Мастер-класс " Обучение грамоте"
материал (старшая группа)

 Цель мастер – класса:

- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;

- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

Теоретическая часть:

- характеристика звуков.

Практическая часть:

- игры и упражнения.

- звуковой анализ слова.

Итог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_obuchenie_gramote.docx761.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для родителей

«Учимся , играя звуковому анализу слов»

 Цель мастер – класса:

- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;

- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.

Теоретическая часть:

- характеристика звуков.

Практическая часть:

- игры и упражнения.

- звуковой анализ слова.

Итог.

Теоретическая часть.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Подготовка детей к обучению грамоте  необходима, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.

Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);  определение количества звуков в слове;  определение места звука в слове.

Теоретическая часть:

Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?

Звук – мы слышим и произносим.

Буквы мы пишем и читаем.

А какие бывают звуки?

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).

На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».

 Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Практическая часть:

Логопед: Давайте с Вами поиграем.

1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик.

Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.

2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).

Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.

3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).

4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове.

 Как проводится звуковой анализ слова?

 Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.

Уважаемые родители, Вам нужно:

1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.

2. Охарактеризовать  звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д]

) - Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).

- Сколько гласных звуков в слове? (Один).

- Сколько согласных звуков в слове?  (Два).

 Итог:

Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.

https://sun9-47.userapi.com/impg/A9fLJy57LbQu3xcwqWLuSkrNFg1h-4qjYWCLlQ/6yXnyRsLjFA.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=3774db60eba78d0f6184cf06c35fd6f1&type=album

https://sun9-70.userapi.com/impg/EiRojjm3ZApgv-m-ZfxG-8RqkRpIjxVS9WkBZA/Xa3HsHC2UOU.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=0de4d372e38cea6bfe97abad6fa1baf1&type=album

https://sun9-70.userapi.com/impg/6wFuC2fqY6nxVxOJDMjXw5ogDtDD0gf5Q9f_YQ/NsIQutr2E8E.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=1e0ac3f659b48fc8b6286a685483d394&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".

Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...

Мастер-класс по обучению детскому танцу "Вару-вару"

«Мастер-класс по обучению детскому танцу «Вару-вару» для музыкальных работников детских садов». Цель проведения мастер-класса: поделиться с музыкальными работниками детских садов опытом раб...

Мастер-класс по обучению грамоте.

Ознакомление с методами  обучения грамоте старших дошкольников....

Мастер класс по обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением....

Мастер-класс по обучению грамоте для родителей.

Цель:Познакомить родителей с содержание и структурой занятий по обучению грамоте детей старшей группы и дать понятие, что такое звуковой анализ слов.Тема занятия "Звуковой анализ слова "лиса...

Мастер – класс по обучению грамоте «Мамука учит читать Маленького Барана» на примере использования УМК «Предшкола нового поколения»

Закрепить понятие «согласный звук», учить выделять согласный звук [Б] из состава слогов, различать мягкие и твердые звуки, охарактеризовать звук Б. Научить слышать звук в словах и читать б...

Мастер-класс "Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»?  Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, ...