«Город мастеров» Долгосрочный познавательный проект по развитию ранней профориентации у воспитанников ДОУ
проект (старшая, подготовительная группа)

Анна Николаевна Щупова

                        Дошкольный возраст – начальный этап первичного знакомства с миром профессий, по мнению многих ученых, методистов и педагогов-практиков в этом возрасте обращение к миру профессий требует использования особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gorod_masterov.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

624460, Свердловская область, г. Краснотурьинск, Базстроевская, 21

«Город мастеров»

Долгосрочный познавательный

проект по развитию ранней профориентации у воспитанников ДОУ

                                                         

                                                          Автор-составитель:

                                                                              Щупова Анна Николаевна, воспитатель

МА ДОУ № 4, 1КК

ГО Краснотурьинск, 2020

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………….

Актуальность проекта………………………………………………………

Проблема проекта……………………………………………………………

Цели и задачи проекта………………………………………………………

Участники проекта…………………………………………………………

Целевая группа проекта……………………………………………………

Продолжительность проекта………………………………………………

Сроки реализации проекта…………………………………………………

Основные формы и методы реализации проекта………………………

Ресурсное обеспечение проекта……………………………………………

Этапы реализации проекта…………………………………………………

Календарный план реализации проекта………………………………..

Предполагаемый результат проекта………………………………………

Оценка эффективности по итогам реализации проекта ………………

Дальнейшее развитие проекта…………………………………………….

Продукт проектной деятельности…………………………………………

Название и адрес организации (полностью):

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»

Телефон организации

834384-6-31-80

E-mail:

mbdouno4@mail.ru

ФИО заведующего

Смолина Кристина Владимировна

ФИО руководителя проекта:

Должность в организации:

Контактный телефон:

Щупова Анна Николаевна

Воспитатель

834384-6-31-80

Название проекта

Город  мастеров

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный, групповой

Участники проекта

Воспитанники и родители старшего дошкольного возраста, приглашенные представители организаций города, сотрудники детского сада

Сроки реализации проекта

Один учебный год

2022-2023

Паспорт проекта

Актуальность проекта:

                        Дошкольный возраст – начальный этап первичного знакомства с миром профессий, по мнению многих ученых, методистов и педагогов-практиков в этом возрасте обращение к миру профессий требует использования особых технологий и может рассматриваться как этап ранней профориентации детей. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основными направлениями по профориентационной работе являются:

- профессиональное воспитание (формирование у обучающихся интереса к труду, воспитание трудолюбия);

- профессиональное информирование (обеспечение обучающихся информацией о мире профессий).

Оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. Кроме того, профориентационная работа включает в себя информационные консультации для родителей (законных представителей), которые направлены на приобщение родителей к совместной работе в этом направлении.  

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий своих родителей, структурой трудовой деятельности в целом (что и как делает человек, что ему необходимо для работы, что получается в результате труда).

            С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях своих мам и пап. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе». Не говоря уже о понимании трудовых обязанностей своих родителей, значения их труда в обществе

Проблема проекта

 Недостаток:

  • информированности детей о разнообразии профессий, в том числе о профессиях своих родителей;
  • активных форм работы с семьей, направленных на ознакомление с трудом взрослых и профессиями мам и пап.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование представлений о различных профессиях и значимости профессиональной деятельности взрослых для общества

Задачи:

Расширять представления:

  • о разных профессиях, в том числе профессиях своих родителей; о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о  модели  трудовой деятельности в целом

Способствовать:

  • обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности;
  • вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Воспитывать:

  • уважение и благодарность к членам семьи;
  • трудолюбие, ответственность за результат выполненного поручения.

Партнеры проекта: Аптека «Живика»,  МОУ СОШ № 32,

Целевая группа проекта: воспитанники МА ДОУ № 4 (5-7 лет)

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2022- май 2023

Основные формы и методы реализации проекта:

Акции «Гость группы», направленные на ознакомление с конкретной профессией,  беседы, целевые экскурсии, организация практических трудовых действий, наблюдение за трудом взрослых, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры,  рассматривание фотографий, иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, изготовление стенгазет, сбор фото и видеоматериалов, консультации для родителей

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

Что мы знаем о профессиях наших родителей?

