«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста» .План работы по самообразованию в подготовительной группе.
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию подготовительной группы «Колокольчики»
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников»
Актуальность темы:
Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.
Считаю эту тему актуальной и значимой, поэтому решила продолжить работу в этом направлении и в подготовительной группе.
Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
- продолжать знакомить детей с творчеством и биографией писателей;
- учить детей определять жанр произведений;
- сформировать интерес детей библиотеке;
- воспитывать бережное отношение детей к книгам;
- способствовать развитию памяти, речи, внимания;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- создать условия для эстетического развития через пополнение предметно-развивающей среды ( театральный уголок, уголок чтения).
Методы и приёмы:
- Словесные: чтение, рассказывание, пересказ текста детьми, беседы.
- Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций.
- Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.
Этапы работы:
1 этап – теоретический:
- определение темы;
- определение цели и задач.
2 этап – подготовительный:
- составление перспективного плана мероприятий;
- подбор художественной литературы для непосредственно образовательной деятельности с детьми;
- создание предметно развивающей среды.
3 этап – основной:
- НОД;
- литературные викторины;
- вечера загадок;
- театрализованная деятельность;
- организация выставок детского творчества;
- прослушивание аудио сказок;
- заучивание стихотворений, загадок, считалок.
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и
рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012
2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе».
Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок
и книга»: СПб.: 2017
4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей».
М., «Педагогика», 2016
5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение»,
2009
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой».
– М., 2013
7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые
упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -
М.: Просвещение, 2004 - 255 с.
9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное
воспитание - 2005 - N 1 - с. 18-23.
10. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2008. -176с.
Перспективный план по самообразованию
Сентябрь
Поэты осени
- Организация книжного уголка, работа в уголке.
- Оформление выставки книг «Поэты осени» И. Бунин, А. Фет, С. Есенин, Ф. Тютчев – чтение.
- Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», Е. Трутневой «Осень». ( см. Затулина с.10, с.33)
- Рассказывание по картине И. Левитана «Осень золотая». (см. Затулина с.39)
- Отгадывание загадок об осени.
- Домашнее задание для детей и родителей: выучить понравившееся стихотворение про осень.
- Подготовка к осеннему празднику, разучивание стихотворений и песен про осень.
- Творческая деятельность – оформление выставки «Краски Осени»
- Оформление папки-передвижки для родителей «Традиции семейного чтения».
Октябрь
Великий русский баснописец И.А. Крылов
- Знакомство с биографией и произведениями автора – закреплять представления детей о жанровых особенностях басен, их отличиях от сказок и стихотворений.
- Оформление выставки книг автора.
- Знакомство с баснями : «Квартет», « Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак».
- Рассматривание иллюстраций к басням.
- Творческая совместная деятельность детей и родителей «Герои басен»
- Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать?»
Ноябрь
С.Я. Маршак
- Знакомство с автором, его произведениями.
- Выставка книг С.Я. Маршака в книжном уголке.
- Чтение произведений «Двенадцать месяцев», «Вот какой рассеянный», «Где обедал воробей?», «Пожар», «Кем быть?», «Кошкин дом».
- Д/и «Из какого произведения сюжет» - обобщать знания детей о творчестве писателя С.Я. Маршака.
- Игра-драматизация «Кошкин дом».
- Творческая деятельность : изготовление книжки-малышки «Кошкин дом», развивать творческую фантазию, воображение.
- Консультация для родителей «Роль книги в развитии ребёнка»
Декабрь
Зарубежные писатели детям. Г.Х. Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро.
- Рассказ о великих сказочниках.
- Выставка книг в книжном уголке.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Чтение и прослушивание аудио произведений «Русалочка», «Огниво», «Бременские музыканты», «Храбрый портной», «Госпожа Метелица»
- Творческая деятельность: рисование «Любимые герои сказок» (см. Лыкова с.182), аппликация «Подводное Царство».
- Выставка детских работ.
- Оформление папки-передвижки «Роль сказки в развитии ребёнка».
Январь
«Сказка в гости к нам идёт, чудеса с собой ведёт! »
- Беседа с детьми на расширение понимания народная сказка, сформировать знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных, бытовые.
- Выставка книг в книжном уголке.
- Чтение сказок и прослушивание аудио сказок.
- Д/и «В гостях у сказки», «Подбери правильно атрибуты любимых героев»
- Игры в кукольный и настольный театр, придумывание и разыгрывание придуманных сказок и историй.
- С/и «Библиотека», «Книжная мастерская»
- Творческая деятельность:
1.Лепка из природного материала «Там ступа с бабою Ягой идёт бредёт сама собой»;
2.Рисование «Избушка на курьих ножках» ( см. Лыкова с.174, с.168).
- Совместная деятельность детей и родителей «Герои любимых сказок».
