Музыкальная деятельность в ДО.
статья

Багаутдинова Райля Мухаметовна

В рамках реализации ФОП ДО в области музыкального развития в нашем детском саду используются современные инновационные технологии музыкального воспитания дошкольников. Они направлены на сохранение и развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, а также формирование общей культуры воспитанников.  Музыка занимает особое, уникальное место   в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальная деятельность в ДО.871.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       В рамках реализации ФОП ДО в области музыкального развития в нашем детском саду используются современные инновационные технологии музыкального воспитания дошкольников. Они направлены на сохранение и развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, а также формирование общей культуры воспитанников. Музыка занимает особое, уникальное место   в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. 

               

                                                                   

          Музыка  – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды учитываю различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки.

У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер.                      

Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. 

                               

      Применение ИКТ - это внедрение информационно-образовательных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Использование мультимедийных технологий с использованием музыки на  занятиях является универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применяю ИКТ с использованием музыки как на занятиях так и самостоятельной и свободной деятельности детей различными способами: использую анимации, демонстрирую презентации, показываю видеофрагменты, так же с детьми совершаем виртуальные путешествия, использую музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным и эффективным. С использованием ИКТ в музыкально — образовательной деятельности, на мой взгляд, стал усиливаться познавательный интерес дошкольников к музыке, активизировалось детское внимание, так как появились новые мотивы к усвоению предложенного материала, дети стали активнее в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальная деятельность стала более содержательной, гармоничной и результативной. Использование компьютера позволяет мне оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой нашего сада. 

     Так же использую здоровьесберегающие технологии такие как: спортивные праздники, физкультминутки на занятиях, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

                                               

 Использую песенки-распевки для подготовки голосовых связок к пению и упражнению в чистом интонировании определенных интервалов;                                                                                                     -дыхательную гимнастику, которая приучает детей дышать носом для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом, тренирует сердечно-сосудистую систему повышает устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).                                                                                                                          - пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оно оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее  воздействие: положительно влияет на обменные процессы, способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает носовое дыхание.                                                                                                                                                          - артикуляционную гимнастику – она помогает выработке качественных движений органов артикуляции, подготовке к правильному произнесению звуков, тренировка мышц речевого аппарата, развитие музыкальной памяти, чувство ритма. В результате улучшаются показатели уровня развития речи детей, певческие навыки, музыкальная память, внимание.

- пальчиковые игры (музыкальные и речевые) они развивают мелкую моторику рук, которая влияет на развитие речи, подготавливает ребенка к рисованию, письму.                                                                                                                                                   -речевые игры снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию, обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения (пантомимические и театральные возможности).                                                                                                   -музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание.                                                                                                                        -музыкальные физкультминутки, которые очень любят наши воспитанники способствуют укреплению организма ребенка, позволяют активно менять деятельность, повышают работоспособность.                                                                                                               В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку. Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это: коммуникативные танцы.                                                                                                                                                                    Вовлекая ребенка в процесс музицирования создаем атмосферу приятия друг друга и эмоционально-психического раскрепощения. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:                                                                 

  •развития коммуникативных навыков,                                                                                                                          •работы над ощущением формы,                                                                                                                                •развития двигательной координации,                                                                                                                          • развития чувства ритма.                                                                                                                           

    В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.                      

Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОО пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест.

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно. Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи мы придумываем разные и творческие и интеллектуальные. Квесты проводим как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий. Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.                                                                                                                                                                         Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, труд которых направлен в первую очередь на сохранения здоровья детей. Здоровье сбережение является приоритетным направлением в работе нашей ДОО.

Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Игра на инструментах развивает чувство ритма, умение играть по одному и в ансамбле.

     Использование данных инновационных технологий методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов: удается создать на музыкальных занятиях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения. Дети активны и раскрепощены. Усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового общения с музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное искусство и музыкальная деятельность) «Прогулка по осеннему лесу чувашского края»

В материале представлен конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие " (музыкальное искусство и музыкальная деятельно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей средней группы «Лужайка музыкальных Угадаек»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей средней группы «Лужайка музыкальных У...

Программные задачи музыкальной деятельности в таблице . Формы музыкальной деятельности в таблице

Программные задачи  музыкальной деятельности в таблице.Формы музыкальной деятельности в таблице....