Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Юный краевед" для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Для работы педагога по дополнительному образованию "Краеведение". Дополнительная образовательная программа "Юный краевед" для детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_kraeved.docx | 157.86 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНА: Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ "Детский сад № 7" _____________________А.В. Манухина | УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МБДОУ "Детский сад № 7" _________________ А.Н. Ткаченко |
Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности
"Юный краевед"
для детей 6-7 лет
МБДОУ "Детский сад № 7"
2020-2022 учебный год
Дополнительная образовательная программа принята на педсовете 31.08 2020 год
г.Троицк, 2020г.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы:
I. Пояснительная записка.
Введение
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей малой Родины. Неоспоримо то, что малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека: частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Работа по воспитанию настоящего гражданина своей страны начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к природе родного края, окружающему миру в целом. Одной из главных задач дополнительного образования дошкольников является воспитание уважения к историческому прошлому нашей страны, любви к Родине. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордится им, надо знать его историю. Знания и любовь к родному краю позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Направленность (профиль) программы – туристско-краеведческая.
Направление – экологическое краеведение.
Уровень – общекультурный (базовый).
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что она выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей с включением в образовательную деятельность регионального компонента. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения, ранней социализации детей. Изучение окружающего мира своего края необходимо, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Особая эмоциональность детей, восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру являются основополагающими факторами для успешного воспитания гражданственно ответственной личности. Программа «Юный турист - краевед»
имеет туристско-краеведческую направленность. Она является одним из средств
формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств. Содержание программы предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. Новизна программы основана на комплексном подходе к подготовке обучающихся, заключающегося в поэтапном изучении разделов эколого-краеведческого материала дополнительной программы. Данная программа разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта образования. Отличительная особенность программы состоит в еѐ практической значимости: изучение материала программы происходит через вовлечение обучающихся в игровую и экскурсионную деятельность. В процессе обучения дошкольники знакомятся с историей родного края, памятниками истории и культуры, с разнообразием растительного и животного мира природы родных мест. Дети могут проследить взаимосвязи между человеком и природой, усвоят навыки здорового образа жизни, принять участие в природоохранных акциях и трудовых десантах. Составлена на основе программы для дополнительного образования детей министерства образования Российской Федерации «Туристы-экологи» Авторы: Смирнов Д.В. Константинов Ю.С., Маслов А.Г. ЦДЮТиКМОРФ. Адресат программы - программный материал рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста (5 - 6 лет), проявляющих интерес к естествознанию. Он предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, формирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю.
Наполняемость групп - количественный состав группы 10-12 человек.
Условия приѐма - изучение программного материала не требует ни какой специальной подготовки. Воспитанники зачисляются в д/о на общих основаниях. Форма обучения по данной программе – очная. Объѐм программы – Курс программы рассчитан на 2 года обучения, объѐм каждого года составляет 72 часа. Режим занятий – Занятия проводятся 2 раза в неделю (36 недель в год), по 1 академическому часу.
Цель и задачи программы Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации воспитанников, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности. В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
личностные
формировать экологически-грамотную личность;
формировать чувства любви к своей малой родине, краю, бережное отношение к природе;
прививать навыки здорового образа жизни.
метапредметные
формировать знания о природных богатствах края, быте и традициях народа, его культуре, хозяйственной деятельности;
прививать навыки самостоятельной творческой деятельности;
развивать нравственно – патриотические качества.
образовательные
развивать познавательный интерес к изучению родного села, края;
развитие навыков пешеходного туризма, посредствам экскурсионной деятельности;
развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира.
