Психология как наука
занимательные факты (старшая группа)
Психология как наука
1. Предмет психологии
2. Методы психологии
3. История развития психологического знания
4. Структура психологии как науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kadyrova_l.r._kt1_psihologiya.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология как наука
1. Предмет психологии
2. Методы психологии
3. История развития психологического знания
4. Структура психологии как науки
Ключевые понятия: психология, психические процессы, психические свойства, психические состояния, сознание, бессознательное, методы психологии, отрасли психологии.
Психология-наука о закономерностях развития и функционирования психики и психических явлений.
Современная психология является социально востребованной и динамично развивающейся наукой если посмотреть, то психологи занимаются различной проблематикой. В рамках различных профессиональных направлений есть детские психологи, психологи семейные, психологи в бизнес организациях , юридические психологи , спортивные и так далее . Кроме этого различные события в жизни кризисные проблемной ситуации они также влияют на развитие психологии в частности. Здесь целое направление , которое называется кризисная психология, где рассматриваются кризисы достаточно обширно и всесторонне.
Психические явления:
Психические процессы,
Психические свойства,
Психические состояния.
Состояния бывают непостоянны и в каждую минуту мы можем испытывать различные эмоции, также как и любая эмоций она может иметь отрицательную характеристику и положительную характеристику. И в зависимости от ситуации мы можем интерпретировать тюрину эмоцию по мимике и жестам также можно говорить о различных эмоциональных реакциях указывает на значимость или не значимость для человека , которое оказывает влияние на содержание опыта. Также в эту группу относятся волевые процессы, которые обеспечивают регуляцию психической деятельности , принятие решения, управления собственным поведением . Наиболее ярко проявляется в ситуации , которые требуют преодоление преград и препятствий.
Психические состояния: к ним относится бодрость, усталость , психическое пресыщение, апатия, депрессия , либо эйфория , утрата чувства реальности и т.д. В то же время некоторые психические состояния могут быть обусловлены доминирующими характеристиками личности, особенностями характера человека. Психические состояния характеризуются своей особой динамикой , т.е. длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Весьма существенна их роль в функционировании психики. Психические состояния , например, стресс, возраст , страх, влияет на процесс и результат психических процессов , которые могут способствовать торможению протекания деятельности , наиболее устойчивое постоянные, особенности личности - это психические свойства, которые обеспечивают определённыц количественный и качественных уровень деятельности и поведения человека, например, способности как психические свойства являются условиями более быстрого и легкого овладения и успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. К психическим свойствам относятся: направленность личности, темперамент, черты характера, наблюдательность, длительность, тревожность в развитии этих свойств, сочетание с преобладающими для человека психическими состояниями, характеризующие индивидуальность человека , его уникальность личности.Мы знаем что индивидуальность человека она проявляется у всех по-разному.
Если взять ребёнка, то у каждого ребёнка речь появляется по-разному. Хотя есть такие понятия как возрастные нормы. Когда в определённый период времени ребёнок должен произносить слова, выстраивать предложения, но при этом идёт индивидуальная особенность развития речи.
Самопознание своей деятельности и планирование высшей формы мышления, познания мира на основе общественного исторического опыта, благодаря сознанию у человека появляется способность транслировать социально-культурный опыт новым поколениям.
Методы психологии:
* Методы исследования;
* Диагностические методы;
Методы практической психологии.
Психические процессы подразделяются на: познавательные, эмоциональные, волевые.
Кроме наблюдения есть опросные методы, они бывают в двух вариантах: анкетирование и беседа.
Психологическое консультирование-непосредственной работы с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, где основным средствам психологического воздействия является определённым образом организованная беседа.
Психологическая коррекция-представляет собой разновидность психологической практики, основными задачами которой являются коррекция отклонений в психическом развитии, а также профилактика негативных тенденций этого процесса. Психотерапия- комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
История развития психологического знания.
История развития психологии.
1. Да научная психология
2. Направления научной психологии в Западной Европе и США
3. Основные направления отечественной психологии
Направление научной психологии в Западной Европе и США:
Психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, трансперсональная психология.
Структура психологии как науки.
В структуре психологии традиционно выделяется фундаментальная область ( общая психология, психология индивидуальных различий, методология и история психологии, психологии личности, психология развития) и отраслевые дисциплины, связанные через свои практические приложения с различными областями человеческой жизни и деятельности.
Определить задачи практической психологии в своей профессиональной сфере.
Я работаю воспитателем в детском саду, адаптация ребенка является основной задачей воспитателя.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к её условиям.
Учет психологического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
Одна из задач ФГОС ДО – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми в период адаптации, установили следующее:
- у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями;
- отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма;
- социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения;
- дети теряют часть ранее приобретенных навыков;
- резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна;
- отмечается задержка нервно-психического и физического развития;
- соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса;
- у часто болеющих детей с пограничными состояниями проявляются нарушения в виде энуреза, энкопреза, расстройства стула, кожных высыпаний.
Научные тесты показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации его не только к детскому саду, но и к школе.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- состояния здоровья;
- резкого контраста между обстановкой дома и в дошкольном учреждении;
- разницы в методах воспитания.
Психологические подходы практической деятельности Таким образом, целью работы педагогов в период привыкания ребенка к детскому саду является создание психолого-педагогических профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.
Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей имеет несколько направлений.
Лечебно-профилактическая работа включает организацию закаливания, сна, диетического питания, тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.
Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает разнообразие видов деятельности, соответствующих возрасту младшего дошкольника, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребенка во время образовательных занятий.
Психолого-педагогическая поддержка и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей подразумевает систему мероприятий, разнообразие форм и методов взаимодействия с семьей.
При планировании работы по профилактике психоэмоционального перенапряжения младших дошкольников мы руководствуемся принципами:
ориентация на «зону ближайшего развития» каждого ребенка;
учет направленности интересов воспитанника;
обеспечение свободы выбора и волеизъявления.
С целью сбора информации о воспитанниках нами используются анкеты родителей о стиле воспитания в семье, способностях, интересах, привычках и особенностях ребенка. Педагог проводит диагностику интеллектуального развития, вместе с воспитателями наблюдает за состоянием и поведением ребенка в детском саду. Результаты наблюдений педагоги группы вносят в адаптационные листы. На основе собранной информации составляются индивидуальные маршруты развития детей.
Психика ребенка младшего дошкольного возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится. Поэтому очень актуально в этот период применение адаптационных игр, кинезиологических упражнений, способствующих гармоничному физическому и психическому развитию, формированию необходимых навыков, повышению эмоционального тонуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация психолога для родителей и педагогов: "Как помочь ребенку овладеть наукой расставания"
Консультация для педагогов и родителей с целью сопровождения процесса адаптации...
Эссе: «Объективные условия становления детской психологии, актуальные в развитии детской психологии, как науки в XXI веке».
Детство – это особый полноценный период существования человека. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и ...
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ
Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно тр...
Иформационно-практико-ориентированный проект «Кладовая земли» (рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО НГПУ Т.Ф.Бабынина), 2019 г.
Вношу личный вклад в повышение качества образования: имею методическую разработку - иформационно-практико-ориентированный проект «Кладовая земли» (рецензент: кандидат пед...
Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики....
История развития психологии как науки
Реферат по теме "История развития психологии как науки"...
развитие психологии как науки
Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в ви...