«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)
В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в качестве эффективного средства русскую народную сказку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_i_rr_3-4.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Аннотация: В статье освещается актуальность ответственного подхода к развитию речевых умений детей на ступени дошкольного образования. Основываясь на личном педагогическом опыте, автор рекомендует использовать в качестве эффективного средства русскую народную сказку.
Ключевые слова: речь, профилактика речевых нарушений, сказка.
Отличием человека от животного является возможность общения и изъяснения своих мыслей словами. Это является одной из его первостепенных потребностей и дает возможность реализоваться как личность. Установлено, что оценка уровня развития речи дошкольника является важным индикатором его общего развития.
На основе наблюдений последних лет можно сделать вывод о том, что современные дошкольники подвержены различным нарушениям речи, заметным уже с раннего возраста. Поэтому принятие профилактических мер в этом направлении является одной из первостепенных задач для педагогов при работе с дошкольниками с момента их поступления в ДОО.
Только комплексное и целенаправленное воздействие на ребенка со стороны взрослого может дать положительный результат в развитие всех сторон его речи. И произведения русского фольклора, в частности русские народные сказки, часто используемые нами в работе, показали себя одними из наиболее эффективных методов развития речи. И вот почему.
Всем известно, что первое художественное произведение в жизни каждого ребенка — это сказка. Для детей, в силу их физиологических особенностей, речь взрослых сложная к пониманию, они легко воспринимают простой, но в то же время интересный контекст, а также многократно повторяющиеся действия. Это и входит в состав самых простых детских сказок (Колобок, Курочка ряба, Теремок), что помогает детям понять и запомнить незнакомые слова.
Во многих отношениях сказка является благодатным материалом для развития детей. Дети легко ее воспринимают, она располагает к беседе, помогает формированию нравственных представлений. Кроме того, обществу давно уже известно терапевтическое воздействие сказки. При этом методы воспроизведения, такие как прослушивание или пересказ, дают не худший результат, чем дополнение и обыгрывание услышанного.
Рассмотрим, как сказка влияет на развитие речи. Казалось бы, простое действие в виде прочтения сказки ребенку помогает решению очень важных задач:
- способствует расширению словарного запаса;
- знакомит с художественными оборотами и метафорами;
- провоцирует способность к звукоподражанию;
- демонстрирует пример составления разных по структуре предложений.
По прошествии определенного времени влияние сказки на речевое развитие ребенка увеличивается в прогрессии. Дети начинают оценивать поступки героев, не только главных, но и второстепенных, с удовольствием делиться впечатлениями о прочитанном, придумывать новые повороты сюжета и героев в традиционных произведениях.
Как показывает многолетняя практика, сказка является незаменимым помощником для активации речи детей, обогащает их словарный запас и развивает воображение.
В заключение отметим, что на педагогов возложена огромная ответственность и будущее всего подрастающего поколения зависит от того, на сколько сознательно они относятся к собственной деятельности.
Список информационных источников:
- Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. - М.: Литера, 2018.
- Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Сказка как эффективное средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как то...
План по саморазвитию "Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
План по саморазвитию для младшего дошкольного возраста....
Песочная анимация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964017","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964025","attributes":{"alt":"","class"...
Ритмодекламация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать....
Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...
«Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста».
laquo;Сказка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»....