«Город мастеров» Долгосрочный познавательный проект по развитию ранней профориентации у воспитанников ДОУ
проект (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – начальный этап первичного знакомства с миром профессий, по мнению многих ученых, методистов и педагогов-практиков в этом возрасте обращение к миру профессий требует использования особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorod_masterov.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
624460, Свердловская область, г. Краснотурьинск, Базстроевская, 21
«Город мастеров»
Долгосрочный познавательный
проект по развитию ранней профориентации у воспитанников ДОУ
Автор-составитель:
Щупова Анна Николаевна, воспитатель
МА ДОУ № 4, 1КК
ГО Краснотурьинск, 2020
Содержание
Паспорт проекта……………………………………………………………. | |
Актуальность проекта……………………………………………………… | |
Проблема проекта…………………………………………………………… | |
Цели и задачи проекта……………………………………………………… | |
Участники проекта………………………………………………………… | |
Целевая группа проекта…………………………………………………… | |
Продолжительность проекта……………………………………………… | |
Сроки реализации проекта………………………………………………… | |
Основные формы и методы реализации проекта……………………… | |
Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………… | |
Этапы реализации проекта………………………………………………… | |
Календарный план реализации проекта……………………………….. | |
Предполагаемый результат проекта……………………………………… | |
Оценка эффективности по итогам реализации проекта ……………… | |
Дальнейшее развитие проекта……………………………………………. | |
Продукт проектной деятельности………………………………………… |
Название и адрес организации (полностью): | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» |
Телефон организации | 834384-6-31-80 |
E-mail: | mbdouno4@mail.ru |
ФИО заведующего | Смолина Кристина Владимировна |
ФИО руководителя проекта: Должность в организации: Контактный телефон: | Щупова Анна Николаевна Воспитатель 834384-6-31-80 |
Название проекта | Город мастеров |
Вид проекта | Информационно-практико-ориентированный, групповой |
Участники проекта | Воспитанники и родители старшего дошкольного возраста, приглашенные представители организаций города, сотрудники детского сада |
Сроки реализации проекта | Один учебный год 2022-2023 |
Паспорт проекта
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст – начальный этап первичного знакомства с миром профессий, по мнению многих ученых, методистов и педагогов-практиков в этом возрасте обращение к миру профессий требует использования особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации детей. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основными направлениями по профориентационной работе являются:
- профессиональное воспитание (формирование у обучающихся интереса к труду, воспитание трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение обучающихся информацией о мире профессий).
Оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. Кроме того, профориентационная работа включает в себя информационные консультации для родителей (законных представителей), которые направлены на приобщение родителей к совместной работе в этом направлении.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий своих родителей, структурой трудовой деятельности в целом (что и как делает человек, что ему необходимо для работы, что получается в результате труда).
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях своих мам и пап. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе». Не говоря уже о понимании трудовых обязанностей своих родителей, значения их труда в обществе
Проблема проекта
Недостаток:
- информированности детей о разнообразии профессий, в том числе о профессиях своих родителей;
- активных форм работы с семьей, направленных на ознакомление с трудом взрослых и профессиями мам и пап.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование представлений о различных профессиях и значимости профессиональной деятельности взрослых для общества
Задачи:
Расширять представления:
- о разных профессиях, в том числе профессиях своих родителей; о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о модели трудовой деятельности в целом
Способствовать:
- обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности;
- вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Воспитывать:
- уважение и благодарность к членам семьи;
- трудолюбие, ответственность за результат выполненного поручения.
Партнеры проекта: Аптека «Живика», МОУ СОШ № 32,
Целевая группа проекта: воспитанники МА ДОУ № 4 (5-7 лет)
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь 2022- май 2023
Основные формы и методы реализации проекта:
Акции «Гость группы», направленные на ознакомление с конкретной профессией, беседы, целевые экскурсии, организация практических трудовых действий, наблюдение за трудом взрослых, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, рассматривание фотографий, иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, изготовление стенгазет, сбор фото и видеоматериалов, консультации для родителей
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный
Что мы знаем о профессиях наших родителей? | Что мы хотели бы узнать? | Где мы можем узнать? |
На свете есть много профессий. Работа доставляет удовольствие. | Какие профессии у наших родителей? Какую работу выполняют люди данной профессии? Для чего нужна профессия? | Рассказы родителей и других взрослых о своей профессии. Целевые экскурсии. В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература). В интернете. |
- Определение целей и задач проекта.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды, как компонент развития у детей интереса к профессиям взрослых.
- Подбор дидактического материала, необходимого для реализации цели проекта
- Разработка календарного плана, включающего в себя различные виды детской деятельности.
- Введение детей в ход проекта.
- Беседы с детьми: «Какая профессия у твоей мамы и папы?».
