Проект "Мини-музей Русская матрешка"
проект
Знакомство детей с игрушкой, создание в группе мини-музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matryoshka.docx | 262.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 86» г. Оренбург
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на 2021 – 2022 учебный год
Тема: «Русская матрешка»
Составитель: Лошманова О.В.
г. Оренбург 2021
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Тип:
Информационно – творческий,
Место проведения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 86»
По количеству участников:
групповой ( 2 младшая группа)
Проблема:
« Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим»
Выбранная тема интересна тем, что кукла, матрешка - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Куклы была не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: "Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет". Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект:
Почему русская матрешка является символом России?
Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?
Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
Как появилась матрешка?
У детей обогатится кругозор и они узнают об игрушке как образе материнства и семьи.
Актуальность проекта:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки.
Цель проекта:
Воспитание интереса детей к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Механизм реализации проекта:
Создание мини-музея «Русская Матрёшка» .
Этапы реализации проекта:
Этап I Подготовительный.
- выбор темы проекта и формы для его защиты.
-подбор методического материала, литературы по данной теме.
-подбор дидактических игр, иллюстраций, приобретение материалов для изодеятельности;
Этап II Исследовательский:
-к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
-в каких источниках можно найти информацию;
-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
-ознакомление с историей матрешки;
-изучение художественных элементов;
-составление орнаментов;
Этап III Творческий
-работы детей (лепка матрёшек из соленого теста и роспись)
- совместная художественная деятельность родителей и детей
-обобщение результатов работы;
- сбор – коллекции игрушек – матрешек; создание Мини - музея.
Ожидаемый результат:
Повышение информированности детей и их родителей о родной культуре, на примере Матрёшки, нравственного и личностного отношения к действительности.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о русской народной игрушки Матрешки;
2. Развивать познавательный интерес к народной игрушки Матрешки;
3. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
4. Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народным промыслом.
5.Ссоздать условия для участия родителей в образовательном процессе .
6..Познакомить и привлечь внимание родителей к историческому и культурному наследию родного края .
7. Создать Мини - музей « Русская Матрешка»
Выводы:
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что:
- Матрешка, является национальной игрушкой
- Дети заинтересованы русской народной игрушкой Матрешкой, проявилась их познавательная активность, они рассказывают о ней и делятся своими знаниями с другими детьми, играют матрешками.
- Проявился интерес к сюжетно – ролевой игре.
- Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
- В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
В результате проведенной работы мы отметили:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деятельности , (игровую , познавательную , художественную , речевую , музыкально-игровую.)
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
- На знакомство с разными видами матрешек , дети проявляли интерес и желание играть с ними.
- Возросла речевая активность детей , что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую , познавательную , художественно речевую , музыкально игровую).
- Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители.
- Родители принимали активное участие в реализации проекта и создания « Мини – музея.
Приложение №1
План работы с детьми по реализации проекта:
« Русская Матрешка »
Дата | Название мероприятие | Задачи мероприятия | Форма и место проведения |
Октябрь 2021 | Беседа "Как появилась матрешка". | Познакомить с историей возникновения Матрешки | Отгадывание загадки о матрешке ситуативный разговор в группе |
Октябрь 2021 | Аппликация «Украсим Матрешкам сарафан» | Дети выкладывают узор на сарафане у матрешки | НОД |
Ноябрь 2021 | «Мы веселые Матрешки». | Выполнять движения под музыку | Физкультурный досуг (в зале) |
Январь2022 | Рисование « Раскрасим Матрешку» | Учить разукрашивать раскраски по образцу | НОД |
Февраль 2022 | Стихотворение« Матрешка» А. Гришина | Заучивание стихотворений по теме. | Заучивание в группе |
Февраль2022 | Лепка из соленого теста « Матрешка» | Продолжать учить создавать образ матрешки | НОД |
Март 2022 | Музыка« Мы веселые матрешки» | Разучивание песни. танца | Музыкальный зал |
Март 2022 | Д\ игра « Разложи и собери матрешку» | Продолжать учить детей сравнивать матрешек по величине и количеству | В группе |
Апрель 2022 | Участие родителей в создании Мини- музея « Матрешка» | Оформление выставки. | В группе. Выставка поделок-матрешек |
Приложение №2
План работы с родителями по реализации проекта:
«Русская Матрешка»
Дата | Название мероприятия | Форма и место проведения |
Октябрь 2021 | Познакомить родителей с проектом целью его проведения | род. собрание |
Октябрь 2021 | Анкетирование родителей на начальном этапе проекта | раздача анкет |
Январь 2022 | Консультация: « Матрешка» | уголок консультаций |
Февраль 2022 | Раздача буклетов: « Матрешка – русская игрушка» | раздача буклетов |
Март 2022 | Блиц – опрос родителей « Матрешкины вопросы» | раздача анкет |
Апрель 2022 | Привлечь родителей к участию выставки: « Матрешка» | группа |
Приложение №3
План работы с педагогами реализации проекта:
« Русская матрешка»
Дата | Название мероприятия | Форма и место проведения |
Ознакомить педагогов с проектом, целью его проведения | ||
Привлечь педагогов МДОАУ №86 к разработке буклетов: « Русская матрешка» | ||
Оказание помощи в организации выставки мини – музея « Русская матрешка» (взаимодействие с детьми и родителями группы) | ||
Беседа – презентация « История появления матрешки» с педагогами | ||
Оформление общей выставки « Русская матрешка» |
Приложение №4
Анкета для родителей
Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».
