Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».
материал

Памукчу Яна Александровна

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детски сад «Снежинка»

Тема доклада на городском методическом объединении:

«Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».

                                                                                          Подготовила:

Воспитатель Памукчу Я.А.

г. Муравленко,  2019 г.

Современное общество нуждается в людях, способных креативно подходить к любым изменениям и нестандартно, и качественно решать возникшие проблемы. Поэтому дошкольному образованию, в условиях введения ФГОС, требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.

       Задача воспитателя – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать её в виде новых знаний. Поэтому в своей работе я использую разнообразные формы и методы. Одним из самых эффективных, на мой взгляд является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений.

Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

       Проектная деятельность всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Главное условие – помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Эта система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.

Чтобы ребенок получил полноценное качественное развитие, нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность ребенка, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился.  

        Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, планировать свою деятельность, проявлять инициативу и самостоятельность.

В проектном методе используются следующие формы поддержки детских инициатив:

- «Успех гарантирован» - любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.

- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

- Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам – научу другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

- Мотивированная интеграция детей и взрослых – педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.

- Игровая основа деятельностных взаимодействий всех участников реализации инициатив детей в продуктивной деятельности.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.

        Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир,  - вот роль педагога в детской проектной деятельности.

Так, например, прочтя сказку «Айога» на занятии по развитию речи, дети задали вопрос: если сказку можно рассказать с помощью кукольного театра, а можно ли рассказать сказку с помощью лего-конструктора? Я поддержала, такую инициативу детей, развивая креативное мышление ребенка (он намерен сделать то, чего еще никто не делал), память (ребенок запоминает ход событий в сказке и действия литературных героев), коммуникативные навыки (в ходе работы над проектом ему необходимо общаться со сверстниками и взрослыми), познавательную деятельность.

Для решения задач, поставленных в проектах, привлекаю к работе родителей, которые помогают в организации развивающей среды в группе, участвуют в подготовке и проведении проектов.

Показателем эффективности внедрения проектной деятельности в воспитательно-образовательную работу считаю:

  • высокую степень развития инициативности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
  • умение управлять собой и своим поведением, планировать действия;
  • повышение готовности детей к восприятию нового материала;
  • активное участие родителей в жизни группы и ДОУ.

Рекомендации педагогам по организации проектной деятельности:

  • старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно;
  • не сдерживайте инициативы детей;
  • не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться;
  • избегайте прямых инструкций ребенку;
  • не спешите с вынесением оценочных суждений.

Практическая часть.

Вывод:

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Приложение

Практическая часть.

Всем известно, что нас окружает воздух, но воздух невидим.

Как вы думаете существует ли способ увидеть или ощутить его каким бы то ни было способом?

Предметы для проведения экспериментов:

1-ый набор «Поймать воздух»

- полиэтиленовый пакет.

2-ой набор «Воздух можно увидеть в воде»

- Стакан, вода, шприц.

3-ий набор «Воздух можно ощутить кожей»

- насос.

4-ый набор «Воздух можно увидеть в стакане погруженном в воду вверх дном»

- стакан, ёмкость больше стакана (контейнер) с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы"

цели и задачи данной технологии в работе с детьми, классификация проектной деятельности....

«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»

Информация для воспитателей на тему:«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»...

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

   Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответс...

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестан...