Конспект занятия в подготовительной к школе группе №9 на тему: «Как появился обычай встречать в России Новый год»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель:

  • познакомить детей с историей Нового года
  • Познакомить детей с интересными фактами празднования Нового года

Задачи:

  • развивать познавательный интерес
  • обогащать представления детей о новогодних традициях народов России
  • расширять представления детей о традициях празднования Нового года во всем мире
  • воспитывать уважение к народным традициям других людей
  • создавать праздничное настроение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoriya_nov.goda_.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №46»

Конспект занятия

в подготовительной к школе группе №9

на тему:

«Как появился обычай встречать в России Новый год»

                                                                   Подготовила воспитатель:

                                                                        первой квалификационной категории                                                                                                                                                                                                          

                                                                               Шукшина М.Н.                                                            

                                               

Саранск,2023г.

Цель:

  • познакомить детей с историей Нового года
  • Познакомить детей с интересными фактами празднования Нового года

Задачи:

  • развивать познавательный интерес
  • обогащать представления детей о новогодних традициях народов России
  • расширять представления детей о традициях празднования Нового года во всем мире
  • воспитывать уважение к народным традициям других людей
  • создавать праздничное настроение.

Ход занятия:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Снег пушистый стелется,

Улица бела,

И метет метелица

К нам пришла… (зима)

О каком времени года говориться в этом стихотворении?

Правильно, о зиме.

Зима пришла, принесла с собой снега, холода, спрятала под теплым снежным одеялом траву, землю, сковала льдом реки и озера.

Любите ли вы зиму? Почему? (ответы детей)

Но именно зимой мы с вами отмечаем самый красивый и волшебный праздник.

Как он называется?

Новый год — самый любимый праздник для миллионов людей из самых разных стран. Это один из тех немногих дней в году, когда почти весь мир готовит подарки родным и близким, друзьям, наряжает елку, следит за часами и ожидает чуда — наступление Нового года.

Секрет такой популярности очень прост: новогодняя полночь – это время, когда даже взрослые верят в чудеса. Это вера в волшебство новогодней ночи идет из такой глубины веков, которую нам и представить сложно.

Давайте с вами подумаем, почему этот праздник называется Новый год (ответы детей).

В этот день один год сменяет другой. Можно сказать, что мы отмечаем день рождение нашей с вами Земли.

Давайте вспомним, как мы измеряем время.

День мы измеряем… (часами),

недели … (днями),

месяц… (днями и неделями),

год… (месяцами).

Молодцы. Сколько часов в сутках? Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Молодцы.

И так — каждый год в ночь с 31 декабря на 1 января один год сменяет другой.

Хотите узнать историю и обычаи этого праздника? (ответы детей).

Наверное, Новый год — один из самых первых праздников всего человечества.

Самые ранние свидетельства о праздновании этого праздника принадлежат к третьему тысячелетию до нашей эры.

Нашим новогодним традициям, примерно около 5 000 лет.

Новый год родом из Древнего Египта.

На протяжении веков египтяне отмечали сентябрьский разлив реки Нил, который знаменовал собой начало нового посевного сезона и был крайне важным для жизни событием. Уже тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой, дарить друг другу подарки.

1 января стал первым днем Нового года при Юлии Цезаре.

В нововведенном календаре Январь был назван в честь двуликого бога Януса, одна голова которого смотрит в прошлое, а другая — в будущее.

Считается, что именно тогда появился обычай украшать дома.

Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени.

На Руси, долгое время начало года праздновали 1 марта, его связывали с весной – началом возрождения природы и ожиданием нового урожая, потом 1 сентября.

А в 1699 году Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом повелел «впредь лета исчислять» с 1 января. В этом же указе было предписано дарить подарки и желать добра, украшать ели и сосны, устраивать народные гуляния с катанием на санях, пышные пиры, устраивать фейерверки и сопровождать все это прочими увеселениями. И с 1700 года новый год в нашей стране празднуют в ночь с 31 декабря на 1 января.

В нашей стране Новый год – это, конечно, долгожданные подарки. Вся семья собирается за большим нарядным, заставленным разнообразными вкусными блюдами столом.

В Новый год приходит Дед Мороз со Снегурочкой и дарит детям подарки, которые приносит в большом мешке за спиной. Он приезжает на тройке лошадей.