II. Содержание программы Учебный план 1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы выявления результатов усвоения программного материала. | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение | 2 | |||
1.1 | Давайте познакомимся | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | Родные тропинки | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщающая беседа |
2. | Мой край родной | 12 | |||
2.1. | Россия – родина моя | 2 | 1 | 1 | Викторина |
2.2. | Моя малая Родина | 2 | 1 | 1 | Заседание юного краеведа |
2.3. | Город мой родной | 3 | 1 | 2 | Интеллектуальная викторина |
2.4. | Путешествие в прошлое | 3 | 2 | 1 | Обобщающая беседа |
2.5. | Милые сердцу родные просторы | 2 | 1 | 1 | Игра – викторина |
3. | Природа – мой дом | 21 |
3.1. | Живая природа | 2 | 1 | 1 | Игра «Живое- неживое» |
3.2. | Времена года. | 2 | 1 | 1 | Заполнение дневника наблюдений |
3.3. | Такие разные растения. | 7 | 4 | 3 | Викторина |
3.4. | Все животные нужны. | 7 | 4 | 3 | Игра «Что? Где? Когда? |
3.5. | Будь природе другом | 3 | 1 | 2 | Викторина |
4. | С кем я живу | 12 | |||
4.1. | Это мой любимый дом | 2 | 1 | 1 | Обобщающая беседа |
4.2. | Я и моя семья. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
4.3. | Семейные праздники и традиции | 3 | 1 | 2 | Творческая работа, выставка рисунков |
4.4. | Бабушкин сундук | 2 | 1 | 1 | Обобщающая беседа |
4.5. | Загляните в семейный альбом | 2 | - | 2 | Творческая работа |
5. | Азбука здоровья | 14 | |||
5.1. | Мой здоровый организм | 5 | 2 | 3 | Обобщающее занятие «Здоровячек» |
5.2. | Расти здоровым | 2 | 1 | 1 | Обобщающая беседа |
5.3. | Мы юные туристы | 3 | 1 | 2 | Турнир «Вопрос - ответ» |
5.4. | Олимпионик | 4 | 1 | 3 | Спортивный досуг |
6. | Экскурсии | 10 | |||
6.1 | Экологические маршруты | 2 | - | 2 | Заполнение дневника наблюдений |
6.2 | Экскурсия в музей | 2 | - | 2 | Заполнение дневника наблюдений |
6.3 | Островки памяти | 3 | - | 3 | Обобщающая беседа |
6.4 | Жемчужины родных мест | 3 | - | 3 | Практическое занятие |
7. | Итоговое занятие «Всезнайки» | 1 | 1 | Викторина «Умники и умницы» | |
ИТОГО: | 72 | 27 | 45 |
Содержание учебного материала 1. Введение (2) | 1-й год обучения: |
1.1. Давайте познакомимся
Теория: Т.Б на занятиях и во время экскурсий. План работы детского объединения.
Родными тропинками. Практика: Знакомство с детьми, кабинетом. Игра «Давайте познакомимся».
1.2. Родные тропинки
Теория: Введение в программу. Краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности.
Практика: Презентация фильма «Родные тропинки»
2.Мой край родной (12) 2.1. Россия – родина моя
Теория: Моя Родина Россия. Россия - самая большая страна в мире. Практика: Моя страна на карте. Раскрашивание символов России.
2.2. Моя малая Родина
Теория: Название нашего края. Практика: Мой край на карте России.
2.3. Город мой родной
Теория: История города, (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте) Практика: Целевая прогулки по улицам города «Город мой родной». Конкурс рисунков «Родные места».
2.4.Путешествие в прошлое
Теория: Жизнь города, обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Практика: Экскурсия в музей.
2.5. Милые сердцу родные просторы
Теория: Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Практика: Практическое занятие «Красота моей улицы».
3.Природа – мой дом (21) 3.1. Живая природа
Теория: Живая и неживая природа. Уникальность планеты Земля. Практика: Игра «Живое – неживое». Солнце - источник тепла и света. Игра «Солнечный зайчик».
3.2. Времена года
Теория: Сезонные изменения в природе. Практика: Наблюдения в природе. Ведение календаря наблюдений. Экскурсия по
экологической тропе.
3.3. Такие разные растения.
Теория: Многообразие растений нашего края. Деревья и культурные растения ближайшего окружения. Дерево России – берѐза. Растения первоцветы. Практика: Природная мастерская. Изготовление поделок и аппликаций «Осеннее дерево».
