выделять не только внешние (цвет, величина и т.п.), но и скрытые (например, функцию) признаки. | |
Анализ | Способность мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки. |
|
Синтез | Мысленное объединение частей предмета, отдельных (существенных) признаков в единое целое. |
(зрительный синтез) |
Сравнение | Мысленное установление сходства, тождества или различия предметов по существенным или несущественным признакам. |
|
Абстрагирование | Способность отвлечься от несущественных признаков предметов. |
|
Обобщение | Выделение существенных признаков в предметах и явлениях, на этой основе выделить главное, составляющее единство объектов. |
|
Классификация | Распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место. | Средняя возрастная группа -классификация по одному (внешнему) признаку, по заданному основанию. |
Сериация | Способность выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого-либо признака |
|
Логическое мышление – это оперирование понятиями. Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом.
Отношения | Игры и задания, |
вид - род |
|
часть – целое |
|
противоположность |
|
последовательность |
|
причина – следствие |
|
Развивать у дошкольников умение устанавливать связи, отношения между наблюдаемыми объектами и явлениями помогают также:
- задания- путаницы (нелепицы) «Что перепутал художник?»;
- разрешение проблемных ситуаций;
- отгадывание загадок как особого вида логической задачи.
Восприятие
Три типа перцептивных действий, развивающих восприятие:
- выбор по образцу (идентификация);
- соотнесение с эталоном;
- соотнесение объекта с несколькими эталонами (перцептивное моделирование).
Для развития восприятия используются игры с использованием сенсорных эталонов (образцов различных внешних свойств предметов). Например, эталоны цвета, формы, величины.
Игры и задания, направленные | Цель |
«Что в мешочке» |
|
«Коробка форм» |
|
«Разрезные картинки» «Найди недостающую деталь» Пазлы |
|
Конструирование по образцу «Построй башенку» |
|
игры с пирамидками, цветными кубиками |
|
Задача педагога - повышение умения детей воспринимать информацию на словесном уровне, не подкреплённую зрительными образами.
Внимание
Игры и задания, направленные | Цель |
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| |
| |
(«Зачеркни рисунок», «Обведи букву» и т.п.) |
|
Задача педагога - способствовать:
- расширению объёма внимания;
- возрастанию устойчивости и произвольности внимания;
- переключению внимания с помощью словесной инструкции.
Память
возрастная группа | вид памяти, доступный детям данного возраста | задача |
средняя |
|
|
старшая |
| |
подготовительная |
|
Игры и задания, направленные на развитие памяти:
- «Запомни картинки» (предметы, слова, звуки, движения, вкус);
- «Что изменилось»;
- «Три перемены в одежде»;
- Вопросы по картинке, по стихам/рассказам;
- Этюды-воспоминания.
Воображение
Для развития воображения необходимо:
- предлагать ребёнку задачи, имеющие не одно, а множество возможных решений;
- формировать способность создавать оригинальные образы.
Игры и задания, направленные на развитие воображения:
- «Использование предмета»;
- «Придумай и нарисуй»;
- «На что похоже»;
- «Дорисовывание фигур»;
- Создание рисунка /аппликации из фигурок;
- «Три слова» (придумать фразу);
- «Неоконченные предложения»;
- Придумывание историй, сочинение сказок;
- «Придумай заглавие к рассказу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников.
Цель дааных развивающих занятий состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, пмять, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное пов...
Список дидактических игр и упражнений,направленных на развитие интеллектуальных способностей детей с 4 до 7 лет /По программе «Радуга»,автор Т.Н.Доронова/
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элем...
Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством коррекционных игр и упражнений (компьютерная презентация)
Что такое «умный человек»? Это очень широкое понятие. Мы определяем ум как знания и хорошую память, способность применять знания в уникальных ситуациях и д...
Проект по связной речи «Дорожка к правильной речи» Выявление и развитие интеллектуальных способностей дошкольников компенсирующей направленности
ВведениеРазвитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обуч...
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ. Кинезиологические упражнения как средство развития интеллектуальных способностей ребенка- дошкольника
Использование кинезиологических упражнений как видздоровьесберегающих технологий Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед на...