Что мы хотели бы узнать?

Где мы можем узнать?

 На свете есть много профессий.

Работа доставляет удовольствие.

 Какие профессии у наших родителей?

Какую работу выполняют люди данной профессии?

Для чего нужна профессия?

Рассказы родителей и других взрослых о своей профессии.

Целевые экскурсии.

В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература).

В интернете.

  • Определение целей и задач проекта.
  • Организация  развивающей предметно-пространственной среды, как компонент развития у детей интереса к профессиям взрослых.
  • Подбор дидактического материала, необходимого для реализации цели проекта  
  •  Разработка календарного плана, включающего в себя различные виды детской деятельности.
  • Введение детей в ход проекта.
  • Беседы с детьми: «Какая профессия у твоей мамы и папы?».

II этап - Основной (реализация проекта)

Образовательная область

Совместная деятельность

Речевое развитие

Образовательная деятельность:

  • «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Чтение художественной литературы:

          С. Михалков «А что у вас?»

  • Рассматривание альбомов, рисунков, фотографий родителей на рабочем месте, сюжетных картинок о профессиях.
  • Работа в уголке книги: выставка книг, посвященных профессиям.
  • Составление рассказа на тему: «Кем я стану, когда вырасту?»

Познавательное развитие

  • Образовательная деятельность «Профессии детского сада»
  • Составление модели труда
  •  Акция: Гость группы  «Рассказы о профессиях »
  • Дидактические игры: «Угадай профессию», «Что лишнее?», «Кому, что нужно для работы?», «Определи по предмету профессию», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадай профессию по результату».
  • Отгадывание загадок о профессиях.                          

Социально-коммуникативное развитие

  • С/р игры «Детский сад», «Стройка», «», «Больница»
  • Экскурсии в аптеку
  • Экскурсии в кабинеты сотрудников ДОУ

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование «Кем я хочу стать»
  • Конструирование «Площадь нашего города», строим деревню, город»
  • Раскраски «Профессии».
  • Знакомство с литературными произведениями:  

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Б. Житков  «Что я видел?»,

В. Маяковский «Кем быть?»,

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер»,

Энциклопедия для самых маленьких  «Профессии» Под ред. А.Дюжиковой

Физическое развитие

  •  «Физкультурный досуг «Аниматор в гостях у ребят»
  • Подвижные игры: «Я пеку, пеку», «Лесник и елочки», «Садовник».

III этап - Заключительный

  1.  Создание фотоотчета о проведенных образовательных событиях.
  2. Презентация родительскому и педагогическому сообществу (сайт ДОУ, соцсети)

Календарный план реализации проекта

период

Наименование мероприятия

участники

Подготовительный этап

октябрь

3-я неделя

  • Обсуждение  целей и задач проекта с родителями.
  • Собрание для родителей «Знакомим детей со своей профессией».
  • Анкетирование родителей «Моя профессия»
  • Определение состава участников мини-проектов из числа родителей
  • Беседы с детьми: «Какая профессия у твоей мамы и папы?».
  • Введение детей в ход проекта.
  • Подбор дидактического материала, необходимого для реализации цели проекта  

Воспитатели, родители, старший воспитатель

4-я неделя

  • Подбор дидактического материала, необходимого для реализации цели проекта  
  •  Разработка сценариев совместной образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
  • Разработка календарного плана
  • Организация  развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитатели, родители, старший воспитатель.

Основной этап

ноябрь

1-я неделя

  • Чтение С. Михалкова «А что у вас?»
  • Просмотр видеоролика «Изучаем профессии».

Воспитатели, родители, дети.

