НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
статья (старшая группа)

Горбачева Оксана Михайловна

Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьми с ОНР.

Ключевые слова: нейроупражнения, нейроигры, развитие, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьми с ОНР.

Ключевые слова: нейроупражнения, нейроигры, развитие, речь.

С каждым годом мы отмечаем прирост количественного состава детей, у которых присутствуют речевые проблемы разного уровня сложности. Конечно, такие проблемы не могут не повлиять на качество обучения, адаптацию и общение со сверстниками. По этой причине ведущей задачей воспитателя становится поиск наиболее эффективных методик для коррекции имеющихся нарушений у детей. Работая с детьми с ОНР, мы сделали акцент на использовании нейроигр и нейроупражнений.

Их внедрение в практику работы с детьми позволяет целостно подходить к развитию детей, исправляя при этом уже имеющиеся недостатки и благотворно влияя на психическое здоровье в целом.

Учитывая имеющийся опыт, выделим 3 группы нейропсихологических игр и упражнений:

  1. Направленные на повышение тонуса головного мозга. К этой группе можно отнести дыхательную и артикуляционную гимнастику, су-джок – терапию, самомассаж. При помощи дыхательных упражнений дети учатся совершать глубокие речевые выдохи, корректируя звукопроизношение. Артикуляционные упражнения тренируют речевой аппарат, а самомассаж в игровой форме и со стихотворным сопровождением стимулирует биологически активные точки на руках, посылая дополнительные стимулы в кору головного мозга, тем самым активизируя центры речи.
  2. Направленные на улучшение приема и обработки информации. В пример можно привести движения перекрестного характера, которые активизируют работу мозолистого тела головного мозга. Рассмотрим, как можно привести упражнение «Ухо-нос». Один из действенных вариантов: вместе с чередованием рук предложить детям проговаривать звуки, слоги и слова, чтобы отработать правильное звукопроизношение и автоматизировать нужные звуки.
  3. Направленные на улучшение самоконтроля:

- «Зеркальное рисование» - когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи.

- Использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно обеими руками.

- Игра «Кулак-ладонь» - когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.

Отметим, что использование подобных игр и упражнений требует соблюдения следующих рекомендаций:

  1. Учитывать состояние здоровья воспитанников, их индивидуальные особенности и потребности.
  2. Создать положительный эмоциональный фон в ходе проведения занятий, исключив отвлекающие факторы.
  3. Проводить занятия преимущественно в первую половину дня длительностью от 10 до 20 минут.
  4. Соблюдать технику выполнения каждого упражнения. Все движения, действия и произношение детей должны быть четкими, правильными и последовательными.
  5. Обязательно использовать похвалу и всячески подбадривать детей.

Подводя итоги, отметим высокую результативность использования нейропсихологических игр. На практике мы убедились в том, что дети становятся более общительными, чаще проявляют самостоятельность, демонстрируют уверенность в себе и собственных возможностях, меньше утомляются, проявляют способность к произвольному контролю, что не может не содействовать коррекции недостатков их речевого развития.

Список информационных источников

Методическая литература:

  1. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая  и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...

Песочная анимация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964017","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964025","attributes":{"alt":"","class"...

Ритмодекламация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать....

Статья "Загадки как одно из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста"

Одним из  эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются загадки. Загадка  – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно с...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в...