В 12 часов ночи, когда бьют куранты, все говорят друг другу «С НОВЫМ ГОДОМ, С НОВЫМ СЧАСТЬЕМ!». Это поздравление — не что иное, как сохранившееся с древних времен магическое заклинание, чтобы призвать удачу, счастье и отогнать беду.

А ещё давным-давно зародился обычай, дошедший до наших дней, — петь на Новый год КОЛЯДКИ – весёлые обрядовые песни с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая и всяческого благополучия.

  • ***

Колядуем, колядуем,

Песни с танцем чередуем!

И вприсядку, и кругом,

Угощайте пирогом!

  • ***

Коляда приходит в гости,

Все дела свои отбросьте!

Будет радость, будет пир

В каждом доме будет мир!

Подойдя к дому, ряженые колядовщики спрашивали позволения поздравить хозяев и, получив согласие, приступали к величавым песням и шуткам-прибауткам. Хозяева в знак благодарности угощали колядовщиков печеньем, пряниками, конфетами.

Колядовать принято также в Рождественский сочельник (ночь перед Рождеством) и рано утром в Рождество.

Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубль,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Дайте нам конфетку,

А можно и монетку

Не жалейте ничего

Накануне рождество!

Радость счастье в дом приходят,

После ночек Новогодних

Рождество ведь настает,

Детвора колядовать идет!

Короткие стихи читает

От души всех поздравляет!

Ждет печенья и конфет,

От семьи вашей привет!

Ребята, а вы знаете, что является символом Нового года, без чего мы не сможем создать праздничное новогоднее настроение? (ответы детей).

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная

На Новый год – я главная. (ёлка)

Правильно. В преддверии праздника люди покупают елки или сосны для того, чтобы нарядить лесную красавицу к празднику. Ёлка является главным символом встречи Нового года.

Обычай наряжать ёлку возник очень давно. Самые первые праздничные елки украшали свечами и цветными тряпочками в лесу и водили вокруг елки хороводы и песнями, призывая богатство, благополучие и здоровье. Позже елки стали срубать и приносить в дома. Елку украшали свечами, яблоками и сладостями.

Точно не известно, в какой стране впервые была установлена ёлка. Кто-то считает, что в Эстонии, кто-то, что в Латвии, во Франции. Но больше всего исторических сведений, о том, что первая установленная ёлка была в Германии.

Есть даже легенда о том, почему именно ёлка является новогодним и рождественским символом праздника. И почему немцы считали ель священным деревом и верили, что в её ветвях зимуют добрые духи, поэтому украшали пушистые еловые ветви розами из цветной бумаги, яблоками, печеньем, кусочками сахара и мишурой.

Хотите расскажу?

Давным-давно в Германии жил Святой Бонифаций. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам — людям, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Он хотел убедить их в ошибочности этого верования. Хотел доказать, что деревья не являются божествами. И тогда Бонифаций срубил один из дубов, которого считали священным. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути и все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!».

С тех пор ёлки стали ставить в Германии, их украшали разноцветными полосками из бумаги, различной мишурой и цветными лентами. Завязывая ленту, люди загадывали желание.

В 1815 году появились первые «фонарики». Это были зажжённые свечи.

В 1850 году появились первые стеклянные украшения. После Германии украшать ёлки стали в Скандинавии и России, и даже в Италии, Греции, и Испании, где ёлки вообще не растут. Их туда привозили из северных стран.

Сейчас ёлки на Новый год ставят во всех странах. Украшают нарядными гирляндами, красивыми игрушками, под ёлки кладут подарки. И все в праздник радуются, загадывают заветные желания и верят, что они обязательно сбудутся, потому что Новогодняя ночь – волшебная ночь.

Кто приходит в каждый дом

В Новый год с большим мешком?

Шуба, шапка, красный нос,

Это Дедушка... Мороз

Вместе с новогодней ёлкой появился и добрый лесной дедушка со своей внучкой – Дед Мороз и Снегурочка. Не зря же о них испокон веков в народе складывали сказки.

Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике Нового года.

Знаете, ли вы откуда появился Дед Мороз?

Прообразом Деда Мороза является персонаж славянского сказочного фольклора – сказок, пословиц, поговорках, стихах, песнях.

