развитие психологии как науки
презентация к уроку (подготовительная группа)
Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3razvitie_psihologii_kak_nauki.pptx | 170.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Происхождение слова психология От греческого «душа» ( psyche ) и «логос» ( logos ) – учение. В первоначальном значении слово «психология» буквально понималось как «учение о душе ». До XVI в. эго учение выступало как часть философии, не было самостоятельным и сохраняло свое древнейшее название. Начиная XVI века, философское учение о душе получило современное название «психология», предложенное ему по аналогии с названиями многих других наук, выделившимися к этому времени из философии и ставшими самостоятельными, например, «филология », «биология», «зоология», «геология» и др.
Основные этапы развития взглядов на предмет психологии 1-ый Этап Психология как наука о душе Такой взгляд был сформирован более 2000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека (Аристотель) 2-ой Этап Психология как наука о сознании Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать и желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3-ий Этап Психология как наука о поведении Возникает в XX в. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы вызывающие эти поступки не учитывались. 4-ый Этап Психология как наука изучающая факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики Современный взгляд на предмет психологии. Сформировался на базе философии диалектического материализма.
1 Этап. Психология как наука о душе (период античности) Психология как наука о душе возникла более 2000 тыс. лет назад, развивалась внутри философской науки, как её составная часть. Существовало 2 точки зрения: идеалистическая – душа как проявление божественного разума (например, у Платона) и материалистическая – душа как тончайшая материя пневма (например , у Демокрита , Эпикура и других). Пне́вма ( греч. π νεῦμ α «дыхание; дуновение; дух») — широко толкуемый термин древнегреческой медицины и философии . Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения»
2 этап . Психология как наука о сознании Сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, которые человек находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». В отличии от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, фактически данное. ( 17 век) – введен психологический метод интроспекции . Интроспекция (от лат. introspecto – смотрю внутрь) — метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
3 Этап. Психология как наука о поведении 19 век – создание первой психологической лаборатории. 1879 год г. Лейпциг В. Вундт (1832–1920) — немецкий врач, физиолог и психолог, основатель современной психологии. В 1879 году основал первую в мире психологическую лабораторию 3 Этап. Психология как наука о поведении В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“
БИХЕВИОРИЗМ (наука о поведении). Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста “. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании ( обусловливании ) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами . На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.
4 этап. Психология как наука о психике (конец 19 века, начало 20 века) Психика (греч. psychikos – душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в форме психических образов. Психология (греч. psyche – душа + logos – учение) — научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2–й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно–исторического опыта.
Основные этапы становления и развития психологической науки
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: «Объективные условия становления детской психологии, актуальные в развитии детской психологии, как науки в XXI веке».
Детство – это особый полноценный период существования человека. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и ...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Школа дорожных наук"
Цель совместной деятельности педагога с детьми - в игровой форме закрепить знания детей о полученных знаниях по правилам дорожного движения....
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ
Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно тр...
Психология как наука
Психология как наука1. Предмет психологии2. Методы психологии3. История развития психологического знания4. Структура психологии как науки...
Конспект Организованной образовательной деятельности по Социально-коммуникативному развитию « Школа пожарных наук » для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Волшебная страна»...
Конспект интегрированной ООД: развитие речи, основы науки и естествознания, рисование в старшей группе на тему: «Русский сувенир - Матрёшка.»
Конспект интегрированной ООД: развитие речи, основы науки и естествознания, рисование в старшей группе на тему: «Русский сувенир - Матрёшка.»...
История развития психологии как науки
Реферат по теме "История развития психологии как науки"...