Самообразование
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 167»
Ленинского района г. Саратова
УТВЕРЖДАЮ
заведующий
МДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 167»
___________ Н.А. Марченко
Приказ № 154 от 31.08.2021 года
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
педагога Романцевич Надежды Александровны
на тему «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы»
на 2021-2022 учебный год
Саратов, 2021
План работы по самообразованию воспитателя
Романцевич Надежды Александровны.
Тема «Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы».
Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного, радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя.
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие:
1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное» и многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины, басни) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Содержание работы:
Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне. Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие. При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Работа с семьей по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она направлена на решение следующих задач:
— установление единства в воспитании детей;
— педагогическое просвещение родителей;
— изучение передового опыта семейного воспитания;
— ознакомление родителей с жизнью и работой группы.
Cрок реализации плана по самообразованию: 1 учебный год (с 01.09.2021 по 21.05.2022г.)
| Содержание | Сроки |
| Теоретический этап: 2. Изучение психолого-педагогической литературы и передового опыта по теме самообразования, инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания». 3. Определение основных методов и форм работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию. 4.Проектирование системы работы со всеми участниками образовательных отношений. 5. Обеспечение и построение предметно-развивающей среды, направленной на духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы. 6. Подбор дидактических игр и художественной литературы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы. 6.Составление перспективного планирования. Практический этап: 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение и обсуждение стихотворений: А. Барто «Вовка – добрая душа», «Есть такие мальчики», «Мой – друг»; Ю. Чичиков «Что такое дружба?»; О. Бундур «Без меня»; Н. Саконская «Ябеда»; С. Маршак «Друзья – товарищи», «Мальчики и девочки»; Н. Саконская «Завистливая Катя». - Чтение и обсуждение рассказов: Н. Носов «Живая шляпа», «На горке»; А. Курляндский «Возвращение блудного попугая»; А. Милн (пер. Б Заходер) «Приключения Винни – Пуха и его друзей»; Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»; Т.А. Шорыгина «Вредная ворона. - Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Как лиса шила волку шубу», «Терем мухи», «Кот, петух и лиса». 2. Дидактические игры: «Угадай, из какого рассказа, сказки прочитан отрывок?», «Что такое хорошо и что такое плохо». 3. Просмотр мультипликационного фильма «Цветик – семицветик». 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение и обсуждение стихотворений: С. Михалков «А что у вас»; И. Романов «Добрые слова». - Чтение и обсуждение рассказов (рассматривание иллюстраций): Т.А. Шорыгина «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости научил»; М. Дружинина «Дразнительное имя»; В. Осеева «Плохо», «Синие листья»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Что я люблю»; Л. Толстой (быль) «Лев и собачка». - Чтение и обсуждение басен: И. Крылов «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица». 2. Нравственные беседы: «О чуткости и равнодушии», «Вежливая просьба». 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение и обсуждение стихотворения: Н. Саконская «Разговор о маме». - Чтение и обсуждение рассказов: С. Козлов «Про ежика и медвежонка»; М. Дружинина «Девочка наоборот»; В. Сухомлинский «Жестокость», «Большое ведро». - Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Хитрая наука», «Глупый волк», «Овца, лиса и волк», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Ивашко и ведьма». 2. Выставка рисунков ко дню матери «Маму очень я люблю». 3. Дидактическая игра: «Угадай сказку». 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение сказок А. С. Пушкина: 2. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой?» 3. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина. 4. Игра «Что? Где? Когда?» По сказкам А.С. Пушкина. 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение и обсуждение рассказов: В. Осеева «Кто хозяин?»; В. Голявкин «Коньки купили не напрасно». - Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Счастливое дитя», «Чернушка», «Терешечка», «Старуха – говоруха». 2. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. 3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки» или «Сказочная книга» (изготовление книжки - малышки). 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение и обсуждение сказок современных писателей: 2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят». 3. Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют, придумывают свою концовку сказки). 4. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». 5. Экскурсия в библиотеку. 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение и обсуждение русских народных сказок о женщинах, мамах: «Василиса Прекрасная», «Баба – Яга и Лутонюшка», «Жадная старуха», «Дочь и падчерица, «Печеночка», «Царевна - Несмеяна», «Царевна в подземном царстве», «Мудрая женщина», «Царь – девица», «Марья Моревна»; Т.А.Шорыгина «Если бабушка болеет». 2. Выставка рисунков «Портрет моей мамочки». 3. Конкурс стихотворений о маме. 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение и обсуждение русских народных сказок: «Диво дивное, чудо чудное», «Три копеечки», «Волшебное кольцо», «Ночь на Ивана Купалу», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каша из топора», «Чего на свете не бывает», «Сказка о Ерше Ершовиче», «Правда и Кривда», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Лихо одноглазое». 2. Викторина «Путешествие по русским народным сказкам». 3. Прослушивание аудио сказок. 4. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». 5. Игры - драматизации по мотивам любимых художественных произведений. 6. Настольно–печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). 1. Совместная деятельность с детьми - Чтение и обсуждение стихотворений о Родине, Великой Отечественной войне, ее героях: С. Михалков «Кремлевские звезды»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «С добрым утром!»; В. Степанов «Что мы Родиной зовем»; К. Авдеенко «Дождик, дождик, где ты был?..». - Чтение и обсуждение рассказов: Юрий Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков». 2. Презентация «Я люблю тебя, Россия» (обсуждение, обмен мнениями). Перспективное планирование работы с родителями (законными представителями) -Консультация для родителей: «Книга в жизни ребенка». -Анкетирование: «Роль книги в воспитании ребенка». -Памятка для родителей «Как привить ребенку любовь к чтению?» -Консультации для родителей: «Виды работ по чтению, которые можно использовать дома», «7 секретов воспитания интереса к чтению». -Памятка для родителей «Как работать с книгой. Какие вопросы полезно задавать». -Консультации для родителей: «Почитай, мне мама!», «Воспитание сказкой». -Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса. -Памятка для родителей «5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей». -Памятка для родителей «Как читать детям». -Консультации для родителей: «Зачем детям сказки?», «Читаем сказку в сотый раз…» -Консультации для родителей: «Научите ребенка любить книгу», «Как поддержать у детей интерес к сказке». -Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки» или «Сказочная книга» (изготовление книжек - малышек). -Консультации для родителей: «Почему дети не читают», «11 советов как превратить чтение в удовольствие». -Консультации для родителей: «Сказка помогает, сказка учит, сказка лечит», «Приемы работы со сказкой. Чтение сказки и ее анализ». Консультация для родителей «Как заинтересовать ребенка чтением» Памятка для родителей: «Как сказка помогла…» Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». 3. Заключительный этап: Подготовка отчета о проделанной работе за учебный год.
|
Сентябрь 2021 В течение года В течение года
Сентябрь2021 Октябрь-Ноябрь 2021 Ноябрь 2021 Май 2022
Сентябрь 2021
Октябрь2021
Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Май 2022 |
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
3. Иванова Э. И: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
4. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
6. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.
7. Интернет - ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...