Конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное искусство и музыкальная деятельность) «Прогулка по осеннему лесу чувашского края»
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) по теме

Мишина Светлана Владимировна

В материале представлен конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие " (музыкальное искусство и музыкальная деятельность) на основе регионально - национального  компоненте в средней группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc223.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 123 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект развития

непосредственно образовательной деятельности

в образовательной  области «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусство и музыкальная деятельность)

 «Прогулка по осеннему лесу чувашского края»

Подготовила  и провела:

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

                                     Мишина С.В.

Чебоксары – 2016 г.


Возраст: 4-5 лет.

Тема: «Прогулка по осеннему лесу чувашского края»

Вид НОД: фронтальный.

Тип НОД: типовая на основе регионального компонента.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» (Музыкальное искусство и музыкальная деятельность).

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическая культура, художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения: игра – путешествие.

Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей и педагога.

Место проведения: музыкальный зал.

Цель: обогащение  эмоционально-ценностного опыта восприятия детьми произведений чувашской  музыкальной культуры через различные виды музыкальной деятельности

Задачи:

  • Образовательные:

1.Обучать детей  отражать результаты восприятия            музыки чувашских композиторов  в различных видах  музыкальной деятельности;

  • Развивающие:

1. Развивать умение элементарно анализировать  музыкальное произведение

2. Развивать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

3. Развивать умение петь  подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к музыкальному  искусству родного края  

2.Воспитывать музыкальную  культуру ребенка  на основе знакомства с музыкальными произведениями чувашских композиторов;

Словарная работа:  громко (forte), тихо (piano), чувашский композитор, Андрей Петров, григорий Хирбю, çулçăсемпе ташă,  музыка нежная, ласковая, спокойная, быстрая, веселая, День народного единства

Предварительная работа

1. Слушание. «Куккук» муз. Г.Хирбю, определение  характера, настроения музыки.

2. Музыкально – ритмические движения. Разучивание чувашской пляски (чувашская народная мелодия), упражнения «Лошадки» (чувашская народная мелодия  «Йĕс таканлă» в обработке В.Алексеева)

3. Музыкальные игры. Разучивание  музыкальной подвижной  игры  «Мулкач ларать» муз. В.Ходяшева, слова народные

4. Пение. Разучивание песни «Çулçăсемпе ташă», муз. и сл. А. Петрова, знакомство с элементарными дыхательными фонопедическими упражнениями.

5.Музыкально – дидактические игры. Знакомство с музыкально – дидактической игрой «Кукушка и эхо»

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, фортепиано.

Атрибуты: детские чувашские костюмы, чувашский костюм воспитателя,   шапочка волка

Электронные образовательные ресурсы: мультимедийная презентация «Прогулка по осеннему лесу чувашского края», фонограмма чувашского танца.

                                           Ход НОД:

Дети с воспитателем  в чувашских национальных костюмах свободно  входят в зал, строятся в полукруг для приветствия.

Приветствие.

Муз. рук (пропевает) Здравствуйте, ребята! Сывах – и?

Дети:   (пропевают)  Здравствуйте! Сывах!

Муз.рук:  Давайте возьмемся за руки, подарим друг другу тепло, улыбки и хорошее настроение.

Дети улыбаются друг другу и педагогам.

Муз.рук.: Замечательно. Нам  сегодня, ребята, так важно хорошее настроение потому, что мы с вами через несколько минут отправляемся на прогулку по чувашскому краю, по осеннему чувашскому лесу. Вы же знаете, что Чувашия славится своими  реками и богатыми лесами.  И судя по вашему наряду (а вы сегодня такие красивые в чувашских национальных нарядах!)  вы уже готовы к нашей музыкальной прогулке. И отправимся  мы с вами, ребята, на прогулку  на лошадках, но не сбивайтесь с пути. Будьте внимательны, если музыка поменяется в музыкальном произведении, вы тоже должны поменять  движение. Итак, в путь!

Музыкально – ритмическое упражнение «Лошадки» (чувашская народная мелодия  «Йĕс таканлă» в обработке В.Алексеева)

(Дети двигаются по кругу боковым галопом правым плечом вперед, при смене частей музыки двигаются боковым галопом левым плечом вперед, по окончании музыки – останавливаются. Воспитатель контролирует правильность исполнения движений, при необходимости помогает ребенку исполнить движение.)

Муз. рук.: И вот мы  с вами в осеннем лесу. А вы уже знаете, что Чувашия славится своими лесами. Давайте, ребята, по тропинке пройдем до наших стульчиков – пенечков и отдохнем.

Дети садятся на стульчики.

Муз. рук.: Как красиво в осеннем лесу! Но только немного грустно,  наверное от того, что меньше слышно птичьего пения. И совсем не слышно кукушки и  её «ку –ку», «ку - ку»…..Но чтобы вы совсем  не загрустили я сыграю вам пьесу чувашского композитора, а вы внимательно послушайте.

«Куккук» -  муз. Г. Хирбю

Муз. рук.: Вы узнали, ребята, это музыкальное произведение? Как оно называется?

Дети: Это произведение называется «Куккук» («Кукушка»).

Муз.рук.: Правильно. Кто сочинил эту музыку?

Дети: Эту музыку сочинил чувашский композитор  Григорий Хирбю.

Муз. рук.: Ребята, какими словами можно рассказать об этой музыке?

Дети: Музыка спокойная, напевная, ласковая, нежная.

Муз. рук.: Ребята, расскажите, что вы услышали в этой музыке, что почувствовали.

Дети: Мы услышали, как поёт кукушка и улетает.

