План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема "Ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста"
материал (средняя группа)
Практически в каждой семеь есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. Цель данной работы заключается в том, что необходимо обеспечить всесторонне развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) через ознакомление с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud.liter_.kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya_doshkolnika.docx | 33.81 КБ |
anketa_dlya_roditeley.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
На тему: «Ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей
среднего дошкольного возраста»
Составила:
Воспитатель средней группы:
Челбогашева Марина Николаевна
г. Кемерово, 2021-2022 г.
Актуальность выбранной темы
Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями[1].
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Сказочные истории не только веселят и развлекают, они помогают детям в трудные минуты жизни: когда они печальны, напуганы или смущены. Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй. Они любят рассматривать и перелистывать страницы книги, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов повторяя некоторые знакомые фразы. Они начинают чувствовать в себе единение с миром книг и постепенно становятся уверенными читателями [6].
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- познакомить детей с различными художественными произведениями (рассказы, сказки, потешки, прибаутки, поэзия).
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный центр, центр художественной литературы).
Теоретические аспекты, проблемы ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями [2].
Воздействие художественной литературы на детей определяется не только содержанием и формой произведения, уровнем его речевого развития, но и теми методами и приемами, которые использует воспитатель в работе с детьми.
В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему [5].
Художественная литература выступает совершенным образцом связной контекстной речи. На это в свое время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что в художественной литературе ребенок встречается с лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений. Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей-классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей [3].
О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, оно воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен [7].
Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности, обогащает словарь литературной русской речью [4].
Передо мной, воспитателем, стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, интонационно передать свое отношение к героям. А для этого воспитателю необходимо самому понять и прочувствовать произведение, проанализировать его со стороны содержания. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности: правильно расставлять ударения, паузы, владеть темпом речи.
Практика проведения речевого обследования показывает, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп речи. Следовательно, правильно организуя работу в группе в соответствии с «нормами» речевого развития и осуществляя взаимодействие с семьей воспитанников, мы сможем вовремя оказать профессиональную помощь детям.
При ознакомлении с художественной литературой использовала следующие методы:
- Чтение художественной литературы;
- Рассказывание - это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей;
- Инсценирование - этот метод можно использовать, как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;
- Заучивание наизусть.
Разработала перспективное планирование по реализации поставленных задач. Система работы по ознакомлению с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста включает:
- Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;
- Образовательную деятельность по сетке;
- Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.
Время реализации занятия: 20 минут.
План работы на учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Список использованной литературы см. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию, теория). |
Работа с детьми | Сентябрь-май | Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. | Ежедневный вечер чтения. |
Октябрь-Январь | Познавательно-речевой проект «В мире сказок» | Цель проекта: Ознакомление с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей. Продукты проекта для детей: -маски для сказок «Три медведя», «Теремок», «Три поросенка»; -дидактическая игра «Найди героев сказки»; -подборка раскрасок «Герои сказок» | |
Январь | «В гостях у сказки» | Развлекательный досуг | |
Февраль | Чтение любимых стихотворений. | Конкурс чтецов. | |
Март | Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок. | Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» | |
Апрель | Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. | Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». | |
Май | Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. | Вечер памяти. | |
Работа с семьёй | Октябрь | Опрос-анкетирование «Знакомим дошкольников с художественной литературой» | Получение и анализ информации по вопросу ознакомления с художественной литературой в семье. |
Ноябрь | Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» | Информация в уголке для любознательных родителей. | |
Февраль | Акция «Подари книгу группе» | Сотрудничество с родителями. | |
Март | Выставка детских рисунков «Нарисовать любимого персонажа вместе с родителями» | Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки детских рисунков родителей и детей. | |
Апрель | Подготовка фотографий детей вовремя инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. | Фотовыставка «Наши юные таланты» | |
Май | Доклад и презентация по теме «Ознакомление с художественной литературой, как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста» на родительском собрании | Активизировать взаимодействие родителей и воспитателей, рассказать и показать о направлениях, по которым ведется работа по ознакомлению с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста в группе. | |
Самореализация | Сентябрь | Подбор произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. | Список произведений художественной литературы для чтения детям по темам недель. |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Ожидаемые результаты после реализации Плана работы с детьми:
- Развитие связной диалогической и монологической речи;
- Смогут назвать свои любимые художественные произведения (рассказ или сказку);
- Инсценировать, драматизировать небольшие литературные произведения;
- Бережно будут относиться к книгам.