3.4. Все животные нужны
Теория: Многообразие животного мира нашего края. Дикие и домашние животные. Животный мир степей. Кто такие насекомые. Водоемы нашей местности. Животные водоѐмов, их образ жизни. Практика: Занятие – игра «Бабушкин двор». Дидактическая игра «Живые цепочки». Экологические пирамиды.
3.5. Будь природе другом
Теория: Взаимодействие человека и природы. Природа и мы. Практика: Трудовой десант. Сбор семян растений и цветов, природного материала для поделок. Опытническая работа «Царица-водица».
4. С кем я живу (12)
4.1. Это мой любимый дом
Теория: Дом, в котором я живу. Практика: Нарисуй красивый дом
4.2. Я и моя семья
Теория: Моя семья. Родственные связи. Практика: презентация семейного альбома. Рисунок моей семьи.
4.3. Семейные праздники и традиции
Теория: Праздники и традиции моей семьи. Практика: Традиции семьи (масленица, Новый год). Экскурсия в музей «В светлой горнице».
4.4. Бабушкин сундук
Теория: Предания старины глубокой (рассказ о домовых, леших, русалках). Практика: Бабушкины сказки. Игровая программа «Тайны бабушкиного сундука».
4.5. Загляните в семейный альбом
Практика: Творческая работа «Загляните в семейный альбом». Фотовыставка «А это Я ».
5. Азбука здоровья (14)
5.1. Мой здоровый организм
Теория: Строение организма человека. Мой здоровый организм. Практика: Лепка «Веселые человечки». Урок здоровья «Как быть здоровым», Д.И.
«Витаминная семья».
5.2. Расти здоровым
Теория: Личная гигиена. Правила Практика: Урок здоровья «Если хочешь быть здоров».
5.3. Мы юные туристы
Теория: Мы - юные туристы. Уроки этикета. Практика: Д.И. «Правила поведения юных туристов в походе». Работа в группах «Собираем рюкзак».
5.4. Олимпионик
Теория: Основы здорового образа жизни. Практика: Спортивно – оздоровительное мероприятие «В поход за здоровьем». Спортивные досуги «Богатырские забавы», «Мы – будущие олимпийцы».
7. Экскурсии 10 Практика: экскурсии по экологическим маршрутам ; экскурсия в музей; целевая прогулка по улицам города. Ознакомление детей с природным окружением. Экскурсия к реке, в парк. Знакомство с достопримечательностями города Троицка, историческими и культурными памятниками.
8. Итоговое занятие «Всезнайки» Теория. Подведение итогов за учебный год.
Практика. Викторина «Умники и умницы».
Учебный план 2 –го года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы выявления результатов усвоения программного материала. | ||
всего | теория | практи ка | |||
1. | Введение. | 2 | |||
1.1 | Прогулка на воздушном шаре | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | Я юный эколог - краевед | 1 | 0,5 | 0,5 | Обобщающая беседа |
2. | Мой край родной | 12 | |||
2.1. | С чего начинается Родина | 2 | 1 | 1 | Викторина |
2.2. | Моя малая Родина на карте | 2 | 1 | 1 | Интеллектуальн ая викторина |
2.3. | Село моѐ родное | 3 | 1 | 2 | Обобщающая беседа |
2.4. | Путешествие в прошлое | 3 | 2 | 1 | Игра - викторина |
2.5. | Родные тропинки | 2 | - | 2 | Заседание юного краеведа |
3. | Природа – мой дом | 21 | |||
3.1. | Земля — наш общий дом | 2 | 1 | 1 | Обобщающая беседа |
3.2. | Кладовые природы. | 2 | 1 | 1 | Заполнение дневника |
наблюдений | |||||
3.3. | Такие разные растения. | 7 | 3 | 4 | Викторина |
3.4. | Все животные нужны. | 7 | 3 | 4 | Игра «Зоологическое лото» |
3.5. | Будь природе другом | 3 | 1 | 2 | Игра «Что? Где? Когда? |
4. | С кем я живу | 12 | |||
4.1. | Дом, в котором я живу | 2 | 1 | 1 | Обобщающая беседа |
4.2. | Родословная моей семьи | 3 | 2 | 1 | Выставка рисунков |