Мороз, как природная стихия, издавна представлялся нашим предкам в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который ходит по полям, лесам и вызывает стуком трескучие морозы.

В волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец»«Трескунец», или как даритель, если сказочный персонаж добрый, трудолюбивый, вежливый и покладистый. Вспомните сказку «Морозко».

Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем, поэтому Мороза зазывали на трапезу и угощали пищей и просили не приходить летом и не портить урожай. В новогодний вечер глава семьи брал ложку овсяного киселя и звал: «Мороз! Мороз! Иди киселя отведать! Не ешь овёс!». Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце.

Кто расскажет как выглядит Дед Мороз? (ответы детей)

Да. Дед Мороз старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, в валенках, с длинной белой бородой, красными от холода носом и щеками и волшебным посохом в руке. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки. Также Деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Как вы думаете, у Деда Мороза есть свой дом? (ответы детей)

А какой он? (ответы детей).

Я вам сейчас расскажу и покажу, где он живет, а мы потом проверим, правильно ли вы мне рассказали. Хорошо?

Итак.

- Российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг

Но так как Дед Мороз волшебник, то в нашей стране у него несколько домов – усадеб, второй в Лапландии.

В усадьбе Деда мороза кроме его терема есть еще терем Снегурочки, терем Творчества, где изготавливают подарки, каток, тропа сказок и конечно Почта.

Для чего Деду Морозу нужна почта? (ответы детей)

День рождения Деда Мороза отмечают 18 ноября, потому что в этот день в Великом Устюге ударяют первые сильные морозы.

А сейчас я проведу с вами небольшую викторину, и мы узнаем, все ли вы запомнили о Празднике.

Готовы?

  1. Когда в нашей стране принято отмечать Новый год?
  2. В каком месяце, и какого числа отмечается праздник Новый год?
  3. Благодаря указу, какого царя мы теперь отмечаем Новый год 31 декабря?
  4. Какой сказочный персонаж, который приходит в Новый год, особенно любим и почитаем детьми в нашей стране?
  5. Из чего состоит костюм Деда Мороза?
  6. Для чего Деду Морозу нужен посох?
  7. Куда Дед Мороз кладёт подарки?
  8. На чём приезжает Дед Мороз?
  9. В каком городе находится резиденция Деда Мороза?
  10. Кто все время сопровождает Деда Мороза?
  11. Правильно, Снегурочка? А что вы знаете о ней?
  12. Кто помогает Деду Морозу дотащить подарки до саней?
  13. Какое хвойное дерево является обязательным атрибутом новогоднего праздника?
  14. Чем наряжали первые елки?
  15. Ребята, назовите, что нам необходимо для создания праздничной обстановки в группе? (ответы детей). Правильно, елка, Дед Мороз и Снегурочка (воспитатель достает елку, игрушку дед мороз и снегурочку).
  16. Чем наряжаете елку дома вы?

Наступит праздник — Новый год,

Пусть он исполнит все надежды!

И в жизни Вашей будет всё

Еще прекраснее, чем прежде!

Итак, С НОВЫМ ГОДОМ, С НОВЫМ СЧАСТЬЕМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме: « Зима. Новый год»

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой кат...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы "Недаром помнит вся Россия..."

Конспект занятия по патриотическому воспитанию старших дошкольников....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Рассказывание по теме "Осень".

Задачи:- учить детей отвечать на вопросы и задавать их.-систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях-активизировать словарь по данной теме-воспитывать у детей интерес к сезонным изменени...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Россия – наша Родина».

Закрепление   у детей представления о России как о родной стране....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Прикладное творчество" тема: "Синица"

Занятие «Прикладное творчество»Тема: «Синица».Цель: создание условий  для развития умений у детей выполнения поделок из бумаги.Задачи:образовательные:- обучать склады...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему:«Мордовские традиции встречи весны»

  Программное содержание. Цель: Приобщение к традициям мордовской народной культуры.Задачи:Образовательные :1. ознакомить с мордовскими народными традициями в...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Я – Человек». С использованием доброжелательных технологий: утро радостных встреч, рефлексивный круг. Применение постеров достижений. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Я – Человек». С использованием доброжелательных технологий: утро радостных встреч, рефлексивный круг. Применение постеров достижен...