Индивидуальный план работы по самообразованию. 2023- 2027 гг. Тема: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
материал

Cибирёва Елена Николаевна

 Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр)

- образование родителей по данной теме (подготовка  консультаций «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры », проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_na_5_let_2_1_1.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

2023- 2027 гг.

Тема:

«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

(Ф.И.О. педагога) Сибирева Елена Николаевна

(специальность) Воспитатель        

(образование) Средне - профессиональное

(стаж педагогической работы)  39 лет

(квалификационная категория) первая

(дата начала работы над темой)  2023 год

(предполагаемая дата окончания работы) 2027год

       Цель:

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр)

- образование родителей по данной теме (подготовка  консультаций «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры », проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Тема актуален, т.к. ее реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

Ожидаемые результаты:

Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Выход темы: 

- консультация для родителей

- консультация для педагогов

- родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

- Дети:

- специальные занятия по сенсорному воспитанию

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации  разработана подборка дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Цель этапа

Задачи этапа

Педагогический
продукт как результат
(тема, название)

Субъективные
достижения

Формы представления
результатов

(место и дата)

I этап  - Аналитический

Период 2023-2024г.

Изучение проблемы

Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта,

проанализировать интернет-ресурсы;  провести диагностические исследования,

составить метод.копилку, картотеки

Каталог научно-методической литературы, инновационного опыта,  интернет-ресурсов;  

мониторинг диагностических исследований;

картотека,

оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов).

Изучение литературы по теме:

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования)

Эссе,

самоотчет,

само-презентация,

самодиагностика,

аналитическая справка

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах (альтернативный сайт)

II этап - Конструирующий

Период 2024-2025г.

Создать методическое сопровождение

Разработать программу (диагностические карты, цикл занятий,…)

Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты,  создание и оснащение творческих центров в группе, сценарии праздников, пакеты диагностических методик, метод.рекомендации, технологические карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями; видеозаписи,  пособия, методическая копилка ( примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…)

«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Публикация статьи в сборнике материалов регионального семинара – практикума «Проектная деятельность в детском саду»

Занятия по ИЗО деятельности, по конструированию.

«Пальчиковый бассейн», «Игры с прищепками», «Цветочная поляна»

«Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка вместе с родителями

Сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию    

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Разработка конспектов занятий.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Закрепление пройденного с детьми

Мониторинг

Эссе,

самоотчет, само-презентация,

самодиагностика,

аналитическая справка, отзыв коллег, родителей

Презентация

Консультации для родителей

Педагогический проект

Изготовление наглядно – методических пособий.

Консультация для родителей

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ, мастер-класс.

выступление на педсовете

февраль 2023г.

В течении года

Сентябрь-ноябрь 2023г

Ноябрь 2023г.

В течении года

Декабрь - 2023

Февраль 2024

Март 2024г.

Апрель 2024г.

Май 2024г.

Май 2024г.

Апрель-Май 2024г.

Май 2024г.

III этап - Формирующий

Период 2025-2026г.

Реализация своих разработок в практике: подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, мастер-классов, выступлений и т.д.),

оформление результатов диагностики,

оформление конспектов ОД,  участие в конкурсах различного уровня.

Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования во второй младшей группе.

Выставка на тему: «Времена года глазами детей» используя нетрадиционную технику рисования.

 Составить картотеку заданий и игр для развития мелкой моторики рук.

Эссе,

самоотчет, само-презентация,

самодиагностика,

аналитическая справка, результат участия в конкурсах,

 отзыв коллег, родителей

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ, мастер-класс.

IV этап - Обобщающий

Период 2026-2027г.

Оформление опыта работы (портфолио) - его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований, редакция рабочих программ, перспективных планов работы с детьми,  проектов, метод.рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов НОД, программы работы с родителями; издание собственных разработок, размещение публикаций; мониторинг развития детей,

оформление методических рекомендаций;

участие в конкурсах различного уровня.

Подведение итогов.

Распространение опыта своей работы

Оформить творческую лабораторию: «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»

Разработка перспективного плана развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования во второй младшей группе.

Составить программу «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционное рисование»

Показ мероприятия родителям и педагогам.

Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете

Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов

Эссе,

самоотчет, само-презентация,

самодиагностика,

аналитическая справка, результат участия в конкурсах,

отзыв коллег, родителей

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ, мастер-класс.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ПОРЯДКОВОГО СЧЕТА, НАЗВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР, ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ;  ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ;  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

План

работы педагога над темой самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

2023-2024г.

2

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение ФГОС  дошкольного образования.