II этап - Основной (реализация проекта)
Образовательная область | Совместная деятельность |
Речевое развитие | Образовательная деятельность:
С. Михалков «А что у вас?»
|
Познавательное развитие |
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Б. Житков «Что я видел?», В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», Энциклопедия для самых маленьких «Профессии» Под ред. А.Дюжиковой |
Физическое развитие |
|
III этап - Заключительный
- Создание фотоотчета о проведенных образовательных событиях.
- Презентация родительскому и педагогическому сообществу (сайт ДОУ, соцсети)
Календарный план реализации проекта
период | Наименование мероприятия | участники | ||
Подготовительный этап | ||||
октябрь | 3-я неделя |
| Воспитатели, родители, старший воспитатель | |
4-я неделя |
| Воспитатели, родители, старший воспитатель. | ||
Основной этап | ||||
ноябрь | 1-я неделя |
| Воспитатели, родители, дети. | |
2-я неделя |
| Воспитатели, дети, помощник воспитателя | ||
3-я неделя |
| Воспитатели, дети, родители, повар | ||
4-я неделя |
| Воспитатели, дети, родители. | ||
декабрь | 1-я неделя |
| Воспитатели, дети, родители, дворник | |
2-я неделя |
| Воспитатели, дети, родители, | ||
3-я неделя |
| Воспитатели, дети, родители. | ||
январь | 3-я неделя |
| Воспитатели, дети | |
4-я неделя |
знакомство с профессией «Инструктор по физической культуре» (папа Николь А )
| Воспитатели, дети, родители | ||
февраль | 1-я неделя |
| Воспитатели, дети. | |
2-я неделя |
Знакомство с профессией Аниматор (папа Николь А)
| Воспитатели, родители, дети | ||
3-я неделя |
| Воспитатели, родители, заведующий | ||
4-я неделя |
| Воспитатели, дети. | ||
март | 1-я неделя |
| Воспитатели, дети. | |
2-я неделя |
Знакомство с профессией Составитель поездов (папа Саши Ф) | Воспитатели, дети, родители, | ||
3-я неделя |
| Воспитатели, дети, родители. | ||
4-я неделя |
Знакомство с профессией Крановщик (мама Софии Я)
| Воспитатели, дети, родители. | ||
апрель | 1-я неделя |
| Воспитатели, дети, родители, заведующий ДОУ, завхоз | |
2-я неделя |
| Воспитатели, дети, родители, кастелянша | ||
3-я неделя |
Экскурсия в кабинет старшего воспитателя | Воспитатели, дети, старший воспитатель | ||
4-я неделя |
| Воспитатели, дети | ||
май | 1-я неделя |
| Воспитатели, родители, старший воспитатель | |
2-я неделя |
| Воспитатели, родители, дети, |
Предполагаемые результаты проекта:
Для детей:
1. Имеют представление о разных профессиях, в том числе профессиях своих родителей; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; модели трудовой деятельности
2. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями.
3. Умеют самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Для педагога:
1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
2. Создание единого образовательного пространства по ранней профориентации
3. Построение партнерских отношений с семьями воспитанников, создание положительного микроклимата в группе, основанного на совместной деятельности педагога, родителей и детей
Для родителей:
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Оценка эффективности по итогам реализации проекта:
1. Повышение количественного уровня включенности детей и родителей в жизнедеятельность группы.
2. Оценка заинтересованности детей в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, бесед с детьми.
Продукт проектной деятельности:
1. Оформленный проект.
2. Стенгазеты «Город мастеров».
3. Цикл презентаций «Профессии наших мам и пап».
4. Атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр.
5. Творческие работы детей, выполненные в процессе образовательной деятельности.
6. Сценарии образовательной деятельности.
7. Фотоотчет о реализации проекта.
8. Информация на сайте ДОУ, на странице «В Контакте»
Список используемой литературы:
- Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
- Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 2. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
- Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
- Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, стр. 6
- Потапова, Т. Е. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] / Т. Е. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: Сфера, 2012. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»
Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»Цель:Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- т...
Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами поиграем, Вам надо угадать загадки.Гвозди, топоры, пила,Стружек целая гора.Это трудится работник —Делает нам стулья... (плотник) Он спе...
Мастер-класс для родителей по развитию ранней профориентации у детей.
Цель:Привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.Задачи:- обучение родителей конкретным приёмам и методам развития ранних представлений о мире современных профес...
План по самообразованию воспитателей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности №13 «Лучик» Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 6-7лет»
План по самообразованию воспитателей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности №13 «Лучик» Тема: «Формирование ранней профориентации у...
Мастер- класс "Развитие ранней профориентации посредствам наглядно-дидактических пособий"
Развитие ранней профориентации посредствам наглядно-дидактических пособий в дошкольном учреждении...
План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 6-7лет»
Цель: Повышение своего теоретического и практического уровняпрофессионального мастерства и компетентности по вопросу«Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»Задачи:...
Формирование ранней профориентации у воспитанников 5-7лет
- формировать знания детей с видами профессий, показать значениетрудовой деятельности в жизни человека; -уточнить, обобщить ирасширить знания детей об особенностях некоторых профессий;-способствовать ...