4.3. | Семейные праздники и традиции | 3 | 2 | 1 | Творческая работа, выставка рисунков |
4.4. | Бабушкин сундук | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
4.5. | Загляните в семейный альбом | 2 | - | 2 | Творческая работа |
5. | Азбука здоровья | 14 | |||
5.1. | В здоровом теле – здоровый дух | 5 | 1 | 4 | Обобщающее занятие «Здоровячок» |
5.2. | Расти здоровым | 3 | 1 | 2 | Обобщающая беседа |
5.3. | Мы юные туристы | 2 | 1 | 1 | Турнир «Вопрос - ответ» |
5.4. | Олимпионик | 4 | 2 | 2 | Спортивный досуг |
6. | Экскурсии | 10 | |||
6.1 | Экологические маршруты | 2 | - | 2 | Заполнение дневника наблюдений |
6.2 | Экскурсия в музей | 2 | - | 2 | |
6.3 | Островки памяти | 3 | - | 3 | Заполнение дневника наблюдений |
6.4 | Жемчужины родных мест | 3 | - | 3 | Выставка рисунков |
7. | Итоговое занятие «Мой край родной» | 1 | 1 | Итоговое занятие Викторина «Мой край» | |
ИТОГО: | 72 | 25 | 47 |
Содержание учебного материала 2-го года обучения: 1.Введение (2ч.
1.1. Прогулка на воздушном шаре
Теория: Цели и задачи детского объединения на предстоящий учебный год
Т.Б на занятиях и во время экскурсий. Практика: Игра-путешествие «Прогулка на воздушном шаре».
1.2. Я юный эколог – краевед
Теория: Введение в программу. Краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности.
Практика: игра «Давайте познакомимся»
2. Мой край родной (12)
2.1. С чего начинается Родина
Теория: Россия – родина моя. Россия - самая большая страна в мире. Государственная символика. Практика: Презентация «Необъятные просторы нашей страны».
Д.У. «Государственные символы».
2.2. Моя малая Родина на карте
Теория: Мой край родной – моѐ Ставрополье. Ознакомление символикой ставропольского края, работа с картой. Практика: Моя малая Родина на карте. Географическое положение, границы поселения.
2.3. Город мой родной.
Теория: История города, (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Практика: Экскурсии, целевые прогулки по улицам города. Экскурсии на различные объекты города. Составление фотоальбома «Родные сердцу места».
2.4. Путешествие в прошлое
Теория: Жизнь города, обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Практика: Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми города. Фотовыставка «Родные места», «Наши герои». Экскурсия в музей «История и люди».
2.5. Родные тропинки
Практика: Экологические маршруты. Работа с календарем наблюдений.
3. Природа – мой дом (21) 3.1. Земля — наш общий дом
Теория: Что нас окружает. Планета Земля — наш общий дом. Солнце — источник тепла и света. Практика: Игра «Планеты солнечной системы». Воздух невидимка. Ведение дневника наблюдений
3.2. Кладовые природы
Теория: Культурные растения нашего района. Человек и природа. Лесной сундучок Практика: Экскурсии по экологической тропе. Наблюдения в природе. Конкурс рисунков «Волшебные краски природы».
3.3. Такие разные растения
Теория: Виды деревьев и кустарников ближайшего окружения. Лекарственные растения. Этажи леса. Практика: Игра «Лесная аптека», «С какого дерева лист». Сбор семян растений и цветов, природного материала для поделок. Изготовление поделок и аппликаций «Осенние узоры». Конкурс рисунков о природе. Опытническая работа «Огород на подоконнике».
3.4. Все животные нужны
Теория: Животные и места их обитания. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Взаимосвязь животных и растений со средой обитания. Что мы знаем о насекомых. Зимующие и перелѐтные птицы. Практика: Пищевые цепочки. Животные зимой. Д.У. «Посмотри и назови». «Самые – самые животные». Наблюдения в животном мире.