Изучение  психолого – педагогической литературы.

Изучение примерной основной образовательной программы дошкольного образования.

Новинок учебных пособий и ИКТ.

3

Изучить книгу:

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1978

 Изучить книгу:

- Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 - 2005

Изучить книгу:

- Сольцева О. Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007

4

Посещение городских методических объединений

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Составление плана работы по самообразованию

2023-2024г

2

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

3

Развитие сенсорных эталонов цвета

Развитие сенсорных эталонов формы

Развитие сенсорных эталонов величины

Развитие тактильных ощущений посредством песка и воды.                                    

Развитие тактильной чувствительности стоп ног дошкольников.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

Развивающее оборудование «Тактильная дорожка»

Экспериментирование с водой.

Опыт «Разноцветная вода».

Опыт «Прозрачность воды».

Развитие тактильных ощущений дошкольников.

Развитие сенсорных эталонов звука.

Упражнения с развивающим оборудованием «Настенное панно»

Упражнения на развивающем оборудовании «Тактильная стена»

Развивающие упражнения с использованием дидактического оборудования «Звукарик – шумовик»

Развитие сенсорных эталонов обоняния и вкуса. Развивающие игры и упражнения на развитие эталонов вкуса и запаха

5

Обогащение представлений родителей о развивающей среде по развитию чувственного восприятия.

Развивающие игры для дома.

Выставка дидактических игр по сенсорике, направленных на развитие эталонов чувственного восприятия.

Оценка уровня сенсорного развития детей.

Отчет о проделанной работе за год.

6

Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание дошкольников»

Открытое занятие по сенсорному  воспитанию

Консультация для педагогов:

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
  • Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2024-2025г

2025-2026г

2

Практическая часть:

  • Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.
  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования дл проведения деятельности
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогическом совете
  • Участие в работе творческих групп

3

Изучить книгу :                            

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.

Посещение городских методических объединений

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами.

4

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

Занятия по сенсорному воспитанию с развитием математических представлений «Спасение Царевны Лягушки»

Занятие по сенсорному воспитанию «Путешествие по сказке»

Закрепление пройденного материала

5

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

Подготовить консультацию для родителей «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Папка- передвижка с фотографиями детей  « Сенсорные игры».

Оценка уровня сенсорного развития детей.

Отчет о проделанной работе за год.

6

Консультация для педагогов:

«Удивительный мир сенсорной комнаты».

Открытое занятие по сенсорному воспитанию

Консультация для педагогов: «Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания»

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Оформление результатов обследования детей по проблеме

2026-2027г

2027-2028г

2

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов,, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

3

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

Дидактические игры на интеллектуальное развитие

Дидактические игры на  развитие внимания

Дидактические игры на  развитие восприятия и памяти

Дидактические игры на  развитие речи

Закрепление пройденного материала.

4

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

Подготовить консультацию для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей в условиях семьи».

Мастер-класс для родителей по изготовлению дидактического материала  «Игры своими руками».

5

Консультация для педагогов

«Работа в условиях  реализации ФГОС

по сенсорному воспитанию  дошкольника».

Отчет о проделанной работе по сенсорному воспитанию детей в  группе.

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»:

  • Рассказ;
  • Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

2

Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»

3

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

4

Участие в педагогических конкурсах

Литература:

1.Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М.М. – М.: Владос, 2001.

2. Вайнерман С.М.  Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др.  - М.: Владос,- 2001.

3.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.

4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. – с.14.

5. Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

6.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

7. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П.   -  М.: Модэк,   2007.

8. Каралашвили Е. А. Организация  сенсомоторного уголка в группе детского сада / Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. // Справочник старшего  воспитателя, -2008. -№5. –с.13

9. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2. - с.76-78.

10. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // 0бруч, -2006.-№2. с 15.

11.Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.: Учитель, 2006.

12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение,  1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию 2023- 2027 гг.

laquo;Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»....

Самообразование по теме "Сенсорное развитие детей через дидактические игры" 2017 - 2018 гг

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Перспективный план работы с детьми во 2 мл.гр" Сенсорное развитие детей через дидактические игры на 2020-2021уч.год"

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида)....

Перспективный план работы с детьми во 2 мл.гр." Сенсорное развитие детей через дидактические игры" 2020-2021уч.г.

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида)....

Перспективный план работы с детьми во 2 мл.гр." Сенсорное развитие детей через дидактические игры" 2022-2023уч.г.

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида)....

Перспективный план работы с детьми во 1 мл.гр." Сенсорное развитие детей через дидактические игры" 2022-2023уч.г.

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида)....