Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»
материал (старшая группа)
Создание условий для формирования первичных экономических понятий.
Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya-gramotnost.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида "Улыбка"
Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему:
«Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»
Воспитатель: Елховенкова О.В.
Цель: Создание условий для формирования первичных экономических понятий.
Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный).
Задачи:
Расширять представление детей о том, как и из чего складывается семейный бюджет;
Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, премия, бюджет, доход.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования
Предварительная работа:
Беседа о деньгах, о труде взрослых, чтение: К. Чуковский «Муха - цокотуха», дидактические игры: «Покупки», «Продуктовая корзина», сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Кафе», «Семья».
Материал и оборудование:
Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»: карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.)
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Ребята, у каждого из вас есть семья.
- Что такое семья?
- Сколько человек в вашей семье? (4,5,6…)
- Из кого она состоит?
Дети:
Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.
Воспитатель:
Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
- Что делает мама?
Дети:
Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.
Воспитатель:
- Чем занимается папа?
Дети:
Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.
Воспитатель:
- Как вы помогаете маме и папе?
Дети:
Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.
Воспитатель:
- Что делает бабушка?
Дети:
Вяжет носки, печет пироги и т. д.
Воспитатель:
- Что делает дедушка? (Ответы детей).
Воспитатель:
Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно что-то купить? Что именно?
Дети:
Продукты.
Воспитатель:
- А для того чтобы постирать белье, что нужно иметь?
Дети:
Стиральная машину, порошок, мыло.
Воспитатель:
- А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?
Дети:
Чистящее средство.
Воспитатель:
То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
- Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?
Дети:
Без денег.
Воспитатель:
Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги?
Дети:
Папа и мама работают.
Воспитатель:
Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, так как каждый труд должен оплачиваться.
Воспитатель:
Давайте отдохнем немного и сделаем физминутку «Покупки».
Проводится физминутка «Покупки».
Мы бежали по дорожке (бег на месте),
Порвались вдруг босоножки! (1 хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (2 раза руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (качаем головой)
Будем обувь покупать (4 притопа)
Станем денежки считать! (потирание ладоней)
Раз, два, три, четыре! (пересчитываем пальцы)
Вот мы туфельки купили! (руки вниз, нога на пятку).
Проводится игра – диалог «Доход-расход».
-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите - «расход».
Папа получил зарплату — Д.
Ребенок заболел — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Продали часть урожая — Д.
Маме дали премию – Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель:
- Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Ребята, ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам…
Дети:
пенсию.
Воспитатель:
Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
(Вызываются дети для размещения на ватмане картинок с изображениями родителей и надписью «Бюджет семьи», для составления схемы «Бюджета»).
Воспитатель:
Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.
Слово бюджет произошло от старинного нормандского слова «бюджете», что переводится, как кошелек, сумка, мешок с деньгами.
Бюджет может быть разным: бюджет страны, области, ваших семей. И тогда это будет называться «семейный бюджет».
Воспитатель:
- Подумайте, из чего складываются бюджет вашей семьи? (ответы детей).
Воспитатель:
- К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождения, дополнительный заработок — продажа с огорода овощей.
Но в каждой семье есть и расходы.
Воспитатель:
- Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки?
- А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?
Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
( На ватмане размещаются картинки с расходами семьи, на которые распределяются деньги из семейного бюджета.)
Воспитатель:
Запомните это, ребята.
Воспитатель:
- А, на что ещё можно потратить деньги? (ответы детей)
Воспитатель:
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Воспитатель:
Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)
Воспитатель:
Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.
Итак, что важнее купить?
Дети:
(ответы детей)
Воспитатель:
Значит, денежные расходы надо направить на товары длительного пользования.
- Назовите, какие это товары?
Дети:
Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д.
Воспитатель:
А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.
Дети:
Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.
Воспитатель:
Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
Рефлексия:
Воспитатель:
Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями:
- Что такое доход? (ответы детей)
- Напомните, что же такое семейный бюджет? (ответы детей)
- Что такое расходы? (ответы детей)
- Какими бывают они? (краткосрочными и долгосрочными)
- Ребята, вы большие молодцы, многое узнали и запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности в старшей группе познавательно-игрового характера Тема: "Здоровье - главная ценность человеческой жизни"
Конспект совместной деятельности в старшей группе познавательно-игрового характера...
Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Знакомство с культурой татарского народа»
Задачи:Социальное – коммуникативное развитие. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине, о том, что все народы живут дружно.Воспитывать интерес к татарской национальной культ...
Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему «Продукты питания».
Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему "Продукты питания"...
Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Зимушка – зима»
Планируемый результат.Дети закрепят свои знания о зиме, поучатся работать с компьютером.Рекомендации по использованию:Данный конспект можно использовать для повторения и закрепления знаний о зиме...
ООД по финансовой грамотности «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи» в старшей группе
Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный)....
Конспект совместной деятельности в старшей группе по теме "Такие разные фрукты"
Конспект совместной деятельности в старшей группе по теме "Такие разные фрукты"...
Конспект ООД "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"
Конспект ООД "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"...