Семинар-практикум для педагогов
методическая разработка
"Гиперактивный ребенок в группе детского сада"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_seminar-praktikum_giperaktivnyy_rebenok.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Солнышко»
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Гиперактивный ребёнок в группе детского сада»
Дата проведения: г.
Выступление подготовила:
педагог-психолог
Бакиевич Татьяна Петровна
Южноуральск, 2023 г.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с гиперактивными детьми.
Задачи:
- Познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей.
- Показать отличия гиперактивных детей от активных детей.
- Выработать рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.
- Пополнить педагогическую копилку играми для профилактики гиперактивного поведения.
Формат проведения: очный
Оборудование: мольберт, фломастер.
Ход мероприятия:
- Вступительное слова педагога-психолога.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня у нас состоится семинар-практикум на тему: «Гиперактивный ребёнок в группе детского сада». И начать мне его хотелось бы с небольшого эксперимента, который позволит нам почувствовать состояние гиперактивного ребёнка. Я предлагаю трёх человек выйти ко мне. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия.
- Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов в данном помещении и сколько окон (педагоги выполняют). А теперь скажите, легко ли было выполнять моё поручение? Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т. д.)? Что чувствовали после того, как поручение было выполнено (утомление, облегчение, усталость и т. д.)? Всё тоже самое происходит и с гиперактивным ребёнком. Итак, мы плавно переходим к теоретической части нашего семинара-практикума.
- Мини-лекция «Гиперактивный ребёнок»
Прежде чем начать говорить про понятие «гиперактивности» хочется сказать, что гиперактивность – это медицинский диагноз и ставится он врачом. Про это нужно помнить и этот термин при родителях не употреблять, но в нашей с вами педагогической среде мы себе это можем вполне позволить. Но даже, употребляя его в педагогической среде мы должны понимать, что это за дети. Итак, что такое гиперактивность?
Гиперактивность — совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причина такого поведения могут быть: генетические факторы, родовые травмы, перенесённые ребёнком инфекционные заболевания другие причины. (в мозге не работают, или не корректно работают отделы, которые отвечают за функции контроля, возбуждения - торможения)
СДВГ – пример батарея телефона
Прежде всего – отсутствие контроля (ребенок не контролирует свои действия, эмоции) Р-к не просто подвижен, он ничего не слышит, не видит.
СДВ – такие дети быстро истощаются, у них есть астенический синдром. Не может сидеть за столом, сползает.
Бывают ситуации, когда гиперактивным называют просто активного ребёнка. Давайте разграничим эти два понятия. Попробуйте представить, разделить ваших деток на активных и гиперактивных
Активный ребёнок | Гиперактивный ребёнок |
Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но, если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать. | Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. |
Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. | Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. |
Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение. | Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Всевозможные аллергии не редкость. |
Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у мал ознакомых людей. (Умеет себя контролировать) | Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. |
Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал. | Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни |
Это основные отличия. Надеюсь понятно, что из себя представляет гиперактивный ребёнок. А сейчас мы с вами, опираясь на те знания, которые у нас есть, подумаем, возможно ли как-то откорректировать поведение ребенка с гиперактивностью . Или это поведение нужно понять и простить и жить с такими детьми.
Примерные рекомендации:
- Перед началом занятия с ребёнком желательно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила поведения.
- Всю интеллектуальную нагрузку стоит давать в первой половине дня.(батарейка еще заряжена)
- На занятиях давать ребёнку возможность сделать перерыв (раздать карандаши, тетради и т.д.) Сдвгшку надо сделать своим главным помощником! Надо чтобы он не столько контролировал себя, т.к. это ему тяжело, а выполнял задания по просьбе педагога. Это позволяем ему чувствовать себя значимым, знать, что он молодец, что его любят и хвалят.
Ругать такого ребенка бесполезно, от этого он еще больше возбуждается, падает функция контроля.
- Инструкция должна быть чёткой и короткой. (Он не может удерживать в голове длинную инструкцию, а ему еще должно хватить сил, чтобы выполнить задание)
- В любой ситуации взрослому нужно оставаться спокойным.
- Слово психолога
У нас получились замечательные рекомендации. Все их вы можете внедрять в свою работу, если у вас есть в группе гиперактивные дети. А сейчас я предлагаю поиграть в игры, которые будут полезны для гиперактивных детей. Это игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, телесно-ориентированные игры, игры на внимание.
- Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик»
Психолог говорит:
— Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком. Ветер утих — выпрямитесь, расслабьтесь. Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону — прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте. Море успокоилось — выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.
- Упражнение «Ищем ошибки»
Психолог говорит: — Я буду читать рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, — хлопните в ладоши, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.
Рассказ с нелепостями:
Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала — что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога. Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
- Упражнение «Раз, два, три — говори!»
Перед педагогами (детьми) стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из участников (детей) и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный играющий выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется залу. Психолог просит определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!».
- Упражнение «Прошепчи ответ»
Психолог говорит: – Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения. Педагоги (дети) выполняют задание. – Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ. Психолог задает следующие вопросы:
– Какое сейчас время года?
– Какой сегодня день недели?
– Как называется город (поселок), в котором вы живете?
– Какое число следует за числом пять? – Как называется детеныш коровы?
– Сколько лап у собаки?
– Сколько лап у двух собак? И т.п.
Книга Арцишевской «Работа с гиперактивными детьми в детском саду»
- Заключительное слово педагога-психолога
И в заключение мне хочется сказать, что добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним, скорректировать поведение ребенка - вполне посильная задача. Начать можно с тех рекомендаций, которые мы с вами сегодня выработали и игр, в которые мы с вами поиграли. На этом наша встреча заканчивается. Всем спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....