Психолого-педагогический проект по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста: «Понимаю-принимаю»
проект (старшая группа)

Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ponyat-prinyat_babakina.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад 185 «Юбилейный» общеразвивающего вида

(МБДОУ «Д/с №185»)

Психолого-педагогический проект

 по развитию эмпатии у детей

старшего дошкольного возраста:

«Понимаю-принимаю»

                                                                            Автор

                                                                            Н.В. Бабакина,

                                                                            старший воспитатель

Барнаул

2020

«Ребенок не может жить без смеха.

Если вы не научили его смеяться,

радостно, сочувствуя, желая добра,

если вы не сумели вызвать у него

мудрую и добрую улыбку,

он будет смеяться злобно,

смех его будет насмешкой».

Василий Сухомлинский

Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.

Актуальность проекта представлена следующими аспектами:  

    - кардинальные экономические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс:

-    наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Цель:

обогащение эмоционального опыта детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать развивать умение понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонации голоса);

2. Развивать способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие;

3. Учить определять смысл поведения, причины настроений путем анализа внешних условий – обстоятельств, событий и т. д.;

4.  Продолжать работу по дальнейшему обогащению словаря эмоциональной лексики, познакомить с такими словами, как обиженный, капризный, скучный, стыдно, усталый и т. д.;

5. Учить называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший и т. д.);

6. Учить понимать обобщенные эмоциональные характеристики, адекватно использовать их (Царевна Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и т. д.).

Гипотеза – развитие эмпатии (сочувствия, сопереживания, сорадости) детей старшего дошкольного возраста будет обеспечено, если:

  1. Будет организована совместная педагогическая работа специалистов (педагога-психолога, преподавателя ИЗО, музыкального руководителя) по эмоциональному развитию детей;
  2. Будет разработан и практически реализован план мероприятий по развитию эмпатии у дошкольников.
  3. Основными средствами развития эмпатии  станут произведения художественной литературы, музыкальные классические произведения, этические беседы, игры-драматизации по прочитанным произведениям.

Сроки реализации проекта: четыре месяца (долгосрочный)

Автор проекта:  Бабакина Надежда Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 185 «Юбилейный».

Исполнители проекта:  старший воспитатель- Надежда Владимировна Бабакина, педагог-психолог- Ольга Владимировна Морозова, музыкальный руководитель-  Наталья Владиславовна Сырых, преподавателя ИЗО, воспитатели подготовительных групп.

Ожидаемые результаты: уровень развития эмпатии, культуры межличностных отношений, усвоения культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста перейдет на более высокий уровень.  

Содержание проекта:

Важную роль в решении этих задач играет художественная литература – сказки, рассказы, детская поэзия, где в ярких образах передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и различными состояниями природы.

Это сказки А. С. Пушкина, стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого, К. Ушинского; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.

Чтение художественной литературы желательно сопровождать показом слайдов и репродукций картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др.

В работе с детьми необходимо использовать музыкальные произведения, выразительно передающие различные настроения, эмоциональные состояния. Дети хорошо воспринимают такие музыкальные пьесы: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Л. Бетховен «Весело-грустно»; Р. Шуман «Веселый крестьянин», «Смелый наездник»; С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»; А. Штейнвиль «Грустное настроение»; Д. Кабалевский «Печальная история», «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Клоуны»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г. Свиридов «Грустная песенка» и т. д. Пьесы могут звучать в процессе чтения художественной литературы, при проведении бесед и игр.

В процессе общения необходимо побуждать детей называть эмоциональные состояния, фиксировать их внимание на причинах радости, горя, удивления, обид героев произведений, высказывать свое отношение к тем или иным событиям и поступкам, делать сравнительный анализ различных эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на окружающих и т. д.).

Изобразительная деятельность

Рисование  героев художественных произведений разными способами и материалами.  

Использование в работе различной цветовой гаммы для передачи настроения, эмоциональных состояний героев (холодные и теплые цвета).

Обращать внимание детей на изображение человека и животных в разных позах и в движении.

Выполненные рисунки нельзя оставлять без внимания. В беседе с детьми важно уточнить содержательно-смысловую сторону рисунков, предложить им объяснить, почему они использовали тот или иной цвет и выбрали композиционные решения.

Эмоциональной экспрессия

В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности всех составляющих эмоциональной экспрессии и развитию выразительности в оформлении моторных механизмов экспрессии, а также развитию индивидуально-неповторимого почерка образной передачи движений. Содержательной основой этих игр служат самые разнообразные произведения детской художественной литературы, включая юмористические, а также рассказы, сочиненные как педагогом, так и самими детьми.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

• привлекать детей к выбору декорации и музыкального сопровождения;

• побуждать к самостоятельной подготовке атрибутов, необходимых для организации игры и последовательных ролевых перевоплощений;

• побуждать детей к многократной актуализации различных эмоциональных состояний в ролевом воплощении, демонстрированию тонких оттенков настроений;

• использовать не только вербальные, но и невербальные способы взаимодействия (жесты, мимика, позы и т. д.), побуждать детей к творческим экспромтам;

• предоставлять детям свободу в самостоятельной организации таких игр;

• поощрять разнообразие и выразительность внешнего моторного оформления эмоций, творчество в моделировании эмоциональных состояний и проявлении самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.

Театр пантомимики

Педагог предлагает детям «окунуться» в разнообразный мир поэзии и выразительно, ярко передать движениями содержание того или иного стихотворения. Для этого можно использовать стихи В. Лунина «Сучок на тропинке», С. Маршака «Теремок», «Кошкин дом», «Перчатки», Г. Сапгира «Людоед и принцесса», К. Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», Д. Хармса «Веселый старичок» и др.

Тематический план

Дата проведения

Вариативная компановка форм педагогической работы

Цель

Худож. произведение

(рассказ)

Музыкальн. Сопровождение

Рисование

Инсценировка

1

Январь

Лев и собачка/

 Л.Н.

Толстой

(чтение, обсуждение рассматривание иллюстраций, мнения)

Муз.

А. Штейнвиль

«Грустное настроение»

Рисование карандашами сюжета из худ. произведения

Вызвать чувство сожаления, сострадания

2

Январь

Косточка /Л.Н. Толстой

(чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, мнения)

Муз.

В. Волкова «Резвушка»;

В. Селиванова «Шуточка»

Инсценировка отрывка рассказа Косточка /Л.Н.

Толстой, разговор отца и Вани

Учить понимать эмоциональное состояние: «стыдно»

3

Январь

Огурцы /

 Н. Носов (чтение, обсуждение, мнения)

Муз.

И. Тушнеля «Бег»,

Т. Ломовой «Мельница»

Рисование карандашами сюжета из худ. произведения.

Оформление книжки из детских рисунков

Драматизация отрывка рассказа Огурцы / Н. Носов (разговор мамы и Котьки)

Учить понимать эмоциональные состояния: «стыдно», «легко на душе»

4

Февраль

Синие листья / Осеева (чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, мнения)

Муз.

В.  Волкова «Болтунья»,

Пьеса Т. Ломовой

Рисование карандашами сюжета из худ. произведения

Вызвать на дискуссию о таком человеческом качестве как жадность

5

Февраль

Пожар/

Л. Толстой (чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение, мнения)

Муз.

Р. Шумана «Смелый наездник»

Рисование карандашами сюжета из худ. произведения

Вызвать чувство сопереживания главному герою, чувство гордости

6

Февраль

На горке /

Н. Носов (чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, мнения)

Муз.  Вальс Мюзеты из оперы «Богема»

Рисование карандашами сюжета из худ. произведения

Вызвать чувство солидарности, сплоченности, чувство радости за общее дело

7

Февраль

Фантазеры/

Н. Носов (чтение, обсуждение, мнения),

Муз. «Елизаветинская серенада»

Рисование карандашами сюжета из худ. произведения.