Матрешкин блиц-опрос:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).
2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы) .
3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .
4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка? (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .
5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .
6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .
7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .
8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок) .
9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская) .
10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .
Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину
Поэтическая страничка
Сколько? (Я.Тайц)
Папа принес Маше матрешку и сказал:
- Вот тебе три игрушки.
- Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.
- Давай считать, - сказал папа. – Одна?
- Одна!
Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.
- Две?
- Две!
Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
- Три?
- Три, - засмеялась Маша.
- То-то, - сказал папа.
Загадки про матрешку
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрешка)
Г. Таравкова
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
О. Карелин
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир .. (Матрешка)
З. Медведева « Матрешка»
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.
Конспект занятий с детьми.
Тема: « Русская Матрешка»
Цель: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой, формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас, развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке, - матрешке, к художественным произведениям о матрешке, старается расширять представление об игрушке.( матрешке)
Материал: Расписные матрешки – семеновские, загорские; наборы матрёшек иллюстрации « Коллекции матрешек», плоскостные матрёшки на каждого ребенка , краски, гуашь, вода , кисточки ТСО-музыка..
Словарная работа: матрешка, расписана, народная игрушка, деревянная.
Предварительная работа: знакомство , матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.
Содержание деятельности
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня есть сундук, который мне подарила бабушка. Как вы думаете, что там может быть? ( Предположение детей). Хотите заглянуть?
-Ой! Да тут матрешки разные, какие красивые! ( Дети любуются)
Воспитатель :
« Дуйте в дудки, бейте в ложки !
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные»
Воспитатель достает большую матрешку, дети внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и раскрывает свой секрет.
«Матрешки на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном»
Дети здороваются с матрешкой, каждый ребенок получает по одной матрешке. Дети рассматривают матрешек.
Воспитатель: Давайте прочитаем стихотворение про матрёшек.
Дети читают стихи.
Соня: «Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.»
Даша: «Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.»
Воспитатель: Матрешка - это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше.
Воспитатель: Как вы думаете ,для чего сделали этих матрешек?
Ответы детей ( играть)
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
Воспитатель: Ребята, вы знаете из чего сделана матрешка ?
Дети: - Из дерева
- Конечно из дерева. Мастер брал деревянный брусок и обрезал лишнее, закругляя его .Дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось? ( Ответы детей)
- Верно, украшали красками, разрисовали ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки разные.
-Скажите ,почему вам понравились матрешки? ( Они красивые, нарядные, яркие, веселые)
-Какой узор на сарафане? ( Листья, цветы). Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше . Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье? Ответы детей. Дети убирают матрешек на стол.
Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
Воспитатель достает матрешку- заготовку не украшенную узором и обращает внимание детей на эту матрешку.
- А посмотрите на эту матрешку, ее наверно забыли украсить. Как вам кажется какое у нее настроение? ( невеселое)
- Давайте, ребята украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из нас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке- подружке ( раздает детям плоскостные изображение матрешки на бумаге)
Дети рисуют под музыку « Светит месяц»
- Какие красивые узоры получились! Все очень постарались. Молодцы!
Воспитатель: ( Прячет в большую матрешку маленькие, приговаривает)
«Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.»
Матрешка и воспитатель прощаются с детьми, приглашая их еще в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
Проект «Русская матрешка не стареет сотню лет, в красоте, в таланте русском – здесь находится секрет»
МАТРЕШКА - самая древняя и популярная игрушка во всех странах мира. Первые куклы были связаны с обрядами. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Главная ценность традиционной ...
Конспект НОД к проекту Музей «Русской матрешки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация. «Наряди Матрешку»
Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг, данный вид аппликации интересен тем , что мы испо...
Русские матрешки - символ России, русской души и материнства
Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...
Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...