Психолого-педагогический проект по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста: «Понимаю-принимаю»
проект (старшая группа)
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ponyat-prinyat_babakina.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 185 «Юбилейный» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Д/с №185»)
Психолого-педагогический проект
по развитию эмпатии у детей
старшего дошкольного возраста:
«Понимаю-принимаю»
Автор
Н.В. Бабакина,
старший воспитатель
Барнаул
2020
«Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой». Василий Сухомлинский |
Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности.
Актуальность проекта представлена следующими аспектами:
- кардинальные экономические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс:
- наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Цель:
обогащение эмоционального опыта детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Продолжать развивать умение понимать, дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам (мимике, жестам, позе, интонации голоса);
2. Развивать способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, сопереживание, содействие;
3. Учить определять смысл поведения, причины настроений путем анализа внешних условий – обстоятельств, событий и т. д.;
4. Продолжать работу по дальнейшему обогащению словаря эмоциональной лексики, познакомить с такими словами, как обиженный, капризный, скучный, стыдно, усталый и т. д.;
5. Учить называть оттенки настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший и т. д.);
6. Учить понимать обобщенные эмоциональные характеристики, адекватно использовать их (Царевна Несмеяна, Вовка – добрая душа, Гадкий утенок и т. д.).
Гипотеза – развитие эмпатии (сочувствия, сопереживания, сорадости) детей старшего дошкольного возраста будет обеспечено, если:
- Будет организована совместная педагогическая работа специалистов (педагога-психолога, преподавателя ИЗО, музыкального руководителя) по эмоциональному развитию детей;
- Будет разработан и практически реализован план мероприятий по развитию эмпатии у дошкольников.
- Основными средствами развития эмпатии станут произведения художественной литературы, музыкальные классические произведения, этические беседы, игры-драматизации по прочитанным произведениям.
Сроки реализации проекта: четыре месяца (долгосрочный)
Автор проекта: Бабакина Надежда Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 185 «Юбилейный».
Исполнители проекта: старший воспитатель- Надежда Владимировна Бабакина, педагог-психолог- Ольга Владимировна Морозова, музыкальный руководитель- Наталья Владиславовна Сырых, преподавателя ИЗО, воспитатели подготовительных групп.
Ожидаемые результаты: уровень развития эмпатии, культуры межличностных отношений, усвоения культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста перейдет на более высокий уровень.
Содержание проекта:
Важную роль в решении этих задач играет художественная литература – сказки, рассказы, детская поэзия, где в ярких образах передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и различными состояниями природы.
Это сказки А. С. Пушкина, стихи А. Блока («Летний вечер», «На лугу», «Зайчик» и др.), рассказы П. Бажова, В. Драгунского, Н. Носова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л. Толстого, К. Ушинского; сказки Г. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др.
Чтение художественной литературы желательно сопровождать показом слайдов и репродукций картин И. И. Левитана «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», «У омута»; В. Д. Поленова «Ранний снег», «Золотая осень», «Пруд»; И. И. Шишкина «Бурелом», «Дубовый лес», «Иней», «Рожь»; В. М. Васнецова «Аленушка», «Царевна Несмеяна», Ф. А. Васильева «Оттепель», «Перед дождем», «Рассвет», «Мокрый луг», «Осень» и др.
В работе с детьми необходимо использовать музыкальные произведения, выразительно передающие различные настроения, эмоциональные состояния. Дети хорошо воспринимают такие музыкальные пьесы: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла»; Л. Бетховен «Весело-грустно»; Р. Шуман «Веселый крестьянин», «Смелый наездник»; С. Майкапар «Тревожная минута» и «Раздумье»; А. Штейнвиль «Грустное настроение»; Д. Кабалевский «Печальная история», «Злюка», «Плакса», «Резвушка», «Упрямый братишка», «Клоуны»; А. Гречанинов «Материнские ласки»; Г. Свиридов «Грустная песенка» и т. д. Пьесы могут звучать в процессе чтения художественной литературы, при проведении бесед и игр.
В процессе общения необходимо побуждать детей называть эмоциональные состояния, фиксировать их внимание на причинах радости, горя, удивления, обид героев произведений, высказывать свое отношение к тем или иным событиям и поступкам, делать сравнительный анализ различных эмоциональных состояний (их внешнее проявление, влияние на окружающих и т. д.).
Изобразительная деятельность
Рисование героев художественных произведений разными способами и материалами.
Использование в работе различной цветовой гаммы для передачи настроения, эмоциональных состояний героев (холодные и теплые цвета).
