Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности
методическая разработка

Голубева Елена Александровна

Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

Современному дошкольному образованию требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

- умение ставить цель деятельности;

- осуществление элементарного планирования деятельности;

- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели

 

Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. «У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли…»

С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения. В своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений.

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

•        Проблема;

•        Проектирование или планирование;

•        Поиск информации;

•        Продукт;

•        Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки.

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Работая с детьми по методу проектов, важно соблюдать следующие требования к его использованию:

1.        Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.

2.        Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.        Самостоятельная деятельность детей.

4.        Четкая структура содержательной части проекта.

5.        Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.

Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. На практике чаще всего проектную деятельность используют с детьми старшего дошкольного возраста и очень редко с детьми раннего возраста, недооценивая её возможности. Педагогическая практика показала, что использование метода проектов в работе с детьми раннего имеет большое значение для развития личности ребенка. В раннем возрасте закладываются наиболее важные способности: познавательная активность, любознательность, интерес к окружающему, уверенность в себе, доверие к другим людям, целенаправленность действий и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Сам ребенок не всегда способен находить или придумывать такие занятия, которые отвечают его возможностям, развивают его способности. Чтобы деятельность стала действительно развивающей, ребенку нужна помощь взрослого. Обрести и реализовать свою активность, а, следовательно, нормально развиваться ребенок может только в совместной деятельности с взрослым. И роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.

Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. При разработке непосредственно образовательной деятельности по методу проектов я применяю алгоритм создания проблемной ситуации, по которому определяю тему проекта и его цель, составляю перспективный план продвижения к цели; формулирую задачи и обсуждаю их с участниками проекта, придумываю игры и другие виды деятельности. Конечно, по отношению к самым маленьким воспитанникам проектная деятельность во многом упрощена. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая их к деятельности.

Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы"

цели и задачи данной технологии в работе с детьми, классификация проектной деятельности....

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности»....

«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»

Информация для воспитателей на тему:«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»...

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

   Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответс...