Мастер-класс " Обучение грамоте"
материал (старшая группа)
Цель мастер – класса:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Теоретическая часть:
- характеристика звуков.
Практическая часть:
- игры и упражнения.
- звуковой анализ слова.
Итог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_obuchenie_gramote.docx | 761.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для родителей
«Учимся , играя звуковому анализу слов»
Цель мастер – класса:
- сформировать представления родителей о методах и приемах работы;
- научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
Теоретическая часть:
- характеристика звуков.
Практическая часть:
- игры и упражнения.
- звуковой анализ слова.
Итог.
Теоретическая часть.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Подготовка детей к обучению грамоте необходима, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к коррекционному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Обучения детей грамоте в детском саду начинается с того, что детей знакомят сначала со звуками родного языка. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков в слове; определение места звука в слове.
Теоретическая часть:
Уважаемые родители, вспомните, чем звуки отличаются от букв?
Звук – мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
А какие бывают звуки?
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Чтобы определить твердость- мягкость обратите внимание на губы:
При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются, а при произнесении согласного звука мы «как будто сердимся».
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Практическая часть:
Логопед: Давайте с Вами поиграем.
1.Игра «Светофорчики» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Я буду называть звук, а Вы поднимите соответствующий светофорчик.
Я назову слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный.
2.Игра «Покажи картинку на определённый звук» (умение слышать звук в начале слова).
Я буду называть звуки, а Вы отбирать соответствующую картинку.
3.Игра «Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова).
4.Игра «Место звука в слове». По схеме укажите место звука в слове.
Как проводится звуковой анализ слова?
Давайте рассмотрим звуковой анализ слова ДОМ.
Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству звуков в слове.
Уважаемые родители, Вам нужно:
1.Определить последовательность звуков в слове, интонационно выделить их, и назвать изолированно.
2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный, твердый или мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик, согласный твердый – синий квадратик.
- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д]
) - Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, звонкий, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М] какой? (Звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (Синим квадратиком).
- Сколько гласных звуков в слове? (Один).
- Сколько согласных звуков в слове? (Два).
Итог:
Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развивающее обучение. Игровые технологии на занятиях по обучению грамоте и знакомству с окружающим миром".
Хочу поделиться, на мой взгляд, эффективными методами работы, применяемыми мною на занятиях, игровыми технологиями, которые помогают развивать детские способности и делать занятия более интересными и ...
Мастер-класс по обучению детскому танцу "Вару-вару"
«Мастер-класс по обучению детскому танцу «Вару-вару» для музыкальных работников детских садов». Цель проведения мастер-класса: поделиться с музыкальными работниками детских садов опытом раб...
Мастер-класс по обучению грамоте.
Ознакомление с методами обучения грамоте старших дошкольников....
Мастер класс по обучению грамоте.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением....
Мастер-класс по обучению грамоте для родителей.
Цель:Познакомить родителей с содержание и структурой занятий по обучению грамоте детей старшей группы и дать понятие, что такое звуковой анализ слов.Тема занятия "Звуковой анализ слова "лиса...
Мастер – класс по обучению грамоте «Мамука учит читать Маленького Барана» на примере использования УМК «Предшкола нового поколения»
Закрепить понятие «согласный звук», учить выделять согласный звук [Б] из состава слогов, различать мягкие и твердые звуки, охарактеризовать звук Б. Научить слышать звук в словах и читать б...
Мастер-класс "Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста"
Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «обучение грамоте»? Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, ...