ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Фролова Татьяна Алексеевна

 Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание

адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на развитие самооценки старшего дошкольника.

Ключевые слова: старшие дошкольники; старший дошкольный возраст; завышенная самооценка; адекватная самооценка; заниженная самооценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        В отечественной психологической

литературе самооценке уделено большое внимание. Понятие, структура,

функции, а также проблема развития самооценки рассмотрены в работах Л. И.

Божович [2], И.С. Кона [4], А. И. Липкиной [5], М. И. Лисиной [6].

Самооценка представляет собой

наличие критической позиции индивида

по отношению к тому, чем он обладает.

В ряду исследователей, занимающихся

разработкой субъективной сферы личности - проблемой самооценки – представители разных психологических

школ рассматривают самооценку в соответствии в контексте самосознания,

личности или категории «Я», либо в зависимости от ее компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного). Предметом объективной оценки

являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами.

Вопросами изучения развития самооценки детей дошкольного возраста занимались ученые А.И. Липкина [5], Е.И.

Савонько [7], Г.А. Собиева [9].

Е.О. Смирнова [8], Г.Б. Тагиева [10] в

своих работах изучали зависимость

уровня освоения ребенком деятельности

и самооценки.

Ребенок в дошкольном детстве проходит путь от «Я сам», от отделения

себя от взрослого к самосознанию.

Старшие дошкольники в основном,

верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со

стороны окружающих. То есть, развитие

самооценки и самосознания составляет

одно из основных новообразований дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте самооценка,

как правило, является завышенной – ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные

действия – дошкольник еще не может

отделить положительное отношение к

себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные

оценки и замечания не оказывают должного воспитательного эффекта.

В работах Б.С. Волкова [3] и Н.В.

Волковой [3], Д.Б. Эльконина [11] отмечается, что самооценка детей дошкольного возраста постепенно к старшему

возрасту становится все более адекватной, особенно в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где,

имеется реальная опора. Б.Г. Ананьев

[1], П.М. Якобсон [12] и другие отмечают, что к старшему дошкольному возрасту формируется способность к адекватной самооценке в конкретной деятельности, а также в специально задаваемой ситуации. Г. Б. Тагиева  отмечает, что в старшем дошкольном возрасте, многие дети начинают давать

себе адекватную оценку применительно

к каким-либо конкретным видам деятельности.

Для развития адекватной самооценки

у детей необходимо создавать разнообразные условия, такие как:

1. Создание положительного эмоционального фона.

2. Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению

чувств и желаний других людей.

3. Формировать у детей понятие

«друг», «дружба». Учить детей видеть,

понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.

4. Учить детей говорить о себе, ценить

себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля

и произвольности движений.

Для определения уровня сформированности самооценки у дошкольников

были использованы методики:

«Лесенка» (В.Г. Щур) и методика «Какой Я» (Р.С. Немова).

В ходе исследования у детей 5-6 лет

были выделены следующие особенности самооценки:

В исследуемых группах преобладает

заниженная самооценка так в

экспериментальной группе этот уровень

выявлен у 9 детей (45%), а в

контрольной группе у 8 детей (40%). В

ходе проведения диагностики в ЭГ

адекватный уровень самооценки был

выевлен у 20% детей (20%) в

контрольнорй групе у 25%. Завышенная

самооценка выявлена у 7 детей (35%)

как в экспериментальной так и в

контрольной группе.

 Анализ данных свидетельствует о

том, что дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы

к другим людям, молчаливы, скованны

в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой

момент, не стремятся к сотрудничеству

и не способны постоять за себя. Дети с

заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в

деятельность.

После проведенного формирующего

этапа произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе 45%

детей поднялись до адекватного уровня,

в контрольной группе динамика произошла у 5% испытуемых. Дети стали более

самостоятельными, уверенными в себе,

повысилась их познавательная

активность Они свободнее выражают

свои эмоциональные состояния, делятся

своими личными проблемами,

переживаниями потребностями

Значительно улучшились их

коммуникативные навыки.

Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: создание положительного эмоционального фона, обучении

детей распознавать и оценивать свои

эмоции и эмоции других людей, сплочение детского коллектива и снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона, развитие самоконтроля.

Библиографический список:

1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2 : Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев ; под ред. Н. А. Логиновой ; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева,

Г. С. Никифоров. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 548 с.

2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович //

3. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб. :

Питер, 2016. – 304 с.

4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Владос, 2008. –

360 с.

5. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С.

55-61.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста

Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....

Психолого-педагогический проект по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста: «Понимаю-принимаю»

Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чув...

Психолого-педагогический проект "Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Анализ эффективности совместной работы учителя- дефектолога и учителя-логопеда выявил положительную динамику развития всех психических процессов....

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста

статья посвящена вопросу выявления уровня самооценки и психолого-педагогическим условиям формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста....