Дополнительная образовательная программа технической направленности "Юный техник"
рабочая программа
Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Юный техник» - стартовый уровень, модифицированная, составлена на основе методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В. Направленность: техническая. Цель программы: создание условий поле для взрослыми развития у учащихся технического творчества и первоначальных конструкторских умений на основе лего-конструирования и робототехники. Контингент обучающихся: учащиеся дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6». Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет Продолжительность реализации программы: 2 года (72 учебных часа). Формы организации процесса обучения: занятия проводятся в учебном кабинете на базе дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» Краткое содержание: программа состоит из двух образовательных модулей. Модуль 1 «Лего-конструирование» - 36 часов. Модуль 2 «Робототехника» - 36 часов. Программа прошла сертификацию у регионального оператора и включена в реестр программ портала персонифицированного образования ХМАО-Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_tehnik.docx | 234.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Юный техник» - стартовый уровень, модифицированная, составлена на основе методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В.
Направленность: техническая.
Цель программы: создание условий поле для взрослыми развития у учащихся технического творчества и первоначальных конструкторских умений на основе лего-конструирования и робототехники.
Контингент обучающихся: учащиеся дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6».
Программа рассчитана на детей 5 - 7 лет
Продолжительность реализации программы: 2 года (72 учебных часа).
Формы организации процесса обучения: занятия проводятся в учебном кабинете на базе дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6»
Краткое содержание: программа состоит из двух образовательных модулей.
Модуль 1 «Лего-конструирование» - 36 часов.
Модуль 2 «Робототехника» - 36 часов.
Формы организации обучения:
- Конструирование по образцу.
- Конструирование по модели.
- Конструирование по условиям.
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
- Конструирование по замыслу.
- Конструирование по теме.
Ожидаемые результаты освоения Программы:
В результате обучения дети должны знать:
- наименования основных деталей образовательных конструкторов (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- правила техники безопасности при работе с образовательными конструкторами.
Дети должны уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- правильно конструировать поделку по образцу, схеме, по замыслу, по условиям, работать в команде;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел, рассказать о своей постройке;
- демонстрировать технические возможности конструкций и роботов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….............5
1.2. Цель и задачи Программы…………………………………………………….....6
1.3. Принципы Программы………………………………………...............................7
1.4. Формы организации обучения дошкольников конструированию……………..7
1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………………………….....9
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Особенности содержания Программы………………………………………...10
2.2. Методы и приемы обучения…………………….…..…………………………..11
2.3. Перспективное планирование работы по Программе………………………...11
2.4. Календарно - тематическое планирование по Программе…………………....13
2.5. Режим занятий воспитанников………………………………………………....17
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, педагогическим коллективом и социальными партнерами.………………………………………..18
2.7. Материально-техническое и кадровое обеспечение Программы…………..18
2.8. Особенности развивающей предметно-пространственной среды…………..19
2.9. Инструментарий мониторинга конструктивных способностей детей……....19
3. Список использованной литературы……..…………………………….…….22
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность Программы: техническая.
Актуальность Программы. Программа «Юный техник» (далее Программа) приобретает особую актуальность, так как в современном мире робототехника и конструирование прочно вошли в жизнь людей, и являются приоритетными направлениями во всех сферах жизнедеятельности общества. Это требует внедрения в образовательный процесс инновационных технологий. Применение конструкторов Лего и робототехнических конструкторов в образовательном процессе позволяет решать цели и задачи, которые ставит перед дошкольной образовательной организацией ФГОС ДО. Применение образовательных конструкторов позволяет детям учиться играя, активизирует мыслительную и речевую деятельность, развивает конструкторские способности, техническое мышление, навыки общения, расширяет кругозор, развивает познавательную активность дошкольников, что является основой успешного обучения в школе.
Группа/ категория учащихся: программа предназначена для детей 5 - 7 лет.
Набор основного состава детей производится в свободной форме в установленные сроки. Во время учебного года предусмотрен дополнительный набор учащихся, так как происходит отсев детей по объективным причинам (смена места жительства, интересов и т.д.). Деятельность осуществляется в одновозрастной группе, численный состав которой 6 - 12 человек.
Срок реализации Программы: реализуется в течение 2 лет в ходе дополнительной образовательной деятельности.
