Психолого-педагогический проект "Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Анализ эффективности совместной работы учителя- дефектолога и учителя-логопеда выявил положительную динамику развития всех психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskiy_proekt.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Проект: творческий, длительный (в течение года), групповой
Участники проекта: учитель-логопед, учитель-дефектолог, дети подготовительной к школе группы ОВЗ, родители воспитанников.
Актуальность проекта.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых- несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально- экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования- необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Этому способствует возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей- восприятия, внимания, мышление, воображения, памяти.
Психические процессы детей развивают на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду и дефектолог и логопед. Совместная работа дефектолога и логопеда с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития позволяет достичь более высоких результатов в коррекции нарушений у детей. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе дефектолога и логопеда по развитию психических процессов у детей с ЗПР:
- проведение и обсуждение результатов диагностики;
- коррекционно-развивающие занятия;
- интегрированные досуги с детьми;
- совместные консультации и семинары-практикумы для педагогов ДОО;
- консультации для родителей и проведение открытых мероприятий, разработка материала для информационного стенда.
Цель и задачи проекта.
Целью сотрудничества учителя- логопеда и учителя-дефектолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели их взаимодействия в процессе коррекционно- развивающей образовательной работы по развитию психических процессов у детей старшего возраста. Эта работа должна стимулировать познавательную активность детей.
В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи:
- разработать и апробировать диагностику уровня развития психических процессов детей 6-7 лет;
- детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели;
- подобрать стимулирующий, дидактический и развивающий материал, разработать сценарии интегрированных досугах;
- повысить профессиональный уровень педагогов ДОО;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей;
- изменить статус педагогов через повышение профессионального уровня, творческого характера деятельности педагогов, умения презентовать свой опят работы.
Основная гипотеза проекта.
Мы считаем, что использование модели образовательной технологии педагогического проектирования приведет к активизации речи детей и развитию их психических процессов.
Методологическая основа проекта.
Исследования Л.С. Выготского (1960, 1983, 1984), а за ним отечественных психологов Б.Г. Ананьева (1957), А.Н. Леонтьева (1977, 1981), А.Р. Лурия (1962), С.Л. Рубинштейна (1958) и других доказали, что необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных особенностей человеческой нервной системы и нормального хода их созревания в онтогенезе. Для полноценного психического развития это созревание создает лишь известные возможности, которые могут быть реализованы только при наличии определенной социальной среды и воспитания.
Как свидетельствуют работы Н.С. Лейтеса, Дж. Родари, З.И. Калмыковой, Э. Стоунса, Б.М. Теплова и других авторов, без специальных комплексных воздействий педагога развитие психических процессов не перерастает в адекватную деятельность.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психических процессов дошкольников. Основными среди них являются:
- создание развивающей среды;
- пробуждение и поддержание любознательности, развитие разных видов активности (умственной, познавательной, интеллектуальной);
- побуждение детей дошкольного возраста к саморазвитию;
- формирование мотивации;
- создание между детьми и педагогом атмосферы сотрудничества;
- формирование операций словесно-логического мышления;
-осуществления индивидуального подхода к детям.
Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Успешная коррекция речевого недоразвития может только в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности. От тесной взаимосвязи специалистов учреждения, от правильно выбранных направлений коррекционной работы, дифференцированного подхода, единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности, методов обучения зависят результат, динамика преодоления нарушений у ребенка, возможность подготовки ребенка к усвоению учебных предметов.
Теоретической и методологической основой работы являются положения, разработанные в советской дефектологии и логопедии (Л.С, Выготский, Р.Е, Левина, В.И. Лубовский и другие):
1. Принцип развития (состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.)
2. Принцип системного подхода (предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.)
3. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития (раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов, лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.)
4. Принцип единства формирования речи и мышления (на одном и том же познавательном материале.)
Содержание и этапы реализации проекта.
