Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности
статья
Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_npk_buyskih.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности
Буйских О. С., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 41 «Петушок»
Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования этих качеств личности, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности, независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.
На основании требований законодательств, а также жизненных реалий я пришла к выводу, что проектная деятельность отлично впишется в концепцию современного дошкольного образования.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Мне нравится, что метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Изучив множество современной литературы и пройдя курсы повышения квалификации я запомнила и уяснила, что проект – это 5 «П»:
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки.
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др).
Работая с детьми по методу проектов, я соблюдаю следующие требования к его использованию:
- Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Четкая структура содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов и приемов: опыты, наблюдения, экспериментирование и другие.
Применяя в своей работе проектную деятельность, я поняла что она развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность – это вид педагогической работы, которая актуальна в связи с реализацией ФГОС и ФОП ДО.
Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Считаю, что я успешно внедрила проектную деятельность в свою работу. Получаю от этого максимальную отдачу и самое главное отличный результат. Для примера хочу поделиться проектом, который успешно реализовала в старшей логопедической группе. Для этого предоставляю вашему вниманию паспорт проекта. Который был составлен по всем правилам реализации проектов.
Наименование проекта | «Что в имени моем» |
Вид проекта | Информационный, исследовательский |
Разработчик Проекта | Учитель-логопед Буйских О.С. |
Основные исполнители Проекта | Дети, учитель-логопед, родители |
Цель Проекта | Способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса к изучению истории имени. |
Основные задачи Проекта | продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для них форме; - познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких; способствовать проявлению форм дружеского общения между детьми и между родителями и ребенком; - учить работать со словарями и справочниками и другими средствами информации. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта | - оформление и презентация альбома «Это – Я!», - выставка творческих семейных работ «Наши имена». |
Критерии эффективности проекта | - внедрение проектной деятельности в ДОУ; - повышение качества образования; - социальное партнерство; - повышение интереса к знаниям |
Основные принципы Проекта | - предполагает движение ребенка в пространстве; - опирается на субъектность ребенка, т.е. на выражение его инициативы; - имеет адресный характер |
Нормативно-правовая база проекта | 1. Конституция Российской Федерации; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования"; 5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. 6.СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; 7. Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федеральных государственных образовательных стандартов ДО. 8.Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №41 «Петушок» |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Ноутбук, видеотека, интерактивная доска, принтер, проектор |
Учебно-методическое |
|
Для меня, как для логопеда, важным аспектом является задействовать в проектной деятельности все функции речи. И я смело могу сказать, что проектная деятельность:
- тренирует опыт публичного выступления;
- Совершенствует навыков звукопроизношения вне ситуационной обстановке;
- Совершенствует навыков устной речи;
- Совершенствует навыков составления рассказа;
- Развивает способностей пересказа.
Так же проектная деятельность, как ни что лучше, помогает привлечь, вовлечь и заинтересовать родителей, семью ребенка. Это шикарный опыт взаимодействия детей, педагогов и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы"
цели и задачи данной технологии в работе с детьми, классификация проектной деятельности....
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».
Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности»....
ДОКЛАД «Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы» (педсовет)
МКДОУ Бобровский детский сад №4 ОВ ДОКЛАД...
Выступление на ГМО: «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности»
матуриал для педагогов...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности
Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестан...