ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание
адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на развитие самооценки старшего дошкольника.
Ключевые слова: старшие дошкольники; старший дошкольный возраст; завышенная самооценка; адекватная самооценка; заниженная самооценка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В отечественной психологической
литературе самооценке уделено большое внимание. Понятие, структура,
функции, а также проблема развития самооценки рассмотрены в работах Л. И.
Божович [2], И.С. Кона [4], А. И. Липкиной [5], М. И. Лисиной [6].
Самооценка представляет собой
наличие критической позиции индивида
по отношению к тому, чем он обладает.
В ряду исследователей, занимающихся
разработкой субъективной сферы личности - проблемой самооценки – представители разных психологических
школ рассматривают самооценку в соответствии в контексте самосознания,
личности или категории «Я», либо в зависимости от ее компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного). Предметом объективной оценки
являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами.
Вопросами изучения развития самооценки детей дошкольного возраста занимались ученые А.И. Липкина [5], Е.И.
Савонько [7], Г.А. Собиева [9].
Е.О. Смирнова [8], Г.Б. Тагиева [10] в
своих работах изучали зависимость
уровня освоения ребенком деятельности
и самооценки.
Ребенок в дошкольном детстве проходит путь от «Я сам», от отделения
себя от взрослого к самосознанию.
Старшие дошкольники в основном,
верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со
стороны окружающих. То есть, развитие
самооценки и самосознания составляет
одно из основных новообразований дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте самооценка,
как правило, является завышенной – ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные
действия – дошкольник еще не может
отделить положительное отношение к
себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные
оценки и замечания не оказывают должного воспитательного эффекта.
В работах Б.С. Волкова [3] и Н.В.
Волковой [3], Д.Б. Эльконина [11] отмечается, что самооценка детей дошкольного возраста постепенно к старшему
возрасту становится все более адекватной, особенно в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где,
имеется реальная опора. Б.Г. Ананьев
[1], П.М. Якобсон [12] и другие отмечают, что к старшему дошкольному возрасту формируется способность к адекватной самооценке в конкретной деятельности, а также в специально задаваемой ситуации. Г. Б. Тагиева отмечает, что в старшем дошкольном возрасте, многие дети начинают давать
себе адекватную оценку применительно
к каким-либо конкретным видам деятельности.
Для развития адекватной самооценки
у детей необходимо создавать разнообразные условия, такие как:
1. Создание положительного эмоционального фона.
2. Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению
чувств и желаний других людей.
3. Формировать у детей понятие
«друг», «дружба». Учить детей видеть,
понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.
4. Учить детей говорить о себе, ценить
себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля
и произвольности движений.
Для определения уровня сформированности самооценки у дошкольников
были использованы методики:
«Лесенка» (В.Г. Щур) и методика «Какой Я» (Р.С. Немова).
В ходе исследования у детей 5-6 лет
были выделены следующие особенности самооценки:
В исследуемых группах преобладает
заниженная самооценка так в
экспериментальной группе этот уровень
выявлен у 9 детей (45%), а в
контрольной группе у 8 детей (40%). В
ходе проведения диагностики в ЭГ
адекватный уровень самооценки был
выевлен у 20% детей (20%) в
контрольнорй групе у 25%. Завышенная
самооценка выявлена у 7 детей (35%)
как в экспериментальной так и в
контрольной группе.
Анализ данных свидетельствует о
том, что дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы
к другим людям, молчаливы, скованны
в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой
момент, не стремятся к сотрудничеству
и не способны постоять за себя. Дети с
заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в
деятельность.
После проведенного формирующего
этапа произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе 45%
детей поднялись до адекватного уровня,
в контрольной группе динамика произошла у 5% испытуемых. Дети стали более
самостоятельными, уверенными в себе,
повысилась их познавательная
активность Они свободнее выражают
свои эмоциональные состояния, делятся
своими личными проблемами,
переживаниями потребностями
Значительно улучшились их
коммуникативные навыки.
Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях: создание положительного эмоционального фона, обучении
детей распознавать и оценивать свои
эмоции и эмоции других людей, сплочение детского коллектива и снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона, развитие самоконтроля.
Библиографический список:
1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2 : Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев ; под ред. Н. А. Логиновой ; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева,
Г. С. Никифоров. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 548 с.
2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович //
3. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб. :
Питер, 2016. – 304 с.
4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Владос, 2008. –
360 с.
5. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С.
55-61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....
Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....
Психолого-педагогический проект по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста: «Понимаю-принимаю»
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чув...
Психолого-педагогический проект "Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Анализ эффективности совместной работы учителя- дефектолога и учителя-логопеда выявил положительную динамику развития всех психических процессов....
Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
статья посвящена вопросу выявления уровня самооценки и психолого-педагогическим условиям формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста....