План по самообразованию "Сенсорное развитие детей через дидактическую игру"
учебно-методический материал (младшая группа)

Мамонтова Наталья Юрьевна

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей через дидактическую игру"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №53 « Радуга»

План по самообразованию

«Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

 на 2023-2024 г.г.

 Воспитатель: Мамонтова Н.Ю

Лесосибирск 2023 г

Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

 - расширить знания о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр)

 - подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры», проведение бесед

 Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в младшем дошкольном возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуальна, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

 - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 - совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: * произвольное внимание; * логическое мышление; * зрительное и слуховое восприятие; * память; * речь детей.

- научить детей различать основные цвета;

 - познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

 - Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

 - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

 - Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию.

 Формы работы с родителями и детьми:

 - Родители:

 - сотрудничество через консультации,

 - родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

 - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе работы составлена подборка дидактических игр:

 - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Этапы работы

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.

2 этап – проектировочный.

 3 этап – творческий (приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков)

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчёта

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2023 г

Список использованной литературы

Создание предметно развивающей среды по сенсорике

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

Анкетирование родителей по теме сенсорного воспитания.

Октябрь 2023

Результаты анкетирования.

Конкурс для родителей

« Дидактическая игра по сенсорике»

Ноябрь 2023

Итоги конкурса

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Январь 2023г.

Конспект консультации

Подготовка и проведение родительского собрания

Февраль 2023 г.

Конспект родительского собрания, презентация.

Подготовка папок-передвижек по данной теме

В течении года

 Папки-

передвижки

Проведение Мастер-класса для родителей ««Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Март 2023

 Конспект и фотоотчет

Подготовка и проведение родительского собрания

Апрель 2023

 Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

Форма отчёта

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

,,Чудесный мешочек,,

,, Определи на ощупь,

 ( найти предметы, различающиеся по одному

признаку)

,,Узнай фигуру,

 ( предлагается на ощупь достать из мешочка

предложенную фигуру)

,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары

одинаковых предметов)

Октябрь-ноябрь

Работы детей и фотоотчёт

Дидактическая игра

« Весёлые гномы»

( подбери кружок по цвету гнома)

«Фигуры и прищепки»(подбери прищепку к фигуре

Декабрь

Январь

Работы детей и фотоотчёт

Дидактическая игра

 « Найди предмет указанной формы»

« Гусенички» (подбери кружок по цвету гусеницы)

Февраль

Март

Работы детей и фотоотчёт

«Самая длинная, самая короткая» (Разложи ленты по длинне от короткой до длинной и т.п)

« Собери матрешку»

« Собери башенку»

Апрель

Май

Работы детей и фотоотчёт

Список использованной литературы:

1 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. –

Москва, 2010

2 Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры

ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3 Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4 Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей

группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

5 Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

6 Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (с...

Перспективный план работы с детьми 1 мл.группы"Сенсорное развитие детей через дидактические игры на 2019-2020 уч.год"

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). В перспективном плане планируются: 1. Це...

Перспективный план работы с детьми во 2 мл.гр" Сенсорное развитие детей через дидактические игры на 2020-2021уч.год"

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида)....

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2023- 2027 гг. Тема: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цель:повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о ...

План по самообразованию педагога «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

                                    Творческий план самообразования педагога на 2021-2022 учебный ...