Новизна и оригинальность Программы. Новизна программы заключается в научно-технической направленности обучения, которое базируется на новых технологиях, что способствует развитию технического творчества. Лего-конструирование и образовательная робототехника – достаточно новые педагогические технологии, которые помогут приобщить дошкольников к основам технического конструирования, развить творческую активность и самостоятельность, интерес к моделированию и конструированию. Все эти личностные качества дошкольников соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО. Отличительной особенностью программы является модульное планирование, что позволяет детям лучше ее освоить.
Нормативно-правовой ноябрь базой для разработки Программы является:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15 мая 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2015 г. № 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных небольшими организаций».
- «Требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844).
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «СОШ № 6» от 07.09.2015 г. № 2266.
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», принят общим собранием трудового коллектива протокол № 5 от 29.05.2015 г., утвержден администрацией города Югорска 01.07.2015 г. за № 2422.
1.2. Цель и задачи план Программы
Цель: создание условий для развития у учащихся технического творчества и первоначальных конструкторских умений на основе лего-конструирования и робототехники.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основными деталями образовательных конструкторов;
- познакомить с основными принципами работы первых механизмов;
- учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать свою работу.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
- развивать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части;
- развивать пространственное и техническое мышление;
- развивать умение ставить техническую задачу, собирать и изучать информацию, необходимую для решения задачи, осуществлять свой творческий замысел, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- развивать коммуникативные способности и навыки межличностного общения.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества (самостоятельность, инициативность, усидчивость, терпение, самоконтроль);
- формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе;
- воспитывать ценностное отношение к своему труду, труду других людей и его результатам.
1.3. Принципы Программы
Обучение детей осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка;
- принцип доступности и последовательности (от простого к сложному с учётом индивидуальных возможностей детей);
- принцип активной включенности и созидательности: каждый ребенок должен быть включен в игровую целенаправленную деятельность, а не пассивно созерцать со стороны;
- принцип результативности и гарантированности – ребёнок имеет право на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
1.4. Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью использования лего-конструирования и робототехники как деятельности, в процессе которой ребенок развивается, используются рекомендованные исследователями (В.Г. Нечаева, З.Е. Лиштван, Л.А. Парамонова) формы организации обучения:
1. Конструирование по образцу. Детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний и способов действий, основанных на подражании. В основе конструирования по образцу лежит подражательная деятельность - важный этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели. Детям в качестве образца предлагают модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них элементов конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям. Детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей конструктора воссоздаются особенности объектов, дает возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности. Форма не является средством обучения детей по созданию замыслов, а лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
В результате обучения дети должны знать:
- наименования основных деталей образовательных конструкторов (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- правила техники безопасности при работе с образовательными конструкторами.
Дети должны уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- правильно конструировать поделку по образцу, схеме, по замыслу, по условиям, работать в команде;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел, рассказать о своей постройке;
- демонстрировать технические возможности конструкций и роботов.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Особенности содержания Программы
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Занятия должны увлекать ребенка. Необходимо помнить, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, а действие – способ познания ребенком окружающего мира. Образовательные конструкторы являются не только универсальным средством для интеллектуального развития детей, но и обеспечивают интеграцию различных видов деятельности. В процессе конструирования дети развивают свои индивидуальные творческие способности, преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.
Занятия помогают педагогам эффективно решать образовательные задачи в соответствии с реализуемой примерной общеобразовательной программой дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6».
Программой предусмотрено проведение 36 занятий в год (один раз в неделю). В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 25 минут для детей 5 - 6 лет и 30 минут для детей 6 – 7 лет.
Каждое занятие имеет свою логическую структуру:
- Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (от 2 до 5 минут).
- Основной этап (от 20 до 25 минут) - практическая часть занятия, которая включает следующие виды деятельности: показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки; самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, физкультминутка, пальчиковая или дыхательная гимнастика.
- Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, уборка рабочих мест, организация выставки детских работ. Анализ проводится с учётом таких критериев: аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции; технические умения и навыки; самостоятельность проделанной работы; целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы.
Все занятия проходят в специально оборудованном учебном кабинете. Применение образовательных конструкторов позволяет педагогу увлечь дошкольников техническим творчеством, а так же развивать у детей воображение, логическое и пространственное мышление, самостоятельность, коммуникативность, навыки взаимодействия со сверстниками.