Обращать внимание детей на изображение человека и животных в разных позах и в движении.
Выполненные рисунки нельзя оставлять без внимания. В беседе с детьми важно уточнить содержательно-смысловую сторону рисунков, предложить им объяснить, почему они использовали тот или иной цвет и выбрали композиционные решения.
Эмоциональной экспрессия
В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности всех составляющих эмоциональной экспрессии и развитию выразительности в оформлении моторных механизмов экспрессии, а также развитию индивидуально-неповторимого почерка образной передачи движений. Содержательной основой этих игр служат самые разнообразные произведения детской художественной литературы, включая юмористические, а также рассказы, сочиненные как педагогом, так и самими детьми.
Руководящая роль педагога состоит в следующем:
• привлекать детей к выбору декорации и музыкального сопровождения;
• побуждать к самостоятельной подготовке атрибутов, необходимых для организации игры и последовательных ролевых перевоплощений;
• побуждать детей к многократной актуализации различных эмоциональных состояний в ролевом воплощении, демонстрированию тонких оттенков настроений;
• использовать не только вербальные, но и невербальные способы взаимодействия (жесты, мимика, позы и т. д.), побуждать детей к творческим экспромтам;
• предоставлять детям свободу в самостоятельной организации таких игр;
• поощрять разнообразие и выразительность внешнего моторного оформления эмоций, творчество в моделировании эмоциональных состояний и проявлении самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.
Театр пантомимики
Педагог предлагает детям «окунуться» в разнообразный мир поэзии и выразительно, ярко передать движениями содержание того или иного стихотворения. Для этого можно использовать стихи В. Лунина «Сучок на тропинке», С. Маршака «Теремок», «Кошкин дом», «Перчатки», Г. Сапгира «Людоед и принцесса», К. Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей», «Крокодил», Д. Хармса «Веселый старичок» и др.
Тематический план
№ | Дата проведения | Вариативная компановка форм педагогической работы | Цель | |||||
Худож. произведение (рассказ) | Музыкальн. Сопровождение | Рисование | Инсценировка | |||||
1 | Январь | Лев и собачка/ Л.Н. Толстой (чтение, обсуждение рассматривание иллюстраций, мнения) | Муз. А. Штейнвиль «Грустное настроение» | Рисование карандашами сюжета из худ. произведения | Вызвать чувство сожаления, сострадания | |||
2 | Январь | Косточка /Л.Н. Толстой (чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, мнения) | Муз. В. Волкова «Резвушка»; В. Селиванова «Шуточка» | Инсценировка отрывка рассказа Косточка /Л.Н. Толстой, разговор отца и Вани | Учить понимать эмоциональное состояние: «стыдно» | |||
3 | Январь | Огурцы / Н. Носов (чтение, обсуждение, мнения) | Муз. И. Тушнеля «Бег», Т. Ломовой «Мельница» | Рисование карандашами сюжета из худ. произведения. Оформление книжки из детских рисунков | Драматизация отрывка рассказа Огурцы / Н. Носов (разговор мамы и Котьки) | Учить понимать эмоциональные состояния: «стыдно», «легко на душе» | ||
4 | Февраль | Синие листья / Осеева (чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, мнения) | Муз. В. Волкова «Болтунья», Пьеса Т. Ломовой | Рисование карандашами сюжета из худ. произведения | Вызвать на дискуссию о таком человеческом качестве как жадность | |||
5 | Февраль | Пожар/ Л. Толстой (чтение, рассматривание иллюстраций, обсуждение, мнения) | Муз. Р. Шумана «Смелый наездник» | Рисование карандашами сюжета из худ. произведения | Вызвать чувство сопереживания главному герою, чувство гордости | |||
6 | Февраль | На горке / Н. Носов (чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, мнения) | Муз. Вальс Мюзеты из оперы «Богема» | Рисование карандашами сюжета из худ. произведения | Вызвать чувство солидарности, сплоченности, чувство радости за общее дело | |||
7 | Февраль | Фантазеры/ Н. Носов (чтение, обсуждение, мнения), | Муз. «Елизаветинская серенада» | Рисование карандашами сюжета из худ. произведения. Оформление выставки | Сочинение невероятных историй вместе с детьми (домашнее задание) | Брейнсторм (мозговой штурм) Учить различать шутку и ложь, небылицу и вранье | ||
8 | Март | Котенок/ Л.Н. Толстой (чтение, обсуждение, мнения) | Муз. Моцарт «Турецкое рондо»; И. Брамс «Венгерский танец» | Нарисовать храбрый поступок Васи | Вызвать чувство гордости за Васю, воспитывать храбрость | |||
