Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых
консультация

Гармаева Туяна Дашиевна

Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников

с профессиями взрослых

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_znak.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Дюймовочка»

Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников

с профессиями взрослых

г. Закаменск

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии доктора, полицейского, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Обеспечение детей информацией о мире профессий нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и могут быть реализованы в условиях дошкольного деятельности взрослого и ребёнка. У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, в которой дети часто отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, дидактическая игра. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд.

Дидактические игры являются наиболее подходящей формой обучения детей дошкольного возраста. Они используется во всех видах образовательной деятельности с детьми как индивидуально, так и с группой ребят. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.

Цель дидактических игр: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы людям разных профессий. Прежде чем организовать дидактическую игру, необходима определенная предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии и др.

В работе с детьми используются следующие виды дидактических игр:

- словесные игры;

- игры с предметами;

- игры с движениями;

- настольно-печатные.

В словесные играх, дети углубляют знания о предметах, связанных с определенными

профессиями, самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают профессии, орудия труда по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

Одновременно с этим происходит развитие всех структур речевой системы.

«Подбери слово к профессии»

Задача играющего – подобрать к профессии подходящий эпитет. Например, «продавец –

вежливый», «балерина – стройная», «медсестра – заботливая».

«Раздели слово»

Педагог называет профессию, образованную из двух слов. Дети пытаются разбить ее на части, чтобы узнать значение. Например, «трубочист – трубы и чистить», «рыболов – рыба и ловить».

Игра «Назови профессию».

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры:

Педагог называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют

профессии людей, которые ими управляют.

Трактор - тракторист.

Машина - шофер.

Экскаватор - экскаваторщик.

Комбайн - комбайнер.

Подъемный кран - крановщик.

Поезд - машинист.

Корабль - капитан.

Самолет - летчик (пилот).

Космический корабль - космонавт.

Пожарная машина - пожарный.

Бульдозер - бульдозерист.

Гоночная машина - гонщик (пилот).

«Угадай профессию»

Цель: расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь.

Ход игры:

Этот человек - хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарь).

Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так

потрудился? Кто приготовил эту вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар).

А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль,

лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом).

Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя).

«Названия профессии от А до Я»

Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.

Например, А - актер; Б – балерина; В - ветеринар, воспитатель; Д - доярка, диспетчер; М –

маляр, массажист, медсестра; С - стоматолог, стюардесса, садовник и т.п.

«Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др.)?»

Цель: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей.

Правила игры: Предложить ребенку пофантазировать на тему «Чтоб случилось, если бы не работал продавец?».

Следующий вид дидактических игр - игры с предметами. Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети непосредственно знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых

людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим.

Например, шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

«Что делают этим предметом?»

Цель: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и

рассказывать, в какой профессии используется этот предмет.

Например,

Кисточкой - (что делают?) - Рисуют, (кто?) – Художник.

Ножницами - (что делают?) - Режут, (кто?) - Закройщик, парикмахер.

Иглой - (что делают?) - Шьют, (кто?) - Швея, вышивальщица.

Лопатой - (что делают?) - Копают, (кто?) - Садоводы.

Ручкой - (что делают?) - Пишут, (кто?) - Учитель, писатель, бухгалтер.

Топором - (что делают?) - Рубят (кто?) - Плотник, лесник.

Термометром - (что делают?) - Измеряют температуру, (кто?) - Врач, синоптик.

Линейкой - (что делают?) - Измеряют, (кто?) - Инженер, конструктор,

Веником - (что делают?) - Заметают, (кто?) - Дворники и др.

«Самый главный».

Педагог раздает детям предметные картинки или предметы и рассказывает сказку, как спорили представители разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные. Далее игры с движениями – это игры, которые направлены на развитие движений

дошкольников, ориентировку в пространстве, развитие его физических качеств.

Малоподвижная игра «Выбираем работу»

Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты.)

В капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

Подвижная игра «Такси»

Цель: приучать детей двигаться вдвоем, согласовывая движения, друг с другом, меняя

направление; воспитывать дружеские отношения между детьми.

Инвентарь: обручи диаметром 1 метр, флажки.

Ход игры

Дети становятся парами внутрь большого обруча, держат его в руках на уровне пояса: один – у одной стороны обода, другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй –пассажир. Дети ходят, бегают по площадке или по дорожке. На остановке, обозначенной флажком или знаком стоянки такси, меняются ролями.

Вариант: таксисты перевозят пассажиров в магазин, на вокзал, в школу и т.д.

Подвижная игра «Самолеты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; приучать

внимательно слушать сигнал, начинать движение по сигналу; развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Ход игры

Дети строятся в шеренгу (врассыпную) на одной из сторон площадки. Воспитатель показывает, как заводить мотор, как летать, только после этого дает команду: «К полету приготовиться. Завести моторы!»

Дети делают вращательные движения руками перед грудью, произнося звук «р-р-р...»

После сигнала «Полетели!», дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят –разбегаются в разные стороны.

Воспитатель проговаривает:

«Самолет летит, летит,

Летчик смелый в нем сидит!»

По сигналу «На посадку!» - дети возвращаются на свои места

И последний вид игр - настольно-печатные. Руководя настольно - печатными играми,

воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Виды настольно – печатных игр:

1 Подбор картинок по парам.

Детям предлагают найти среди разных картинок две совершенно одинаковые.

Это самое простое задание в данной игре. Постепенно задание усложняется. Ребенок

объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2 Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?», «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3 Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?». Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4 Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи –

знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий.

Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека служат образовательно-игровые ситуации.

«Магазин ткани».

Цель: формировать умение определять ткань в зависимости от ее происхождения, закреплять навыки определения вида ткани, представление о профессии продавца.

Оборудование: полка с различными видами ткани, метр, ножницы.

Ход игры: Воспитатель создает следующую ситуацию: - Ребята, представьте, что мы с вами находимся в магазине «Ткани» и нам нужно подобрать ткань для куклы Тани. Воспитатель открывает витрину с полосками ткани. - Кто из вас приобретает ткань для летнего платья? Дети выбирают ткань, объясняя при этом: -для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это - хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка. При подборе тканей для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная. Пушистая, теплая. Она

изготовлена из шерсти, состриженной с овечки.

Дидактическая игра должна стать помощником воспитателя в обучении дошкольников.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Необходимо планировать совместную деятельность с детьми таким образом, чтобы игры закрепляли и углубляли полученные знания. Если утром вы поиграли в сюжетно ролевую игру «Больница», то вечером можно предложить дидактическую игру «Собери чемоданчик доктору» и наоборот, вводить новые понятия можно через дидактическую игру (знакомство с атрибутами, действиями, внешним видом), а затем проиграть сюжет.

Литература:

1 Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера,

2014

2 Бутылкина Г. Все профессии нужны, все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004 -

№1. - С. 64

3 Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие /

В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004

4 Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.:

Гном, 2013 – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация сюжетно-ролевых игр как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых"

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением....

Роль дидактической игры в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых

Как привить интерес и уважение детей к труду взрослых? Необходимо с детства знакомить их с трудовыми навыками,приучать самостоятельно выполнять  простые поручения. Дидактические игры помогут позн...

Оргпроект мастер-класса Тема: "Применение разных видов дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с архитектурой"

Оргпроект мастер-классаТема: "Применение разных видов дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с архитектурой"...

Картотека Развивающих игр по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых.

Развивающие игры по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых....

«Ознакомление дошкольников с профессией взрослых (родителей)»

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструм...

Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых

Обобщение опыта:Тема: «Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых» воспитатель: Дементьева С.А.МДОУ детский сад «Сказка...

Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых (презентация)

Цель: Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближай...