Непосредственно образовательной деятельности по области познавательное развитие На тему «Народы Поволжья. Русские. Башкиры. Татары»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
по области познавательное развитие
На тему «Народы Поволжья. Русские. Башкиры. Татары»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Задачи:
Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
Развивающие: развивать интерес детей к народным костюмам людей разных национальностей. Развивать любознательность, память, логическое мышление. Развивать связную речь детей.
Воспитательные: Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Слушание песен, музыки. Квест ко Дню Дружбы Народов. Сбор, рассматривание предметов быта..
Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Оборудование: проектор, мольберт 3шт, куклы коллекционные (русская, башкирская, татарская) 3шт, сундук, картинки с изображением татар, башкир, русских, музыкальная колонка, мелодии народов Поволжья, обрезные картинки, рубаха, пояс, корона, ткань шелковая и льняная, книжки-малышки, чак-чак.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости.
Послушайте и посмотрите внимательно на видео, которое сейчас появится на проекторе.
На проекторе звучит гимн Самары- исп. Ирина Сагаль
-О каком городе поется в этой песне? (Ответы детей-Самара)
-Да, правильно, о Самаре. Это главный город нашей области. Мы с вами живем в Самарской области или по-другому говорят Самарская губерния.
Повторите еще раз как называется город, в котором мы живем? Как называется наша область?
- Знаете ли на какой реке расположена Самара? (Волга)
- Как вы считаете, почему нас называют волжанами?
- Как называется поселок, в котором мы живем? (Смышляевка).
- В нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. А вам интересно было бы познакомиться с ними? (Утвердительные ответы детей). Мне тоже очень хотелось бы увидеть и узнать о костюмах, культуре народов, которые проживают в Самарской области.
Для начала сделаем гимнастику для глаз (проводится физкультминутка).
Глазкам нужно отдохнуть.
(Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть.
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут.
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут
(Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо.
Увидят мои глазки все!
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
-Ребята, посмотрите на стол какой на нем красивый сундук. Интересно что же там. Здесь письмо, давайте почитаем.
Дорогие ребята!
Меня зовут Смышлена. Я хочу помочь вам узнать много интересного о нашей Самарской губернии и о ее жителях.
Тема сегодняшнего занятия так и звучит – «Самара многонациональная».
В нашей стране множество людей из разных народов мира. Я считаю, что все мы должны жить дружно. У каждого народа есть свои обычаи, семейные и традиции, язык и вера. Для того, чтобы в мире была дружба, мы должны уважительно относиться к окружающим нас людям и людям из соседних стран. Так мы можем много нового узнать о другом народе, его жизни, истории и интересных обычаях, семейных ценностей. Если люди со всего мира будут дружить, то уже не будет места войне и злости.
Посылаю в подарок вам свой волшебный сундук. На каждом занятии в нем будет лежать три куклы разных национальностей. Вы должны собрать всю коллекцию, но для этого вам нужно будет внимательно слушать и в конце выполнить задание.
Помните: Мы разные, но мы едины!!!
Давайте посмотрим какая же будет первая кукла. (Воспитатель достает куклу русской национальности).
Это кукла носит русский национальный костюм. (звучит русская народная мелодия) Рассмотрим ее.
Женщины носили сарафаны, а под сарафан надевали длинную рубаху. Подол рубах украшали вышитым узором и каждая из них имеет свое название (воспитатель показывает вышитый сарафан)
Обратите внимание, русские женщины носили кокошники или короны (показать). В орнаменте использовался белый бисер, стекла и речной жемчуг.
Основной мужской одеждой была нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и конопляных тканей, а также из шёлка. Потрогайте какая на ощупь льняная ткань и шелк (дети трогают ткань, ответы детей). На ощупь льняная ткань грубая, а шелковая- приятная на ощупь.
Рукава у кисти узкие. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо - в виде стойки, круглой, застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.
На ноги обували сапоги или лапти. (показывает лапти).
На голове носили картуз.
Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки.
После тяжелого труда умели и отдыхать. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Мы тоже отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Колпачок»
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
-Ну что же, посмотрим какая ещё кукла лежит в сундуке.
- Это кукла в башкирском национальном платье. Рассмотрим ее. (звучит башкирская народная мелодия)
Женщины носили платья (кулмэк), широкие штаны- шаровары (ыштан), камзол, который украшался нашивками из кораллов, монет. На шее обязательно носили сакал- это нагрудник, который был весом до 5-6 кг — с большим количеством кораллов и монет, его в основном носили замужние женщины. Чем богаче семья, тем больше было монет. В костюмах преобладали цвета: красный, коричневый, синий, черный, зеленый, желтый.
На ноги обували кожаные калоши, башмаки и лапти (сабата).
По головным уборам можно было узнать о возрасте и семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях. Такыя был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был бурек. Замужние женщины носили кашмау.
Взглянув на башкира, вы бы увидели свободную рубашку, штаны и халат, камзол.
-Посмотрим, какую еще куклу приготовила нам Смышлена. Это кукла в татарском национальном костюме. (звучит татарская народная мелодия)
Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары.Рубахи (кулмэк) шили из однотонной ткани – атласа, шёлка Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок. В качестве обуви у татар было широко распространено ношение читек, чабата (лапти)
Есть нагрудник украшение изү, которое пришивается на платье.
Татарский костюм мужчин состоит из рубахи(кулмек) и штанов.
Рубаху шили свободной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха не имела пояса. На голове у татарского мужчины- тюбетейка.
- Пришло время подводить итоги. С какими национальностями мы сегодня познакомились? (русские, башкиры, татары)
- Подумайте и скажите: как называется обувь, которую носили и русские, и башкиры, и татары.(лапти)
- А какая часть одежды была общей у татар и башкир? (нагрудник)
-Что носили мужчины русских, башкир, татар? (Рубаха)
- Носят ли сейчас такую одежду?( В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита)
Смышлена предлагает нам собрать картинку, которая рассыпалась. Давайте ее соберем посмотрим, что у нас получилось. (собираем, проверяем)
- Ребята, все наши народы славятся своим гостеприимством. У каждого народа есть свои национальные блюда, например, у русских-это щи, уха, окрошка, тюря; пожарские котлеты, бефстроганов, пельмени, бараний бок с кашей; калачи, пряники, толченые ягоды, русские цукаты и др..
Основу башкирских национальных блюд составляют отварная, вяленая и сушеная конина, баранина, кисломолочные продукты, сушеные ягоды, сухие каши, мед и знаменитый биш бармак.
Для татарской кухни характерно много мяса, молочных продуктов и всевозможных супов. Также очень популярна лапша и крупы во всех видах.
У нас есть вот такие книжки-малышки, которые вы же сами приготовили. В них описаны и приготовлены вами татарские национальные блюда «Чак-чак», «Эчпочмак», «Кыстыбый». И сегодня для вас есть угощение национального татарского блюда- «Чак-чак».
А закончить занятие хотелось бы вот такой физкультминуткой:
- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
- Вот так народы соединились (взяться за руки)
- Вот так народы объединились (обняли друг другу)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии.
Звучит гимн Самарской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»
Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Познавательное развитие" на тему: «Приморская ягода брусника»
Данный конспект разработан для детей младшего возраста, чтобы расширить представления детей о растительности дальневосточной тайги, познакомить детей с лесной ягодой брусникой....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области "Познавательное развитие" на тему: «Маньчжурский клён"»
Данный конспект разработан для детей младшего возраста, чтобы формировать представления детей о растительности Приморского края, познакомить детей с деревом дальневосточной тайги - Маньчжурский клён....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по областям "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие","Развитие речи" на тему "Краденое солнце" по сказке К.Чуковского для детей 2 младшей группы
Познакомить детей с произведением К.Чуковского "Краденое солнце". Формировать дружеские отношения в коллективе, способность накоплению опыта доброжелательных отношений, воспитывать коммуника...
Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Для старшей группы. На тему: «Новый год у ворот»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».Для старшей группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познавательное развитие на тему « Все профессии нужны, все профессии важны» в подготовительной к школе группе
Непосредственно образовательная деятельность в области познавательное развитие в подготовительной к школе группе на тему«Все профессии нужны, все профессии важны» Цель:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...