НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
статья (старшая группа)
Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьми с ОНР.
Ключевые слова: нейроупражнения, нейроигры, развитие, речь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НЕЙРОИГРЫ – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация: В статье затрагивается актуальная тема развития речи детей дошкольного возраста. Автор раскрывает возможности нейропсихологических игр и делает акцент на эффективности их применения с детьми с ОНР.
Ключевые слова: нейроупражнения, нейроигры, развитие, речь.
С каждым годом мы отмечаем прирост количественного состава детей, у которых присутствуют речевые проблемы разного уровня сложности. Конечно, такие проблемы не могут не повлиять на качество обучения, адаптацию и общение со сверстниками. По этой причине ведущей задачей воспитателя становится поиск наиболее эффективных методик для коррекции имеющихся нарушений у детей. Работая с детьми с ОНР, мы сделали акцент на использовании нейроигр и нейроупражнений.
Их внедрение в практику работы с детьми позволяет целостно подходить к развитию детей, исправляя при этом уже имеющиеся недостатки и благотворно влияя на психическое здоровье в целом.
Учитывая имеющийся опыт, выделим 3 группы нейропсихологических игр и упражнений:
- Направленные на повышение тонуса головного мозга. К этой группе можно отнести дыхательную и артикуляционную гимнастику, су-джок – терапию, самомассаж. При помощи дыхательных упражнений дети учатся совершать глубокие речевые выдохи, корректируя звукопроизношение. Артикуляционные упражнения тренируют речевой аппарат, а самомассаж в игровой форме и со стихотворным сопровождением стимулирует биологически активные точки на руках, посылая дополнительные стимулы в кору головного мозга, тем самым активизируя центры речи.
- Направленные на улучшение приема и обработки информации. В пример можно привести движения перекрестного характера, которые активизируют работу мозолистого тела головного мозга. Рассмотрим, как можно привести упражнение «Ухо-нос». Один из действенных вариантов: вместе с чередованием рук предложить детям проговаривать звуки, слоги и слова, чтобы отработать правильное звукопроизношение и автоматизировать нужные звуки.
- Направленные на улучшение самоконтроля:
- «Зеркальное рисование» - когда дети рисуют двумя руками одновременно, параллельно можно читать чистоговорки или короткие стихи.
- Использование нейротаблиц – когда перед ребёнком ставится задача находить одинаковые объекты, расположенные на разных сторонах, одновременно обеими руками.
- Игра «Кулак-ладонь» - когда дети произносят слоговый ряд в соответствии с предложенным ритмическим рисунком, при этом хлопком выделяет ударные слоги. Постепенное увеличение скорости смены позиций повышает эффективность упражнения.
Отметим, что использование подобных игр и упражнений требует соблюдения следующих рекомендаций:
- Учитывать состояние здоровья воспитанников, их индивидуальные особенности и потребности.
- Создать положительный эмоциональный фон в ходе проведения занятий, исключив отвлекающие факторы.
- Проводить занятия преимущественно в первую половину дня длительностью от 10 до 20 минут.
- Соблюдать технику выполнения каждого упражнения. Все движения, действия и произношение детей должны быть четкими, правильными и последовательными.
- Обязательно использовать похвалу и всячески подбадривать детей.
Подводя итоги, отметим высокую результативность использования нейропсихологических игр. На практике мы убедились в том, что дети становятся более общительными, чаще проявляют самостоятельность, демонстрируют уверенность в себе и собственных возможностях, меньше утомляются, проявляют способность к произвольному контролю, что не может не содействовать коррекции недостатков их речевого развития.
Список информационных источников
Методическая литература:
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/25/picture-768250-1458921618.jpg)
Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1060151-1537458177.jpg)
Песочная анимация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964017","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964025","attributes":{"alt":"","class"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-1021230-1585678804.jpg)
Ритмодекламация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать....
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/22/picture-1156293-1655893347.jpg)
Статья "Загадки как одно из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста"
Одним из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются загадки. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/09/picture-1456595-1675926046.jpg)
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-1393760-1647254580.jpg)
Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/19/picture-1479532-1710834916.jpg)
«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в...