1этап:
-анализ и обобщение опыта работы по вопросам развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;
- подготовка методического обеспечения проекта;
- психолого-педагогический мониторинг познавательной сферы детей;
- разработка т содержание коррекционно-развивающих занятий, сценариев интегрированных досугов и определение направлений проектной деятельности на основе преемственности содержания;
- проведение обучающих семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации, творческой инициативности;
- повышение педагогической компетентности родителей по развитию познавательной сферы в рамках семинара-практикума «Ступеньки к школе»;
- формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности через презентацию достижений и успешности детей при составлении кроссвордов;
- информирование родителей в вопросах развития познавательной сферы с помощью буклетов, папок-передвижек, карточек и стендовой информации.
II этап:
- апробация системы занятий по развитию познавательной активности детей;
- реализация семейных проектов «Веселый кроссворденок»;
-творческие отчеты педагогов по проделанной работе в различных формах (фото- и видеопрезентации, выставки, тематические эссе, круглые столы).
- создание стендовой информации для родителей по данной проблеме.
III этап:
- обобщение и структурирование материалов по результатам работы;
- проведение итоговой психолого-педагогической диагностики;
- создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольного учреждения;
- подготовка мультимедийной презентации содержания проекта;
- участие в педагогическом конкурсе «Прояви себя».
План работы по проекту
Месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Сентябрь | Диагностика познавательной сферы, речи детей. Видеозапись интервью «Умный человек. Какой он?» | Разработка диагностического блока методик по познавательному развитию детей. | Проведение анкетирования по выявлению детей. |
Октябрь | Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие в осенний лес» | Анкетирование «Познавательные процессы» Открытое мероприятие для педагогов «Путешествие в осенний лес» | Консультация «Пути формирования познавательных интересов у детей» |
Ноябрь | Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие по сказкам» | Консультация «Особенности познавательных процессов у детей дошкольного возраста. | Консультация «Создание развивающей среды для детей». Памятки для родителей: «Организация развивающей среды в семье». |
Декабрь | Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие на Северный полюс». | Семинар-практикум «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста». | Анкетирование «Готов ли ребенок учиться читать? Семинар-практикум «Как подготовить детей к обучению чтению. |
Январь | Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг 2морское путешествие» Разгадывание кроссвордов. | Рекомендации по развитию познавательных процессов по различным лексическим темам. | Семейный проект «Веселый кроссворденок» Стендовая информация «Как развить внимание», «Как развить память», «Мы растем усидчивыми», «Как отвечать на детские вопросы». |
Февраль | Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие на машине времени» | Мастер-класс «Использование метода моделирования в познании окружающего мира» | Игротека для родителей- развиваем внимание, мышление, память, речь. Презентация семейных проектов. |
Март | Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Путешествие в жаркие страны» | Картотека «Познавательное развитие детей» | Мастер-класс «Как сделать занимательную игру?» |
Апрель | Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и дефектологом. Интегрированный досуг «Космическое путешествие» | Буклет «Игры для познавательного развития для старшего дошкольного возраста» | Практикум для родителей «Ступенька к школе» Показ видеофильма «Наши путешествия» |
Май | Беседа «Сколько голов, столько умов». Диагностика познавательной сферы. Видеозапись интервью «Умный человек. Какой он?» | Презентация проекта для педагогов ДОО. Анализ проведений диагностики. Подготовка эссе. | Индивидуальные консультации по развитию познавательных способностей. |
Результаты реализации проекта:
I этап- аналитический отчет об использовании современных образовательных технологий, развивающих познавательную сферу;
II этап- тематическое планирование совместной работы учителя-дефектолога и учителя- логопеда, сценарии интегрированных досугов, презентации кроссвордов, написанных совместно с родителями и детьми; рекомендации для родителей по развитию психических процессов;
III этап- статьи –эссе по развитию познавательной активности детей; результативность использование данной модели в работе дошкольной образовательной организации (на основе диагностического обследования детей), видеофильма занятий, мультимедийная презентация содержания проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....
Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....
Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...
Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия....
Психолого - педагогические условия преодоления интеллектуальной пассивности у детей старшего дошкольного возраста средствами игры.
Влияние игры на активность ребенка...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
раскрываются ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в детском саду...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет
О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...