2.2. Методы и приемы обучения
При реализации Программы используются следующие методы и приемы обучения:
- наглядный (просмотр обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, готовых построек, демонстрация способов крепления, подбора деталей по форме, размеру, цвету);
- словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений художественной литературы, загадки, пословицы);
- игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета);
- проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения);
- практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний и способов деятельности);
- контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
2.3. Перспективное планирование работы по Программе
1 год обучения «Лего-конструирование»
Тема курса | Содержание темы | Количество часов | |
1. Лего-конструкции. | Знакомство с техникой безопасности в работе с конструктором лего, с названиями деталей и способами их крепления. Конструирование различных построек: устойчивых и симметричных. Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Учить находить материал для постройки. | 5 | |
2. Лего-животные | Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. | 8 | |
3. Новый год | Учить создавать из конструктора фигуры людей. Учить моделировать образцы в соответствии с замыслом, соединять детали различными способами. Продолжать учить строить объёмные и плоскостные изображения, воплощать свой замысел, опираясь на образец. Продолжать объединять детали в общую композицию, учить работать в коллективе. | 4 | |
4. Лего-транспорт | Закреплять знания о видах транспорта. Развивать навык правильного соединения деталей. Закреплять умение строить технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. Учить выделять в постройке её функциональные части. Постройка транспорта, обыгрывание. Закрепить знания о разных профессиях. | 14 | |
5. Живая природа. | Продолжать учить приемам плоскостного и объемного конструирования по схемам и по образцу. Учить самостоятельно подбирать детали. Закреплять навыки конструирования, развивать мелкую моторику рук. | 4 | |
6. Итоговое занятие. | Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
Итого | 36 |
2 год обучения «Робототехника»
Тема курса | Содержание темы | Количество часов |
1. Вводное занятие. Знакомство с роботом Робиком. | Введение детей в роботехнику. Понятия о роботах, их технические характеристики, строение. Знакомство с робототехническими конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности. | 1 |
2. Конструктор HUNA FUN&BOT (story) | Техника безопасности. Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схем сборки. Сборка моделей по темам. Расширение знаний по темам занятий. | 9 |
3. Конструктор HUNA KICKY Basic (new) | Техника безопасности. Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схем сборки. Учить анализировать детали конструкции, выделять существенные признаки. Понятия: материнская плата, электродвигатель. Сборка моделей по темам. | 6 |
4. Конструктор ROBOROBO RoboKids 1 | Техника безопасности. Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления. Понятия: электромотор, сенсор, инфракрасный датчик, устройство считывания карт, процессор, линейный робот. | 7 |
5. Конструктор ROBOTIS | Техника безопасности. Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления. Чтение схем сборки. Сборка моделей по темам. | 5 |
6. Конструктор Fischertechnik | Знакомство с деталями конструктора, способом сборки. Понятия: контроллер, датчик касания, мотор. Расширение знаний детей по темам. | 7 |
Итоговое занятие. Конструирование по замыслу. | Определение темы и цели конструируемых моделей. Подбор необходимого оборудования. Конструирование механизмов. Тестирование и доработка механизмов. Защита конструируемой модели. | 1 |
Итого | 36 |
2.4. Календарно-тематическое планирование по Программе
1 год чтение обучения «Лего-конструирование»
Месяц | Тема | Цели, задачи | Количество занятий |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор». Строительство по замыслу. | Знакомство с техникой безопасности в работе с конструктором лего, с названиями деталей, учить различать и называть их. Знакомство со способами крепления деталей. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 |
Забор | Изучить типовые соединения деталей. Конструирование заборчика из одного и двух цветов. Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. | 1 | |
Домик | Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. | 1 | |
Беседка | Закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей. Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях. Учить строить беседку. | 1 | |
О К Т Я Б Р Ь | Ферма и домик фермера | Обсуждение с детьми, какими они представляют себе фермера и его дом. Конструирование фермы, домика фермера. Учить находить материал для постройки. | 1 |
Домашние животные | Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения. | 2 | |
Обитатели фермы | Беседа «Кто живет на ферме?» Конструирование обитателей фермы. Обыгрывание построек. | 1 | |
