ООД по финансовой грамотности «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи» в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Вишнякова Светлана Леонидовна

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязательный и необязательный).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_finansovoy_gramotnosti_17.11.2021.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

дошкольное отделение детский сад № 62

ООД

по финансовой грамотности

«Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»

в старшей группе

                             Воспитатель

   Вишнякова С. Л.

г. Голицыно

22.11.2021

Цель: 

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.);

доход;

расход (обязательный и необязательный).

Задачи: 

  1. Расширять представление детей о том, как и из чего складывается семейный бюджет;
  2. Познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);
  3. Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
  4. Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, премия, бюджет, доход. Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: 

  • чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»;
  • В. Даль «пословицы и поговорки»;
  • А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: 

сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

дидактическая игра «Какие бывают доходы»;

И сейчас мы с вами поиграем в игру «Бюджет».

Материал и оборудование: 

атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»: карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.).

Ход образовательной деятельности: 

Воспитатель: 

Ребята, у каждого из вас есть семья.

 - Что такое семья?

Дети: 

 - 7 - «Я»

 - Сколько человек в вашей семье? (4,5,6…)

 - Из кого она состоит?

Дети: 

Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: 

Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

- Что делает мама?

Дети: 

Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: 

- Чем занимается папа?

Дети: 

Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: 

- Как вы помогаете маме и папе?

Дети: 

Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: 

- Что делает бабушка?

Дети: 

Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: 

- Что делает дедушка? (Ответы детей).

Воспитатель: 

Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно что-то купить? Что именно?

Дети: 

Продукты.

Воспитатель: 

Давайте поиграем в игру «Подбери продукты для обеда». 

Проводится игра «Подбери продукты для обеда».

Воспитатель вызывает четырёх ребят для подбора продуктов к праздничному обеду.

(Дети называют слова, которые обозначают продукты.)

Воспитатель:

- А для того чтобы постирать белье, что нужно иметь?

Дети: 

Порошок, мыло.

Воспитатель: 

- А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: 

Чистящее средство.

Воспитатель: 

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.

- Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: 

Без денег.

Воспитатель: 

Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги?

Дети: 

Папа и мама работают.

Воспитатель:

Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Воспитатель: 

Давайте передохнем немного.

Проводится физминутка «Покупки».

Мы бежали по дорожке (бег на месте),

Порвались вдруг босоножки! (1 хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (2 раза руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (качаем головой)

Будем обувь покупать (4 притопа)

Станем денежки считать! (потирание ладоней)

Раз, два, три, четыре! (пересчитываем пальцы)

Вот мы туфельки купили! (руки вниз, нога на пятку).

   

Проводится игра – диалог «Доход-расход».

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите - «расход».

Папа получил зарплату — Д.

Ребенок заболел — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Продали часть урожая — Д.

Маме дали премию – Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

Купили арбуз — Р.

  -Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: 

Продолжаем работать.

 И сейчас мы с вами поиграем в игру «Бюджет»

Вы мне будете помогать составлять схему.

- Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.)

(Вызываются дети для размещения на доске картинок мамы и папы с заработной платой, для составления схемы «Бюджета»).

Воспитатель: 

Ребята, ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам…

Дети: 

пенсию.

( На доске размещаются картинки бабушки и дедушки с пенсией).

Воспитатель: 

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

( На доске размещаются картинки брата и сестры со стипендией).

 

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Воспитатель: 

( На доске размещается картинка- кошелёк).

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.

Слово бюджет произошло от старинного нормандского слова «бюджетте», что переводится, как кошелек, сумка, мешок с деньгами. 

Бюджет может быть разнымбюджет страны, области, ваших семей. И тогда это будет называться «семейный бюджет».

Воспитатель: 

- Подумайте, из чего складываются бюджет вашей семьи(ответы детей).

Воспитатель: 

- К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождения, дополнительный заработок — продажа с огорода овощей.

Но в каждой семье есть и расходы.

Воспитатель: 

- Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки?

- А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?

Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.

( На доске размещаются картинки статей расходов, забираются деньги из кошелька).

Воспитатель: 

Запомните это, ребята.

Воспитатель: 

- А, на что ещё можно потратить деньги? (ответы детей)

Воспитатель: 

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Воспитатель:

Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)

Воспитатель: 

Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

Итак, что важнее купить?

Дети:

(ответы детей)

Воспитатель:

Значит, денежные расходы надо направить на товары длительного пользования.

- Назовите, какие это товары?

Дети: 

Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д.

Воспитатель: 

А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.

Дети: 

Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок и т.д.

Воспитатель: 

Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Рефлексия:

Воспитатель:

Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями:

- Что такое доход? (ответы детей)

- Напомните, что же такое семейный бюджет? (ответы детей)

- Что такое расходы? (ответы детей)

- Какими бывают они? (краткосрочными и долгосрочными)

- Ребята, вы большие молодцы, многое узнали и запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенси...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности "Семейный бюджет и расходы семьи" (старшая группа)

Цель: Раскрытие сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия), расход (обязательный и необязательный).Задачи:Расширять предст...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Методическая разработка конспекта НОД для детей старшего дошкольного возраста "Семейный бюджет. Доходы и расходы". Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Конспект совместной деятельности в старшей группе на тему: «Семейный бюджет, доходы и расходы семьи»

Создание условий для формирования первичных экономических понятий.Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия и д.р.); доход; расход (обязат...

Конспект ООД "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"

Конспект ООД "Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи"...