3.5. Будь природе другом
Теория: Растения и животные, занесенные в Красную книгу Ставропольского края.
Практика: Трудовой десант. Акция «Наш чистый двор». Ведение дневника наблюдений и опытнических работ. Экологическая акция «Первоцветы».
4. С кем я живу (12)
4.1. Дом, в котором я живу. Мир семьи
Теория: Мой уютный светлый дом. Практика: Игра «Приходите в гости кнам»
4.2. Родословная моей семьи
Теория: Моя семья, родословная семьи. Родственные связи, виды и степени родства. Практика: «Праздник имени» - презентация своего имени
4.3. Семейные праздники и традиции
Теория: Семейные праздники и традиции (масленица, Новый год, и др.). Практика: Презентация семейных реликвий (старинные фотографии, медали,письма).
4.4. Бабушкин сундук
Теория: Тайны бабушкиного сундука. Предания старины глубокой (рассказ о домовых, леших, русалках). Практика: «От старины до сегодняшних дней» (бабушкино рукоделие, сказки, старинные рецепты лечения болезней).
4.5. Загляните в семейный альбом
Практика: Фотовыставка «Моя семья». Творческая работа «Загляните в семейный альбом».
5. Азбука здоровья (14)
5.1. В здоровом теле – здоровый дух
Теория: Мой здоровый организм. Личная гигиена. Польза витаминов. Практика: Презентация «Тайны организма человека». Урок здоровья «Как быть здоровым». Спортивно – оздоровительное мероприятие «В поход за здоровьем».
5.2. Расти здоровым
Теория: Виды спорта. Практика: Спортивное развлечение «Спорт – этоздоровье».
5.3. Мы юные туристы
Теория: Мы - юные туристы - краеведы. Правила поведения юных туристов в походе. Практика Основные правила укладки рюкзака. Работа в группах «Собираем рюкзак». Аптечка туриста. Ориентирование на местности.
5.4. Олимпионик
Теория: Если хочешь быть здоров. В здоровом теле – здоровый дух Практика: Спортивные досуги «Богатырские забавы», «Мы – будущиеолимпийцы».
6. Экскурсии (10) Практика: Ознакомление детей с достопримечательностями города Троицка, историческими и культурными памятниками.
7. Итоговое занятие «Мой край родной» Теория. Подведение итогов за учебный год Практика. Викторина «Мой край».
3. Планируемые результаты
В ходе реализации программы воспитанники приобретают ряд умений и навыков, которые служат показателем результативности обучения. По окончанию курса учащийся должен знать культурные и исторические памятники своего города; особенности природы родного края; семейные обычаи, традиции и праздники, иметь представление о родственных связях. Уметь применять практические навыки, в последующей учебной деятельности; описывать исторические объекты, памятники своего города.
Личностные – сформированы дисциплинированность и инициативность, самостоятельность, доброта и любовь к Родине. Метапредметные – учащиеся развивают умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать; владеют навыками изучения и описания природных объектов. Образовательные - учащиеся приобретают знания о природе, истории, культуре родного края; имеют устойчивый интерес к краеведению.
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
I. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года | Режим работы |
Начало учебного года: 15 сентября | Режим работы объединения по регламенту |
Окончание учебного года: 31 мая | Продолжительность занятий 30 минут Продолжительность перерыва 10 минут |
Регламентирование образовательного процесса на учебный год: 36 недель | Занятия проходят согласно утвержденному регламенту |
II. Условия реализации программы 1.Материально-техническое обеспечение:
Специально оборудованный кабинет, магнитная доска для демонстрации наглядных пособий, компьютер, фотоаппарат, спортивный и садовый инвентарь, стенд для выставки. Демонстрационные материалы, канцелярские принадлежности - по количеству обучающихся, материал для творчества по количеству обучающихся, материал для проведения опытов; учебная и художественная литература по краеведению и туризму. Видеосюжеты по темам, презентации к занятиям, энциклопедии, справочники. Исторические и современные фотографии села, карта края и села (со спутника).