2-я неделя

  • Образовательная деятельность «Из чего состоит труд» (модель деятельности: задумка-подбор материалов – подготовка инструментов – порядок действий – результат (то, что задумали)
  • Наблюдение за профессией «Помощник воспитателя»
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?»
  • Сюжетно-ролевая игра «У куклы день рождения»

Воспитатели, дети, помощник воспитателя

3-я неделя

  • Беседа  «Все работы хороши».
  • Рассматривание альбомов, сюжетных картинок о профессиях.
  •  Знакомство с профессией Повар (модель деятельности)
  • Экскурсия на пищеблок.
  • Хороводная игра «Я пеку, пеку..».
  • Мастер- класс от поваров «День пирога»

Воспитатели, дети, родители, повар

4-я неделя

  • Целевая экскурсия в аптеку. Знакомство с профессией «фармацевт» (мама Ефима К)
  • Беседа об увиденном. Разбор модели деятельности фармацевта
  • Сюжетно-ролевая игра «Больница».
  • Мастер-класс с родителями «Изготовление атрибутов для игры в Больницу»

Воспитатели, дети, родители.

декабрь

1-я неделя

  • Наблюдение за трудом «Дворника»
  • Труд детей на прогулочном участке «Чистим дорожки от снега»
  • Беседа «Чисто там, где не мусорят» Разбор модели деятельности дворника

Воспитатели, дети, родители, дворник

2-я неделя

  • Чтение стихотворений Н.Мигуновой «Любимые профессии малышей».
  • Подвижная игра «Лесник и елочки».
  • Участие в акции «Сбережем елочки в Новый год».

Воспитатели, дети, родители,

3-я неделя

  • . Дид. игра «Определи по предмету профессию».
  • Беседа о труде «Строителя» Разбор модели деятельности строителя
  • Конструирование «Площадь города Краснотурьинск»

Воспитатели, дети, родители.

январь

3-я неделя

  • Чтение статей из Энциклопедии для малышей «Профессии» под ред. А.Дюжиковой
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «За работу».

Воспитатели, дети

4-я неделя

  • Просмотр видеоролика «Мой  папа – Инструктор по физической культуре
  • Акция : Гость группы

знакомство с профессией «Инструктор по физической культуре»  (папа Николь А )

  • Беседа «Для чего заниматься физкультурой»?

Воспитатели, дети, родители

февраль

1-я неделя

  • Дид. игра «Что лишнее?».
  • Дид. игра «Определи по предмету профессию».

Воспитатели, дети.

2-я неделя

  • Акция : Гость группы:

Знакомство с профессией Аниматор  (папа Николь А)

  • Беседа об увиденном . Разбор модели деятельности аниматора
  • Физкультурный досуг «Аниматор в гостях у ребят»

Воспитатели, родители, дети

3-я неделя

  • Беседа-игра «Детский сад»
  • Знакомство с профессией Заведующий
  • Разбор модели деятельности заведующего
  • Экскурсия в кабинет заведующего

Воспитатели, родители, заведующий

4-я неделя

  • Стенгазеты  «Город мастеров».
  • Беседы о профессиях наших пап
  • Составление рассказов о профессиях своих родителей по схеме.
  • Отгадывание загадок о профессиях.

Воспитатели, дети.

март

1-я неделя

  • Дид. игра «Кто больше расскажет о профессии».
  • Раскраски «Профессии».
  • Стенгазеты  «Город мастериц».
  • Беседа «Профессии наших мам»

Воспитатели, дети.

2-я неделя

  • Чтение рассказов Б. Житкова  «Что я видел?».
  • Рассматривание фуражки машиниста для сюжетно-ролевой игры.
  • Подвижная игра «Поезд».
  • Акция : Гость группы

Знакомство с профессией Составитель поездов  (папа Саши Ф)

Воспитатели, дети, родители,

3-я неделя

  • Чтение стихов о профессиях.
  • Рассматривание фотографий железнодорожных мостов.
  • Конструирование железнодорожных  мостов для пешеходов.
  • Рисование «Железная дорога».

Воспитатели, дети, родители.

4-я неделя

  • Акция : Гость группы

Знакомство с профессией Крановщик  (мама  Софии Я)

  • Беседа об увиденном . Разбор модели деятельности крановщика.
  • Конструирование «Строим город»

Воспитатели, дети, родители.

апрель

1-я неделя

  • Знакомство с профессией «Завхоз детского сада» Разбор модели деятельности.
  • Экскурсия в кабинет завхоза

Воспитатели, дети, родители, заведующий ДОУ, завхоз

2-я неделя

  • Знакомство с профессией Швеи
  • Разбор модели деятельности швеи
  • Экскурсия в кабинет кастелянши

Воспитатели, дети, родители, кастелянша

3-я неделя

  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»
  • Знакомство с профессией «Старший воспитатель» Разбор модели деятельности.

Экскурсия в кабинет старшего воспитателя

Воспитатели, дети, старший воспитатель

4-я неделя

  • Составление рассказа на тему «Кем я стану, когда вырасту?»
  • Конкурс детских рисунков «Кем быть?»
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Профессии».
  • Дид. игра «Угадай профессию по результату».

Воспитатели, дети

май

1-я неделя

  • Беседа « Что такое детский сад»
  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
  • Разучивание стихотворений о детском саде в подарок выпускникам

Воспитатели, родители, старший воспитатель

2-я неделя

  • Анкетирование родителей «Мое участие в проекте».
  • Создание фотоотчета о реализации проекта

Воспитатели, родители, дети,

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей: 

       1. Имеют представление о разных профессиях, в том числе профессиях своих родителей; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; модели трудовой деятельности

       2. Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями.

       3. Умеют самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Для педагога:

     1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.

      2. Создание единого образовательного пространства по ранней профориентации

3. Построение партнерских отношений с семьями воспитанников, создание положительного микроклимата в группе, основанного на совместной деятельности педагога, родителей и детей

Для родителей:

  1. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Оценка эффективности по итогам реализации проекта:

     1. Повышение количественного  уровня включенности детей и родителей в жизнедеятельность группы.

     2. Оценка заинтересованности детей в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ  детской деятельности, бесед с детьми.

     

Продукт проектной деятельности:

1. Оформленный проект.

2. Стенгазеты  «Город мастеров».

3. Цикл презентаций «Профессии наших мам и пап».

4. Атрибуты и костюмы для сюжетно – ролевых игр.

5. Творческие работы детей, выполненные в процессе образовательной деятельности.

6. Сценарии образовательной  деятельности.

7. Фотоотчет о реализации проекта.

8. Информация на сайте ДОУ, на странице «В Контакте»

Список используемой литературы:

  1. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
  2. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 2. [Текст] Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. / Е. А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128с.
  3. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
  4. Крылова Н.М. Детский сад — Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода  к  образованию,  развитию  и  саморазвитию  дошкольника  как  неповторимой  индивидуальности / Н.М. Крылова.  —  3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО.  —  М.: ТЦ Сфера, стр. 6
  5. Потапова, Т. Е. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] /             Т. Е. Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
  6.  Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст]  /        М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: Сфера, 2012. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»Цель:Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- т...

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами поиграем, Вам надо угадать загадки.Гвозди, топоры, пила,Стружек целая гора.Это трудится работник —Делает нам стулья... (плотник) Он спе...

Мастер-класс для родителей по развитию ранней профориентации у детей.

Цель:Привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.Задачи:- обучение родителей конкретным приёмам и методам развития ранних представлений о мире современных профес...

План по самообразованию воспитателей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности №13 «Лучик» Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 6-7лет»

План по самообразованию  воспитателей подготовительной к школе группы  общеразвивающей направленности  №13 «Лучик»  Тема: «Формирование ранней профориентации у...

Мастер- класс "Развитие ранней профориентации посредствам наглядно-дидактических пособий"

Развитие ранней профориентации посредствам наглядно-дидактических пособий в дошкольном учреждении...

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 6-7лет»

Цель: Повышение своего теоретического и практического уровняпрофессионального мастерства и компетентности по вопросу«Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»Задачи:...

Формирование ранней профориентации у воспитанников 5-7лет

- формировать знания детей с видами профессий, показать значениетрудовой деятельности в жизни человека; -уточнить, обобщить ирасширить знания детей об особенностях некоторых профессий;-способствовать ...