 Оформление выставки

Сочинение невероятных историй вместе с детьми (домашнее задание)

Брейнсторм

(мозговой штурм)

 Учить различать шутку и ложь, небылицу и вранье

8

Март

Котенок/

Л.Н. Толстой

(чтение, обсуждение, мнения)

Муз. Моцарт «Турецкое рондо»;

И. Брамс «Венгерский танец»

Нарисовать храбрый поступок Васи

Вызвать чувство гордости за Васю, воспитывать храбрость

9

Март

Карасик/ Н.Носов (чтение, обсуждение, мнения)

Муз.

Баркарола из оперы «Сказки Гофмана»

Рисование карандашами сюжета из худ. произведения

Инсценировка вариантов разговора Виталика и мамы (предположительные ответы Виталика)

Учить понимать эмоциональные состояния: «стыдно», «легко на душе»

10

Март

Слепая лошадь/ К. Ушиннский (чтение, обсуждение, мнения)

Муз.

 Г. Гендель «Сарабанда»

Рисование сюжета из худ. произведения

Вызвать сострадание к обиженному. Воспитывать чувство ответственности за близких

11

Март

Сказка «Солнце и ветер»/

К. Ушинский (чтение, обсуждение, мнения)

Муз. Витлина «Страшилище

Э. Григ «Утро»

По желанию нарисовать «силу» ветра, или «силу» солнца

Инсценировка сказки.

Вызвать на дискуссию о том, какое человеческое качество сильнее: доброта или гнев.

12

Март

Кто хозяин?/ Осеева

(чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, мнения)

Муз.

Р. Шумана «Смелый наездник»

Нарисовать настоящего хозяина собаки

Вызвать чувство гордости за Колю, воспитывать ответственность за тех, кого приручил

13

Апрель

Цветик-семицветик/

В. Катаев

(чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций ,мнения)

Муз.

Л. Бетховен «К Элизе»

Рисование сюжета из худ. произведения

Предположить другие желания девочки

(варианты, обсуждения)

Вызвать чувство сопереживания к мальчику.

Воспитывать доброту, соучастие к слабому

14

Апрель

Сторож/ Осеева;

Новая игрушка/

Осеева

(чтение, обсуждение, мнения, сравнение)

Муз. Шаинского

Нарисовать Любимые игрушки.

Инсценировка «наоборот» рассказа «Сторож»

Вызвать на дискуссию о таком человеческом качестве как жадность

115

Апрель

Зеркало (басня)/         С. Михалков;

(чтение, обсуждение, мнения)

Муз.

Р. Вагнера «Полет валькирий»

Придумать продолжение басни, где носорог поймет, что нельзя обижать других, дразниться, быть грубым; инсценировать интересные варианты продолжения басни

Воспитывать отрицательное отношение к грубости.

16

Апрель

«Сказка про доброго носорога»/

Б.  Заходер

«Круглый стол»

(чтение, обсуждение, мнения); сравнить носорогов двух произведений

Муз.

А. Рубинштейн мелодия фа-мажор

Нарисовать доброго носорога

Инсценировать понравив-

шиеся отрывки.

Учить понимать переносный смысл слов «тонкокожий», «толстокожий».

Воспитывать внимательное отношение к людям – доброта скрыта внутри человека.

От автора

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально – экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является социально – нравственное воспитание детей.

Для нас это стало значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве, и дает надежду на становление достойного, доброго, отзывчивого  поколения.

Собственно - эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Мы выделили такие направления эмоционального развития:

1) развитие эмоциональной чувствительности;

2) развитие эмоциональной отзывчивости, или эмпатии;

3) развитие эмоциональной экспрессии;

4) развитие  словаря, словесных формулировок, обозначающих смысл

эмоциональных состояний и переживаний.

Мы старались способствовать тому, чтобы эмоциональный отклик ребенка на то или иное событие в его жизни соответствовал содержанию этого события, а не просто был бы положительным или отрицательным.    

Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента, дали основание подтвердить эффективность эксперимента  и  правильный выбор основных направлений эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает правомерность выдвинутой нами ранее гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

     Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"

Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста...

Психолого – педагогические основы коррекционного образования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями умственного развития.

Трудности в обучении у детей с нарушениями умственного развития. Специальное образование детей, имеющих трудности в обучении (ЗПР). Особенности образования детей с умственной отсталостью (олигофренией...

Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"

Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...