Муз. рук. Давайте ещё раз послушаем музыкальное произведение чувашского композитора Григория Хирбю «Куккук»  (Кукушка) и там, где вы услышите, как поёт кукушка, покачайте руками, а там, где кукушка улетает -  помашите ей на прощание до следующей весны.

Дети выполняют задание.

Муз. рук.: А ещё, ребята, мы с вами знаем игру «Кукушка и эхо». Давайте поиграем. Чур, я буду кукушка, а вы эхо.

Упражнение на развитие чувства ритма «Кукушка и эхо»

Муз. рук. Тихо в осеннем  лесу. Только слышно,  как ветерок шумит. А вот  ветерок подул на осенние  листочки. Давайте, дети, достанем листочки, вытянем   губы и подуем  на листочки как ветерок

Упражнение “Ветер и листочки”

                    Шаловливый ветерок в лесочек полетел…    (дуют на листочек тихо)

                    Тихо-тихо листочкам он песенку запел……    (дуют на листочек тихо)

                                                                                     

                    Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел… (дуют на листочек сильнее)

                    Громко-громко листочкам песенку запел…  (дуют на листочек сильнее)

Муз. рук.: Молодцы! Закружил ветер листья в веселом танце. А мы с вами песню знаем про  танец осенних листьев. Как эта песня называется на чувашском языке?

Дети: «Çулçăсемпе ташă»!

Муз. рук.: Правильно. Давайте исполним песню весело, звонко, четко выговаривая слова. Во время вступления помашем нашими листочками.

Песня «Çулçăсемпе ташă», муз. и сл. А.Петрова

Муз.рук.: Молодцы. Улетели наши листочки к нам под ножки. Положите, ребята, листочки под стульчики. И давайте споём песню ещё раз легко и звонко, не выкрикивая отдельные слова, слушая друг друга. (Песня повторяется.)

Муз. рук.: Молодцы! Мы так с вами звонко пели, что разбудили в лесу веселых зайчат и собрались зайчата на полянке повеселиться, а что будет дальше…. Давайте выйдем на полянку и посмотрим, что будет дальше.

Дети под музыку становятся в круг.

Муз. рук.: А в кустах притаился страшный волк. Посчитай, (имя ребенка), кто будет у нас волком? (Дети выбирают волка. Волк наблюдает за действием со стороны.) А зайцы поскакали по полянке.

Игра «Мулкач ларать» муз. В.Ходяшева, слова народные

Муз. рук. Заяц оказался ловким, да хитрым и убежал от волка. Прибежал на полянку и рассказал зайцам, то пробегая мимо деревни, он увидел много веселых людей разной национальности. Средь них были и чуваши, и русские, и марийцы, и татары, и и многие другие народы, проживающие в Чувашии. И праздновал народ  День народного единства. Этот праздник учит нас, что,  не смотря на разную национальность, мы – единый дружный и сплоченный народ, мы россияне. Давайте и мы закончим сегодняшнюю прогулку дружной, веселой чувашской пляской.

Чувашская пляска

Муз. рук.: Молодцы! Наша прогулка закончилась. Мне очень понравилось, как вы сегодня пели, играли, плясали, но хочется   узнать, понравилась ли вам наша музыкальная прогулка? Кому понравилась пусть споет – «А», а кому нет – пропойте «У». А сейчас поднимите руки те, ребята, кому нравится музыка чувашских композиторов.            

 Дети выполняют задание. Муз. рук. всех благодарит  за активность и внимательность, прощается с детьми

Попевка  - прощание.

Муз. рук.: « До свидания, дети!», «Сыва пулăр!»
Дети: « До свидания!», «Сыва пулар!»

Дети спокойно выходят из зала.

Литература:

1. О.В.Драгунова  Программа воспитания ребенка-дошкольника  - Чебоксары: Чуваш. кн.изд – во, 1995.

2. М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет – М: «Мозаика-Синтез», 2006.

 3.  Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкол. воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н. А. Ветлугиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982

6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили — 3-е изд., стереотип. — М,: Издательский центр «Академия», 2000

7.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / Сост. Т.М.Орлова, С. И. Бекина – М.: Просвещение, 1986.

8.Чăваш музыки ача садĕнче: Хрестоматия /Сост.Захарова Г.П., Захаров Л.Л. – Ч.: Чуваш. кн. изд - во, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в средней группе Познавательное развитие (Ознакомление с миром природы) и Художественно-эстетическое развитие (лепка) Тема: « Помо

Расширить представление детей о жизни белки в природных условиях: внешний вид, как передвигается, чем питается, как спасается от врагов, приспосабливается к жизни в зимних условиях. Развивать любознат...

Конспект занятия по образовательным областям "Познание" и "Художественно-эстетическое развитие" ,тематический модуль "Мир природы" для детей старшей группы

Материалы конспекта могут быть использованы для итоговой проверки знаний и умений детей по теме "Насекомые". Занятие носит интегрированный характер. Дети могут проявить свое творчество , свободу выбор...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому и художественно – эстетическому направлению, во второй младшей группе, на тему: «Прогулка по весеннему лесу»

Цель: формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Задачи: продолжать знакомить воспитанников с характерными особенностями весенней погоды; расширять представления о...

КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности по речевому +художественно-эстетическому (конструирование) развитию на тему: «Жил-был самолетик»

Цель: формирование творческой познавательной деятельности детей посредством конструирования.Задачи:Образовательные:- Познакомить детей с элементарными сведениями о возникновении и развитии авиации.- В...

КОНСПЕКТ итоговой ООД в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» (Чтение художественной литературы) интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Аппликация)

Цель: Выявить знания и умения, полученные детьми на занятиях в течение учебного года.Задачи:Образовательные задачи.Определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок; авторов произведен...

Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...