2. Психолого-педагогическое сопровождение предполагает сотрудничество с:
-психологом и педагогом-организатором; -родителями и родственниками воспитанников;
- воспитателем и музыкальным руководителем.
3. Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования с наличием образованием по данному направлению.
III Формы выявления результатов усвоения программы, их фиксации и предъявления.
Педагогом для определения результативности освоения программы и отражения
достижения ее целей и задач разрабатывается схема изучения знаний и умений детей по
сезонам и отдельным темам занятий. Используются следующие формы: игровые упражнения, задания в занимательной форме, анализ продукта деятельности- рисунка, поделки. Образовательные результаты отслеживаются и фиксируются в журнале посещаемости, аналитической справке, отзывах детей и родителей. Работа детей оценивается и стимулируется с помощью – медалей, небольших памятных призов, присвоением званий «лучший знаток природы», и т. д. Формами подведения итогов на сезонных праздниках могут быть игры, конкурсы.
В конце изучения программы, на последнем занятии проводится экологический праздник в форме конкурсно - игровой программы по всему курсу с творческими посвящениями детей (стихами, загадками, песнями) временам года, с подведением итогов на месте проведения сезонных экскурсий, с вручением памятных призов. Обучающиеся могут продемонстрировать образовательные результаты на итоговом праздничном интегрированном занятии «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» в присутствии родителей, которое готовят все педагоги, работающие в объединении. Выставляются творческие работы. Ребята в игровой форме показывают полученные знания по экологии и сформированные навыки правильного поведения в природе.
3.1.Оценочные материалы. При реализации данной программы особо важна словесная оценка (оценочное суждение) - краткая характеристика результатов учебного труда ребенка. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед воспитанником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик ребенка.
Оценка эффективности усвоения программы проводится путем сопоставления результатов входящей (собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их
интересов и способностей в середине работы, декабрь) и итоговой диагностики (май). Оценка осуществляется по 5-ти бальной системе:
1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь педагога не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет предложенные задания;
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью педагога;
4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 балла – ребенок выполняет самостоятельно все предложенные задания. Полученная сумма баллов переводится в уровневые показатели, которые позволяют выявить к какому уровню (низкий, средний, высокий) соответствует развитие конкретного ребенка на данном этапе (каков уровень реализации программы): Высокий уровень - более 4,5 балла (более 90%) Средний уровень – 3 балла - 4,4 балла (от 60% до 88%) Низкий уровень – менее 2,9 балла (менее 58%)
Обучающиеся объединения «Юный турист - краевед» 2020 – 2022 уч. год
№ | ФИО ребенка | Критерии оценки | Итого: | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||
12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | 12 | 05 | ||
1 |
2 | |||||||||||||
3…. | |||||||||||||
ИТОГО: | |||||||||||||
Высокий уровень (детей / %) | |||||||||||||
Средний уровень (детей / %) | |||||||||||||
Низкий уровень (детей / %) |
Примечание 12– месяц декабрь, 05 – месяц май
Критерии оценки:
1. Владение элементарными экологическими понятиями и знаниями.
Знает основные экологические понятия: живые организмы, взаимосвязи живых организмов, экология, среда обитания, перелетные птицы, зимующие птицы; знает представителей животного и растительного мира (более 20), животных и растений РФ и Ставропольского края, роль человека в природе; умеет различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения. Знает строение растений, отличительные признаки насекомых, птиц. Знает экологические праздники: "День птиц", "День Земли".
2. Владение элементарными умениями и навыками.
Составляет простейшие пищевые цепи; видеть природу и природные объекты, ценить и отображать их разнообразие, выполняет познавательные и творческие задания педагога, решать простейшие экологические задачи.
3. Развитие навыков работы и поведения в природе.
Знает основы и владеет навыками правильного поведения в природе( на экскурсии, в походе). Проявляет бережное, заботливое отношение к отдельным природным объектам и к природе в целом.
