Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
статья по психологии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootsenka.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Вопрос становления самосознания и самооценки личности является одним из самых значительных и актуальных тем в психологии. Для становления индивида личностью — самооценка одно из важнейших условий.
В период дошкольного детства у ребенка активно формируется процесс осознания себя, того, что он собой представляет, какими качествами обладает, какого отношение к нему других людей и из чего оно складывается. Это выражается в оценке своих успехов и неудач, качеств, умений и способностей, то есть в самооценке.
Психологи выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Эмоциональный компонент или аффективный накапливается благодаря общению с окружающими. Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.
По мере взросления у ребенка все большую роль в процессе становления самооценки играет общение со сверстниками. Старший дошкольник может легко сравнить себя с другими ровесниками, в результате чего у него складываются представления об особенностях других детей и одновременно ребенок учится видеть себя глазами других.
Таким образом можно сделать вывод, что познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
Для ребенка старшего дошкольного возраста адекватно оценить свои действия весьма непростая задача. Чтобы маленький человек мог предельно точно оценивать собственные силы и возможности, педагогам необходимо помогать формировать у него объективную самооценку.
Психологи обычно выделяют 2 вида самооценки: адекватную и искаженную. Адекватная самооценка отражает действительно существующие в реальности способности и качества личности. То есть происходит их объективная оценка. Искаженная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
Завышенная самооценка — наиболее благоприятна для развития старшего дошкольника. Тем временем заниженная - вызывает проблемы с окружающими и самовосприятием.
Помочь выявить уровень самооценки ребёнка, для того чтобы впоследствии помочь сформировать ему адекватную самооценку, даёт возможность использование различных методик:
- методика «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)
- методика «Лесенка» (по В.Г. Щур)
- методика «Какой я?» ( Р.С. Немов)
Для развития адекватной самооценки у старших дошкольников необходимо создавать разнообразные условия, такие как:
1. Создание положительного эмоционального фона.
2. Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению чувств и желаний других людей.
3. Формировать понятие «друг», «дружба». Учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.
4. Поощрять в ребенке инициативу
5. Необходимо ставить перед ребенком посильные задачи по возрасту, с которыми он может справиться самостоятельно.
6. Показывать своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
7. Не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра) .
8. Учить детей говорить о себе, ценить себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционального положительного фона. Развитие самоконтроля и произвольности движений.
Подводя итог можно сказать что, выполнение вышеперечисленных условий поможет формированию у старших дошкольников положительной адекватной самооценки. Что в дальнейшем позволит ребенку осознанно относиться к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, переживаниям и мыслям.
Библиографический список:
1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев; под ред. Н. А. Логиновой ; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – 548 с.
2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе /Л. И. Божович// Вопросы психологии. 1998. № 4. – С. 47.
3. Смирнова.Е.О. Детская психология / Е.О.Смирнова.–3-е изд., перераб. – Спб. Питер, 2016. – 304 с.
4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Владос, 2008. – 360 с.
5. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников / С.Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....
Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....
Психолого-педагогический проект по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста: «Понимаю-принимаю»
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чув...
Психолого-педагогический проект "Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Анализ эффективности совместной работы учителя- дефектолога и учителя-логопеда выявил положительную динамику развития всех психических процессов....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитаниеадекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на...