Н О Я Б Р Ь | Лесные жители | Продолжать знакомить детей с конструктором лего. Учить пользоваться конструктивными приемами построения модели диких животных. Учить анализировать образец, выделять основные части. Обыгрывание построек. | 2 |
Зоопарк | Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения. | 2 | |
Д Е К А Б Р Ь | К нам приходит Дед Мороз | Учить создавать из конструктора фигуры людей. Учить моделировать образцы в соответствии со своим замыслом, соединять детали различными способами | 1 |
Мастерская Деда Мороза | Продолжать учить строить объёмные и плоскостные изображения, воплощать свой замысел, опираясь на образец. Продолжать объединять детали в общую композицию, учить работать в коллективе. | 2 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
Я Н В А Р Ь | Транспорт. Машины | Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобус». Учить создавать сложную постройку грузовой машины, правильно соединять детали. Обыгрывание построек. | 3 |
Улицы нашего города | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему, давать ее общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
Ф Е В Р А Л Ь | Самолет | Презентация «Воздушный транспорт» «Самолёт» Постройка, обыгрывание. Закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме. | 1 |
Военная техника | Презентация «Военная техника». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему, давать ее общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Вспомнить понятия об армии, военной техники. Закреплять умение строить военную технику по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. | 2 | |
Конструирование по замыслу. | Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки на заданную тему. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
М А Р Т | Подарок для любимой мамы | Учить конструировать цветы и цветочные композиции разными способами по схемам и по образцу. Учить самостоятельно подбирать детали. | 1 |
Перелетные птицы | Вспомнить названия перелётных птиц. Познакомить с новой деталью - «крылья». Вспомнить схему строения птицы. Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений. Закрепить умение работать в команде. | 1 | |
Пожарная часть | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Закрепить знания о номере телефона пожарной части. | 2 | |
А П Р Е Л Ь | Космос | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету по схеме. | 1 |
Катер | Учить выделять в постройке её функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями : «водный, речной, морской транспорт». | 1 | |
Пароход | Закреплять знания водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. | 1 | |
Поезд | Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. Продолжать знакомить с железной дорогой. | 1 | |
М А Й | Речные рыбки | Учить строить рыб. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | 1 |
Аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. | 1 | |
Попугай | Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, мелкую моторику рук. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
Итого | 36 |
2 год ростов обучения «Робототехника»
Месяц | Тема | Цели, задачи | Количество занятий |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Вводное занятие. Знакомство с роботом Робиком. | Введение детей в робототехнику. Роль и место робототехники в жизни современного общества. Понятия о роботах, их технические характеристики, строение. Знакомство с образовательными робототехническими конструкторами, организация рабочего места. Техника безопасности. | 1 |
Конструктор HUNA FUN&BOT (story) | |||
Путешествие на планету «Хьюнаробо» | Знакомство с конструктором HUNA. Техника безопасности. Правила поведения при работе с конструкторами Huno MRT. Основные детали. Спецификация. | 1 | |
Сказка «Три поросенка» | Учить собирать по инструкции братьев-поросят. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
Волк | Используя различные блоки, научить детей самостоятель-но собирать модель волка. Учить заранее обдумывать содержание модели. | 1 | |
О К Т Я Б Р Ь | Сказка «Прятки» Жираф и страус из сказки. | Познакомить со сказкой «Прятки». Уточнить знания детей о страусе. Учить детей самостоятельно собирать модель жирафа, страуса, используя различные блоки. Учить заранее обдумывать содержание модели. | 1 |
Сказка «Прятки» Слон и краб из сказки. | Уточнить знания детей о слоне и о крабе. Учить детей самостоятельно собирать модель краба и слона, используя различные блоки. Учить заранее обдумывать содержание модели. | 1 | |
Робот-собачка. | Познакомить с историей про жадную собачку. Используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель учить собирать робота-собаку, которая будет двигаться. | 1 | |
Робот-крокодил | Познакомить с историей про голодного крокодила. Используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель учить собирать робота-крокодила, который будет двигаться. | 1 | |
Н О Я Б Р Ь | Робот-поросенок | Познакомить с историей про веселого поросенка. Используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель учить собирать робота-поросенка, который будет двигаться. | 1 |
Итоговое занятие. Проект «Роботы- животные» | Закрепить умение используя красочные блоки, рамки, материнскую плату и двигатель собирать роботов-животных. Развивать творческую инициативу, воображение. | 1 | |
Конструктор HUNA KICKY Basic (new) | |||
Прочный мост. | Познакомить со сказкой «Два упрямых козлёнка». Учить строить прочный мост. Познакомить с концепцией баланса и стабильности. Чтение схем сборки. | 1 | |
Упрямый козлёнок. | Познакомить с инструкцией сбора козлёнка. Закрепить знание об окружающем мире (домашние животные, их польза). | 1 | |
Д Е К А Б Р Ь | Доверчивый барашек. | Познакомить с рассказом «Лев с несвежим дыханием». Учить детей в любой ситуации оставаться спокойными и думающими. Познакомить с отличительными чертами барана. Закрепить знания об окружающем мире. | 1 |
Злой лев. | Познакомить с семейством кошачьих. Учить находить отличительные черты и собирать робота-льва. Игра «Найди недостающие части». | 1 | |
Совместный проект «Новый год и Рождество». | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 2 | |
Я Н В А Р Ь | Конструктор ROBOROBO RoboKids 1 | ||
Знакомство с новым видом конструктора «Робокидс» | Знакомство с основными составляющими частями конструктора. Знакомство детей с конструктором Робокидс, с формой деталей и вариантами их скреплений. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. | 1 | |
Многоэтажные дома | Знать названия кубиков и элементы конструктора, умение крепить кубики разными способами. Работать со схемой. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 | |
Транспорт | Закреплять знания о транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память, Учить строить модели транспорта по схеме. | 1 | |
Ф Е В Р А Л Ь | Знакомство с ROBO-конструированием | Знакомить с панелью инструментов, функциональными командами, составление программ в режиме конструирования (блок процессора, устройство считывания карт, приемник дистанционного управления и т.п.) | 1 |
Робот - самолет | Учить задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота. | 1 | |
Робот - футболист | Закреплять умение пользоваться пультом управления, строить по схемам. Развивать память, внимание. | 1 | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей модели, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 1 | |
М А Р Т | Конструктор ROBOTIS | ||
Конструктор ROBOTIS PLAY 600 PETs. | Знакомство с конструктором: названия и назначение деталей, способы крепления. Техника безопасности. Чтение схем сборки. Сборка элементов конструкций по схемам. | 2 | |
Конструктор ROBOTIS DREAM | Чтение схем сборки. Сборка элементов конструкций по схемам. | 3 | |
А П Р Е Л Ь | Конструктор Fischertechnik | ||
Знакомство с конструктором Fischertechnik. Весёлые горки | Знакомство с деталями конструктора, способом сборки моделей. Гонки шариков по гибким пластиковым желобам через маршруты, полные разнообразных препятствий. | 2 | |
Парк развлечений | Знакомство с деталями конструктора, способом сборки, программированием моделей. Колесо обозрения, карусели. | 5 | |
М А Й | |||
Итоговое занятие. Конструирование по замыслу. | Определение темы и цели конструируемых моделей. Давать их общее описание. Подбор необходимого оборудования. Конструирование механизмов. Тестирование и доработка механизмов. Защита конструируемой модели. | 1 | |
Итого | 36 |
2.5. Режим занятий воспитанников
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности. Основным видом образовательной деятельности является непрерывная образовательная деятельность, проводимая в форме занятий. Занятия проводятся педагогом, прошедшим специальное обучение.
Программой предусмотрено проведение 36 занятий в год (один раз в неделю). В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 25 минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет). Все занятия проходят в учебном кабинете.
2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, педагогическим коллективом и социальными партнерами.
Система взаимодействия с родителями предусматривает:
- ознакомление родителей с содержанием работы по Программе;
- открытые занятия;
- размещение в группах памяток, папок-раскладушек с консультациями по теме; - выступления на родительских собраниях с целью повышения уровня родительской компетенции по вопросам развития технического творчества у детей и ознакомления с результатами работы по Программе;
- привлечение родителей к организации совместных выставок творческих работ;
- привлечение родителей к участию в конкурсах технической направленности.
Взаимодействие с коллегами в рамках реализации Программы осуществляется через творческие мастерские, семинары-практикумы, консультации.
Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется посредством участия воспитанников в различных мероприятиях и творческих конкурсах технической направленности.
2.7. Материально-техническое и кадровое обеспечение Программы
Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим требованиям и нормам.
Общие требования к обстановке: оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы, постоянно обновляться учебным материалом и пособиями; чистота, освещенность, проветриваемость кабинета.
Учебно-наглядное обеспечение:
- схемы, модели, образцы;
- иллюстрации, картинки, фотографии с изображением объектов и предметов.
