Игры на развитие чувства ритма
материал

Чуреева Юлия Юрьевна

Музыкально-ритмические игры. Использование таких игр позволяет тренировать у детей

различные группы мышц и развивать координацию движений. Музыкальное

сопровождение способствует выразительности исполнения, большей пластичности,

мягкости! движений. Задание создать определенный образ развивает фантазию и слуховое

внимание детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_chuvstva_ritma.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие чувства ритма

Музыкально-ритмические игры. Использование таких игр позволяет тренировать у детей

различные группы мышц и развивать координацию движений. Музыкальное

сопровождение способствует выразительности исполнения, большей пластичности,

мягкости! движений. Задание создать определенный образ развивает фантазию и слуховое

внимание детей.

1. Игра «Пильщики». (Муз. О. С. Боромыковой.)

Запилила пила, зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала. Начинай сначала. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки

соединены. Одна нога выставлена вперед.

I — 8 такты — двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров.

9—10 такты — опускают броском руки вниз.

11 — 12 такты — (меняются местами друг с другом на бегу.)

2.Игра «Угостим зверей».

Мы делили апельсин.

(Имитируется движение ножом.)

Много нас, а он один.

(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)

Эта долька — для ежа,

(Ладони вместе, «замок».)

Эта долька — для чижа,

(Ладони вместе, «птичка».)

Эта долька — для утят,

(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)

Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)

Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)

А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)

3.Игра с листочками.

Муз. сопровождение — И.Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

И. п. — основная стойка.

1-я музыкальная фраза: руки в стороны, вверх, вперед, вниз, 4 раза.

2-я фраза: руки в стороны, за спину, 2 раза.

3-я фраза: приседание, руки перед грудью; подъем, поднимание рук вверх, 2 раза.

4-я фраза: кружение на месте вправо, затем влево.

4. Игра с лентами.

(Муз. сопровождение — И. Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

1-я музыкальная фраза: и. п. — основная стойка. Поднимание и опускание рук через

стороны, на счет 1,2 — вверх, на счет 3, 4 — вниз.

2-я фраза: и. п. — стоя, руки в стороны. На счет 1,2 — приседание, отведение рук за спину;

на счет 3, 4 — и. п.

3-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1, 2 — поворот в сторону, закручивание рук

вокруг туловища; на счет 3, 4 — и. п.

4-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1,2 — наклон вперед, отведение прямой ноги

назад, руки в стороны; на счет 3, 4 — и. п.

5.Игра «Лети лепесток».

Проводится под музыкальное, а затем под речевое сопровождение. (Муз. сопровождение в

размере 2/4 ритмичного, бодрого характера.)

Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)

Через запад на восток, (Те же движения.)

Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)

Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)

Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)

Быть по-моему вели! (4 хлопка.)

6. Хлопок- шаг

Теперь попробуйте «сыграть» четыре удара руками и ногами поочерёдно. Попробуйте

отбивать ритм в два раза чаще, то есть, задействуйте половинные и восьмые. Усложняйте

задачу, меняйте последовательность: например, два шага – хлопок или три хлопка – шаг,

следите за чёткостью. В выполнении упражнений на развитие чувства ритма имеет

значение систематичность тренировок.

7. Повтори мелодию

Воспроизводите по памяти ритм мелодий, которые вы хорошо знаете, с использованием

той самой шаг-и-хлоп схемы, которая вам уже знакома. Затем ещё раз внимательно

прослушайте произведение, затем попробуйте отбивать такты под музыку – увидите, как

это просто. Со временем ваши движения из неуклюжих превратятся в уверенные и

скоординированные и точные, каждая рука и нога сможет отбивать свою партию, причём

с разной частотой.

8.Угадай, кто идет!

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером

музыки.

Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б.

Кравченко «Шаги».

Ход игры. «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно

определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет

воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих

качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По

размеренной, и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может

пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа

(музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика,

торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам

предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями

подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить

смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.

9.Игра с зайкой

Возраст: 4-5 лет.

Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать

сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального

инструмента).

Необходимое оборудование: бубны (по количеству игроков) и мягкая

игрушка — заяц.

Ход игры. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой

группой.

Воспитатель, показывая игрушку, нараспев приговаривает.

Зайка-зайчик,

Серенький кафтанчик.

Розовенький носик.

Коротенький хвостик.

Любит заинька плясать,

Мы же любим поиграть...

Приглашает ребят взять в руки бубны и показать свою игру. Звучит русская

народная плясовая мелодия. Дети сопровождают мелодию игрой на бубнах.

Затем воспитатель вновь напевает, играя с зайчонком.

Ну-ка, зайка, попляши, попляши,

Свою удаль покажи, покажи.

Лапками прыг прыг,

Ушками дрыг-дрыг.

В бубны весело мы бьем,

Зайке песенку поем...

Воспитатель кивает детям головой, те вновь играют на бубнах. В конце игры

зайчик кланяется. Игра заканчивается такими словами.

Вот и пляске конец.

Ай да зайка! Молодец!

Перед детьми ставится задача: ударять в бубен на сильную долю такта. В

музыкальном сопровождении намеренно акцентируется сильная доля, на нее-то

и должен ориентироваться ребенок во время игры на инструменте).

10.Игралки- повторялки

Возраст: 5-6 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие внимательности и тренировку

сложных способностей ритмической музыкальной памяти.

Необходимое оборудование: одинаковые музыкальные инструменты (по

количеству игроков).

Ход игры. В игре могут принять участие двое и более детей. Перед каждым из

них лежит, например, металлофон. По знаку взрослого один из детей

наигрывает простенькую мелодию на своем инструменте. Второму ребенку

предлагается повторить ее. Если он успешно справляется с заданием, то,

в свою очередь, наигрывает свою мелодию, которую теперь должен повторить

первый ребенок.

Примечание. Не справившемуся с заданием игроку предоставляются еще две

попытки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма (старший дошкольный возраст)

Музыкально-дидактические игры  для развития чувства ритмав дошкольном образовательном учреждении (старший дошкольный возраст), собраны в небольшой сборник для помощи музыкальным руководителям ДОУ...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Игры на развитие чувства ритма

Данный материал содержит описания и цели игр для развития чувства ритма. Подходит для использования на музыкальных занятиях с элементами логоритмики в детских садах....

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...