Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых
статья (старшая группа)
Обобщение опыта:
Тема: «Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых»
воспитатель: Дементьева С.А.
МДОУ детский сад «Сказка»
р.п. Дергачи
«Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых» СЛАЙД №1
Цель: Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители). СЛАЙД №2
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.
Для качественного и успешного решения поставленных задач при ознакомлении дошкольников с профессиями, нужно создать предметно-развивающую среду, которая способствует прогрессивному развитию личности и поведения дошкольника, а так же позволит педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых.
В группе стараемся создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для этого в группе оформлены специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.
Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:
• углубить практические знания воспитанников;
• выявить интересы и склонности воспитанников;
• развивать интерес и умение осуществлять действия.
Фото центров (цент для с.р. игр выносной оформить без детей) СЛАЙД №3-4
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации. Педагоги создают проблемную ситуацию, которую дошкольники решают в рамках проектной деятельности.
(рассказать о проекте несколько примеров) СЛАЙД №5
Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада. При проведении образовательной деятельности с воспитанниками используем различные средства и формы работы, постоянно стараемся менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность детей. Используя традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.
Традиционные формы: СЛАЙД №6
- традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
- различные виды игр;
- наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
- чтение художественной литературы;
- трудовая деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- решение проблемных задач и ситуаций;
- развлечения (разгадывание кроссвордов, загадок);
- театрализованная деятельность (ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях, имитационные упражнения);
- изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы:
- виртуальные экскурсии;
- просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
- разработка и составление алгоритмов;
- творческое моделирование и проектирование.
Стараясь самое главное не забывать: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. СЛАЙД №7-8
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, такие дидактические игры упражнения - «Кому что нужно для работы?»; «Профессии», «Что будет, если…» и т.д.. (фото дидактических игр) СЛАЙД №9-10
Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами. (фото игр) СЛАЙД №11-12
Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда. (фото мастер-классов, экскурсий) Дети знакомятся с профессиями: экскурсовод, пожарный, кассир, хореограф. СЛАЙД №13-14-15-16
Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Что же может быть проще. Нужен всего лишь видеопроектор с экраном, компьютер и подключение к интернету. И, добро пожаловать на виртуальную экскурсию! Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. СЛАЙД №17-20
Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, в самостоятельной деятельности ребенок использует свои знания, и сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.
В работе с детьми используем алгоритмы. Алгоритм позволяет детям конкретно, последовательно рассказать о какой либо профессии. Тем самым развивается и активизируется речь ребёнка. СЛАЙД №21-22
Технология творческого моделирования и проектирования включает в себя все образовательные области и все виды детской деятельности.
СЛАЙД №23-29
Знакомимся также с современными профессиями: IT- специалист, стоматолог, актёр.
Ведь главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В работе с детьми продолжаем тему профориентации, на данном этапе создаем электронную базу презентаций, видеофильмов, подбор интерактивных игр по теме «Люди, прославившие нашу страну».
СЛАЙД №30-31-32-33-34
(знакомство с профессиями космонавт - Ю.А.Гагарин; конструктор – Михаил Тимофеевич Калашников; полководец – Георгий Константинович Жуков)
Для родителей на сайт группы выкладываем ссылки видео ролики, виртуальные экскурсии, по данной теме.
СЛАЙД 35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».
Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему "Республика Татарстан»
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана....
СЕМИНАР: «Использование современных образовательных технологий, направленных на ознакомление дошкольников с дорожной грамотой»
Дети больше других подвергаются опасности на дорогах. У ребенка небольшой опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространс...
Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых (презентация)
Цель: Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближай...
«Использование современных образовательных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.»
Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Диагностические обследования детей в рамках мониторинга...
Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых
Использование дидактических игр в ходе ознакомления дошкольниковс профессиями взрослых...
Консультация для педагогов : «Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессией»
Материал будет полезен педагогам, которые активно проводят раннюю профориентацию своих воспитанников...