Техническое и материальное оснащение:
- тематические наборы конструктора Лего («Лего-Классик», «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», «Лего-Софт», «Лего-Сити», подобные отечественные конструкторы);
- образовательные робототехнические конструкторы: HUNA-MRT, Robokids, ROBOTIS, Fischertechnik;
- игрушки (животные, машинки и др.) для обыгрывания конструкций;
- мультимедийное оборудование, цветной принтер, ксерокс, сканер.
Учебное оборудование кабинета:
- комплект мебели, необходимый для организации занятий, хранения материалов, литературы и наглядных пособий.
Кадровое обеспечение: педагог, прошедший специальное обучение (курсы повышения квалификации по лего-конструированию и робототехнике).
2.8. Особенности развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию всех задач Программы, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, здоровьесберегающей, доступной, безопасной, эстетически привлекательной.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровым оборудованием (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования должны обеспечивать:
- исследовательскую, творческую, речевую, познавательную и игровую активность всех детей;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственной средой;
- возможность самовыражения каждого воспитанника.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
3. Вариативность среды предполагает наличие разнообразных видов конструктора, периодическую сменяемость оборудования, появление новых предметов, стимулирующих активность воспитанников.
4. Доступность среды предполагает: доступность для детей помещения, в котором осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к оборудованию и пособиям; исправность и сохранность оборудования.
5. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
2.9. Инструментарий мониторинга конструктивных способностей детей
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей (первый этап – в октябре, второй этап – в мае). Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию и робототехнике у детей 5 - 7 лет проводится по методике Т.В. Фёдоровой
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 5 - 6 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещении элементов конструкции относительно друг друга | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
Диагностика уровня знаний и умений по конструированию
у детей 6 - 7 лет.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно "путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе и расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого | Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
Уровень развития определяется по критериям и оценивается в баллах: низкий – 1 балл; средний – 2 балла; высокий – 3 балла. Результаты фиксируются в таблицу на начало и конец учебного года. Подсчитывается результат освоения в процентном соотношении по каждому респонденту, после чего выводится средний процент освоения по всей группе. Построив диаграмму можно отследить динамику уровня развития конструктивных способностей детей.
Мониторинг позволяет оценить эффективность и результативность освоения Программы.
3. Список использованной литературы
- Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники» – М.: Изд.- полиграф центр «Маска», 2013 г.
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001 г.
- Кузьмина Т. «Наш ЛЕГО ЛЕНД» // Дошкольное воспитание. – 2006 г. - № 1. - с. 52-54.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» - Издательство: Мозаика – Синтез, 2010 г.
- Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего» - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г.
- Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» - М.; Академия, 2002 г.
- Петрова И. «ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет» // Дошкольное воспитание. – 2007 г. - № 10. - с. 112-115.
- Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2012 г.
Интернет-ресурсы:
1. http://фгос-игра.рф/doshkolnoe-obrazovanie
4. http://bazis-ufa.ru/catalog/100/
5. https://www.babyblog.ru/community/post/Jumpy/344173
6. https://fanclastic.ru/obzory/192-zoob.html
7. http://edurobots.ru/2016/10/robototexnika-v-detskom-sadu/
8. http://robotgeeks.ru/collection/robotkits
9. https://vmirekonstruktora.ru/catalog/robototekhnika/filter/doshkola-is-da/apply/
10. http://robotgeeks.ru/collection/robotis-edu/product/robotis-pets
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Техническое моделирование и конструирование с дошкольниками»
Дополнительная программа "Техническое моделирование и конструирование с дошкольниками"...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...
Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...
Дополнительная образовательная программа технической направленности
Дополнительная образовательная программа технической направленности...
Дополнительная образовательная программа технической направленности «ТЕХНОТРОНИК» (Робототехника из конструктора Ocie) Возраст воспитанников: 5-7 лет Срок реализации: 2 года
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструктивных способностей воспитанников, предусматривающая их дефференцировацию по степени одаренности. Основные дидак...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА технической направленности «LEGO-конструирование» для детей 6 - 7 лет
ДОП программа "LEGO-конструирование" для детей подготовительного к школе возраста, цель которой - развитие первоначальных конструкторских умений на основе ЛЕГО-конструирования....
Дополнительная образовательная программа технической направленности "Фантазёры"
Содержание. Раздел 1. Основные характеристики1.1 Пояснительная записка___________________________________________________________________________ 31.2 Цель и задачи дополнительн...