- Выставка детских работ.
- Акция «Подари книгу в библиотеку группы!»
Февраль
Е. Пермяк
- Знакомство с творчеством и биографией автора.
- Оформление выставки книг в книжном уголке.
- Чтение произведений «Торопливый ножик», «Пичугин мост», «Птичьи домики», «Чужая калитка», «Волшебные краски», «Первая рыбка», «Про нос и язык», «Дедушкины очки», «Знакомые следы» - учить детей оценивать характер и поступки героев.
- Рассматривание иллюстраций к рассказам автора.
- Литературная викторина по рассказам Е. Пермяка.
- Знакомство детей с пословицами о труде.
- Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы».
Март
Волшебный мир сказок В. Сутеева
- Знакомство с биографией и творчеством автора, как писателя, художника-иллюстратора, мультипликатора.
- Выставка книг в книжном уголке.
- Чтение произведений В. Сутеева: «Две сказки про карандаш и краски», «Забавные истории», «Разные колёса» и др. Учить детей оценивать характеры и поступки героев.
- Рассматривание иллюстраций в книгах В. Сутеева.
- Творческая деятельность: рисование «Иллюстрация к сказке «Под грибом»»; конструирование из природного материала «Кораблик».
- Д/и «Собери картинку», «Узнай и назови сказку по отрывку из произведения».
- Просмотр мультфильмов: «Палочка – выручалочка»; «Мешок яблок», «Кот рыболов» - дать представления о том, что В. Сутеевым написаны сценарии мультфильмов, как режиссёром-мультипликатором.
- Привлечь родителей к оформлению выставки книг.
- Оформление папки-передвижки для родителей «Чтобы ребёнок стал читайкой ».
Апрель
С. Михалков
- Знакомство с творчеством и биографией автора.
- Оформление выставки книг в книжном уголке.
- Чтение произведений : «Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Про мимозу», «Прививка», «Трезор» и др. – учить детей оценивать характер и поступки героев, понимать юмор.
- Заучивание отрывка из стихотворения, учить выразительно его читать.
- Творческое рассказывание «Мой любимый герой из книг С. Михалкова – учить составлять творческий рассказ, используя сложные предложения.
- Рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина.
- Творческая деятельность: рисование «Мой любимый герой из стихотворений С. Михалкова».
- Д/и «Четвёртый лишний» - учить детей находить и исключать лишнего персонажа, называть произведение; «Собери картинку» по произведениям С. Михалкова, «Узнай и назови стихотворение» - учить детей узнавать произведение по отрывку.
- С. Михалков – автор гимна России, прослушивание музыкального произведения.
- Просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Шёл трамвай 10 номер», «Фома».
- Консультация для родителей «Как научить ребёнка учить стихи».
Май
«Великая Отечественная война»
- Чтение произведений о Родине, о ВОВ, её героях:
С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Мальчик из села Поповки»;
Л. Кассиль «Пехота», «Сестра», «Твои защитники», «Памятник советскому солдату;
В. Степанов « Рассказ ветерана»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; отрывки из стихотворений В. Викулова «Парад Победы»; М. Дудин «Победитель»; И. Френкель «Праздник Победы»; К. Чибисов «Вечный огонь».
- Беседы «Детям о ВОВ», «Символы Победы – ордена, медали и знамёна», «Что я знаю о войне?», «Дети войны», «Что такое героизм?», «Что лежит у солдата в вещевом мешке». (Ю. М. Непринцев «Отдых после боя», А. Лактионов «Письмо с фронта»)
- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых ВОВ «Вставай страна огромная» муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.
- Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести доблести, славе.
- Словесные игры: «Назови рода войск», «Кому что нужно?», «Кто больше назовёт качеств героя», «Чья форма?»
- Творческая деятельность: аппликация «Вечный огонь», рисование «Военная техника».
- Разучивание стихотворений и песен – подготовка к тематическому занятию.
- Тематическое занятие «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Оформление Книги Памяти – помощь в оформлении родителей.
- Рассказы детей о своих прадедах.
- Консультация для родителей «Как рассказать дошкольнику о ВОВ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/23/picture-612075-1427117986.jpg)
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-770223-1641829221.jpg)
Тема по самообразованию: «Художественная литература как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Чтение книг – тропинка, по которой умелый,умный, думающий воспитательнаходит путь к сердцу ребенка».В. А. Сухомлинский.Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в...
Перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик (старший дошкольный возраст)
предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик. Этот план поможет организовать образовательный процесс на основе со...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-778511-1460474250.jpg)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
в данном разделе говорится о важности участия родителей в воспитании ребёнка, а именно о роли русской народной сказки. я рассказываю родителям о том, как правильно выбрать сказку для конкретного...
консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1212298-1580238265.jpg)
Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым сп...