4. Развитие познавательно-творческой деятельности
Проявляет активность в познании и творчестве, наблюдательность, добросердечность. Сохраняет интерес к изучению экологии через изобразительное и декоративно – прикладное творчество. Активно работает с семенами, плодами, листьями растений. Проявляет интерес к нетрадиционным изобразительным средствам. Умение видеть, отображать и ценить красоту природы.
5. Формирование и развитие познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; учебно-познавательные и общекультурные компетенции и личностные качества.
Понимает информацию в виде рисунков, таблиц; умеет сравнивать и группировать природные объекты; умеет слушать и слышать педагога, участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы. Задает много поисковых и проблемных вопросов, делает самостоятельные выводы и умозаключения. Выводы делаются на основе визуальных наблюдений педагога, текущих бесед - опросов с
ребенком, родителями, анализа продуктов детской деятельности: рисунков, поделок.
III. Методическое обеспечение программы Методы обучения
При изучении программного материала, согласно возрастным особенностям обучающихся, используются словесные, наглядные и практические методы: беседа, объяснение, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приѐмов исполнения, тренировочные упражнения, работа по образцу. формы организации занятия: групповая, индивидуальная, фронтальная. формы деятельности детей: традиционные занятия; игровые и сюжетно-ролевые; интегрированные занятия; экскурсии, экспедиции, турпоходы; презентации, защита проекта; занятия-соревнования: конкурсы турниры, викторины и т.д.
педагогические технологии
психолого-педагогические; технология использования игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
дидактические материалы
дидактические игра и упражнения «Живое – неживое»;
д/и «Цветочный магазин», «Первоцветы», «Деревья наших мест»;
д/у «Посмотри и назови», «Что такое хорошо?», «Профессии», «Правила поведения воспитанных детей», «Экологические пирамиды», «Мой родной город», и т.п.
Комплект рабочих листов для занятий «Занимательная экология», «Экология в картинках», «Что задумал художник»,
д/и «Зоологическое лото», «Дикие и домашние животные», «Животные Красной книги»; набор раздаточных карточек «Правила поведения юных туристов – краеведов», и т.д.
IV. Список литературы
Для педагога:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г)
2. Конституция РФ.
3. Закон РФ «Об образовании» (2012 г.).
4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 года №504).
5. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие – г.Москва, ФЦДЮТиК, 2006 г. -600 с.
6. Белавина И.Н. «Планета – наш дом», М., 1995 г.
9. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» Воронеж 2002 г.
10. Николаева С. Н. «Как приобщить ребѐнка к природе», М., 1995 г.
11. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в д/саду», М., 1999 г.
12. Николаева. С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М., 1995.
13. Планета Земля. Энциклопедия. М., 2001 г.
14. Черкасова М. В. «Они должны жить» Москва 1998 г.
15. Справочник путешественника и краеведа/ Под. ред. Обручева С.В. Том 1 и 2. Гос. издательство географической литературы, 1949—1950.
16. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. — М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
17. Энциклопедия туриста. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок туристско-краеведческой направленности "Юный турист"
Мной была составлена программа кружка. Она предусмотрена для работы с детьми 6-7 лет. Структурно программа составлена так, что в ней присутствуют все необходимые элементы. ...
"Югорчата" программа краеведческой направленности
Программа дополнительной образовательной услуги для детей старшего дошкольного возраста краеведческой направленности «Югорчата» направленна на формирование знаний по краеведению города Нижневартовска,...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист» (для детей подготовительной к школе группы)
Настоящая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с учётом приоритетного направления работы ДОУ. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфи...
Дополнительная образовательная программа краеведческой направленности "Родной край"
Программа расчитана на старший дошкольный возраст. Программа способствует формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине....
Дополнительная общеобразовательная программа туристско – краеведческой направленности «Юные краеведы»
Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Програм...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко - краеведческой направленности "Юный краевед"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко - краеведческой направленности "Юный краевед"...