Работа с родителями:
Ежемесячно помещаем в родительский уголок список художественной литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.
Предлагаем родителям выучить стихотворение с ребенком дома.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков по поданному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой, как средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста.
Заключение
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также формирование основных качеств личности. Ознакомление с художественной литературой является важной задачей не только речевого воспитания детей среднего дошкольного возраста, но и нравственного воспитания дошкольников. Это связано прежде всего с его социальной значимостью и ролью в формировании личности.
В результате изучения темы по самообразованию «Ознакомление, с художественной литературой, как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста» были реализованы следующие задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- познакомить детей с различными художественными произведениями (рассказы, сказки, потешки, прибаутки, поэзия).
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный центр, центр художественной литературы).
Воспитанники стали с желанием слушать произведения художественной литературы. Они узнают по иллюстрациям и называют любимого детского писателя. Дети знают и называют свои любимые сказки и рассказы. Стали более эмоционально и выразительно рассказывать стихи. Знают 5-7 считалки. С удовольствием загадывают и отгадывают загадки. Дети стали инсценировать небольшие сказки и что немаловажно дети бережно стали относиться к книгам, перестали их бросать, мять и рвать страницы, стали ценить книги, иллюстрации. Родители читают художественную литературу детям перед сном.
Можно сделать вывод, что художественная литература, является важным, положительным средством всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста, а также то, что художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения словаря детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору.
Таким образом, необходима дальнейшая работа по ознакомлению с художественной литературой детей данной группы, как средством всестороннего развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
- Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
- Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
- Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] : учебник для бакалавров / Н. С. Карпинская. – Москва : Просвещение, 1972. - 288 с.
- Конина, М. М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] : учеб.-практ. пособие / М. М. Конина. – Москва : Академия, 2016. - 236 с.
- Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
- Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей.
«Знакомим детей (4-5 лет) с художественной литературой»
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить данную анкету, Ваши исчерпывающие ответы позволят педагогам группы получить полную информацию о том, как Вы знакомите детей с художественной литературой.
Обратите внимание на оформление ответов. Они предполагают возможность текстового заполнения или выбор из предложенных вариантов.
- «На ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?»
- Да
- Нет
- _____________________________________________________________
- «По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?»
- покупать больше новых книг
- читать книги каждый день вместе с ребенком
- _____________________________________________________________
- «Часто ли Вы читаете ребёнку книги?»
- Да
- Нет
- _____________________________________________________________
- «Назовите любимые книги Вашего ребёнка?»
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?»
- Да
- Нет
- __________________________________________________________
- «Имена, каких писателей и поэтов знает Ваш ребёнок?»
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- «Вы читаете детям книги?»
- по просьбе ребенка
- по своей инициативе
- «С удовольствием ребёнок слушает художественную литературу?»
- Да
- Нет
- ___________________________________________________________
- «Что даёт современному ребёнку чтение художественной литературы?»
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- __________________________________________________________
- «Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?»
- Да
- Нет
- ___________________________________________________________
- «Сколько книг (приблизительно) она включает?»
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- «Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)?»
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- ___________________________________________________________
- «Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?»
- Да
- Нет
- ___________________________________________________________
- «Рассказывает ли ваш ребенок стихотворения, которые учат в детском саду?»
- Да
- Нет
- ___________________________________________________________
- «Ходите вы с ребёнком в библиотеку?»
- Да
- Нет
- ___________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».
Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...
Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым сп...
План по самообразованию на тему: «Мультипликация как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиюна тему:«Мультипликация как средство всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста»...
План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»
План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...
«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.
Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о ж...
План самообразования на 2024-2025 учебный год Тема: «Нейроигры, кинезиолигия, мнемоника как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. Причина этого изменения в окружающем мире, как в предметно...