9 | Март | Карасик/ Н.Носов (чтение, обсуждение, мнения) | Муз. Баркарола из оперы «Сказки Гофмана» | Рисование карандашами сюжета из худ. произведения | Инсценировка вариантов разговора Виталика и мамы (предположительные ответы Виталика) | Учить понимать эмоциональные состояния: «стыдно», «легко на душе» | ||
10 | Март | Слепая лошадь/ К. Ушиннский (чтение, обсуждение, мнения) | Муз. Г. Гендель «Сарабанда» | Рисование сюжета из худ. произведения | Вызвать сострадание к обиженному. Воспитывать чувство ответственности за близких | |||
11 | Март | Сказка «Солнце и ветер»/ К. Ушинский (чтение, обсуждение, мнения) | Муз. Витлина «Страшилище Э. Григ «Утро» | По желанию нарисовать «силу» ветра, или «силу» солнца | Инсценировка сказки. | Вызвать на дискуссию о том, какое человеческое качество сильнее: доброта или гнев. | ||
12 | Март | Кто хозяин?/ Осеева (чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций, мнения) | Муз. Р. Шумана «Смелый наездник» | Нарисовать настоящего хозяина собаки | Вызвать чувство гордости за Колю, воспитывать ответственность за тех, кого приручил | |||
13 | Апрель | Цветик-семицветик/ В. Катаев (чтение, обсуждение, рассматривание иллюстраций ,мнения) | Муз. Л. Бетховен «К Элизе» | Рисование сюжета из худ. произведения | Предположить другие желания девочки (варианты, обсуждения) | Вызвать чувство сопереживания к мальчику. Воспитывать доброту, соучастие к слабому | ||
14 | Апрель | Сторож/ Осеева; Новая игрушка/ Осеева (чтение, обсуждение, мнения, сравнение) | Муз. Шаинского | Нарисовать Любимые игрушки. | Инсценировка «наоборот» рассказа «Сторож» | Вызвать на дискуссию о таком человеческом качестве как жадность | ||
115 | Апрель | Зеркало (басня)/ С. Михалков; (чтение, обсуждение, мнения) | Муз. Р. Вагнера «Полет валькирий» | Придумать продолжение басни, где носорог поймет, что нельзя обижать других, дразниться, быть грубым; инсценировать интересные варианты продолжения басни | Воспитывать отрицательное отношение к грубости. | |||
16 | Апрель | «Сказка про доброго носорога»/ Б. Заходер «Круглый стол» (чтение, обсуждение, мнения); сравнить носорогов двух произведений | Муз. А. Рубинштейн мелодия фа-мажор | Нарисовать доброго носорога | Инсценировать понравив- шиеся отрывки. | Учить понимать переносный смысл слов «тонкокожий», «толстокожий». Воспитывать внимательное отношение к людям – доброта скрыта внутри человека. |
От автора
Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально – экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является социально – нравственное воспитание детей.
Для нас это стало значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве, и дает надежду на становление достойного, доброго, отзывчивого поколения.
Собственно - эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Мы выделили такие направления эмоционального развития:
1) развитие эмоциональной чувствительности;
2) развитие эмоциональной отзывчивости, или эмпатии;
3) развитие эмоциональной экспрессии;
4) развитие словаря, словесных формулировок, обозначающих смысл
эмоциональных состояний и переживаний.
Мы старались способствовать тому, чтобы эмоциональный отклик ребенка на то или иное событие в его жизни соответствовал содержанию этого события, а не просто был бы положительным или отрицательным.
Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента, дали основание подтвердить эффективность эксперимента и правильный выбор основных направлений эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает правомерность выдвинутой нами ранее гипотезы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Цель данной разработки: донести до коллег и родителей причины, систему, предпосылки развития эмпатии у детей дошкольного возраста, а так же влияние возрастных особенностей н...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Консультация на тему: "Игры и упражнения на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен как воспитателям, так и родителям детей-дошкольников....
Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста
Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста...
Статья: Психолого - педагогические особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Статья...
Психолого – педагогические основы коррекционного образования детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями умственного развития.
Трудности в обучении у детей с нарушениями умственного развития. Специальное образование детей, имеющих трудности в обучении (ЗПР). Особенности образования детей с умственной отсталостью (олигофренией...
Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"
Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...