«Развитие ребёнка младшего дошкольного возраста посредством Lego –конструирования».
материал

 Базарова   Светлана Евгеньевна

"Lego"- умная игра, 

Увлекательна , хитра.

Интересно здесь играть,

Строить, состовлять, играть!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение  детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Развитие ребёнка младшего дошкольного возраста посредством  Lego –конструирования».

(Сообщение из опыта работы)

C:\Users\Sony\Desktop\Таня\350_yrCI0LR5V0.jpg

Подготовила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Базарова С.Е.

г. Покачи  2022г.

Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здание

собственного потенциала»

Ж. Пиаже

     Дошкольное детство – удивительный возраст, когда играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и учится понимать его и выражать к нему свое отношение. Игра всегда интересна ребенку, а все, что он познает с удовольствием, в том числе и новое, запоминает надолго. Игра-  это первая деятельность ребёнка, в ходе которой он развлекается, трудится, учится и всесторонне развивается. Игрушки, сопровождающие основной вид деятельности ребёнка появляются в его жизни очень рано. Сначала это погремушки и пищалки, их сменяют пирамидки и различные вкладыши, и в наборе его игрушек появляется первый конструктор «Лего».

     Именно он – этот незамысловатый набор деталей-кирпичиков становится незаменимым спутником ребёнка на протяжении всего детства, так как полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, помогает проявить любознательность, сообразительность, смекалку и творчество, присущие всем детям.

Основная цель  лего- конструирования в младшем дошкольном возрасте - это создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей.

   Основные Принципы   LEGO - конструирования 

  • доступность и наглядность изучаемого материала;
  • последовательность и систематичность обучения и воспитания;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • от простого к сложному;
  • активности и созидательности; 
  • Интеграция;

         Знакомство с LEGO –конструированием мы начали со второй младшей группы. Играя с крупным конструктором , дети выполняли постройки и пытались обыграть их. Но с LEGO-конструктором дети испытывали затруднения. Затруднения возникали при соединении деталей между собой.

        Я решила сначала познакомить детей с LEGO-конструктором , его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность. Определили с ребятами название каждой формы.

Совместно с детьми, мы обговаривали, на что крепятся ЛЕГО- элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО- элементы: «мостик», «горка», «забор».      Для этого я предлагала игры «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.

     Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего - конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали. После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх. После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям предлагалось выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

      На данном этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняю виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

     Дети не только индивидуально выполняют постройки, но и работают в парах, микрогруппах, а также выполняют коллективную работу.

     Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры.

     При организации работы я стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Так на занятиях я использую такие дидактические игры как: «Найди кирпичик как у меня», цель данной игры: закреплять цвет и форму деталей. Игра «Собери кирпичики ЛЕГО». Детей делим на группы, разложены на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем кто какой цвет будет собирать. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.  «Передай кирпичик ЛЕГО»- игра на развитие координации движений. Ведущий закрывает глаза, дети стоят по кругу и по команде передают друг другу кирпичик. При слове «Стоп» ведущий открывает глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик становится ведущим.  Игра «Найди лишнюю деталь» - так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак, то берем несколько кирпичиков и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных и 1 зеленый или 5 квадратных кирпичиков и 1 прямоугольный. Игра «Чудесный мешочек»: В тёмном мешке детали разные по форме и цвету. Показываем деталь, ребёнок должен вытащить на ощупь такой же по форме и назвать цвет. Второй вариант, на слух называем деталь, ребёнок должен на ощупь вытащить ту же деталь. И другие игры «Угадай, кто я?», «Дорожка», «По грибы, по ягоды», «Мой дом».

    На занятии при постройке башенки использовала стишок:

1,2,3,4,5 будем башню собирать.

 Первый кирпичик поросенку, а второй – медвежонку,

Третий будет для зайчат, а четвертый для утят,

Ну а пятый для синичек, шустрых птичек невеличек.

После того, как построили башню, считаем:

1, 2, 3, 4, 5 научились мы считать.

     На занятиях провожу физкультминутки, например:

LEGO- умная игра,                   (пальчики сжимаем)

Завлекательна, хитра                 (руки в стороны).

Интересно здесь играть,           (круговорот рук)

Строить, составлять, искать!   (лесенка, хлопок, очки)

Приглашаю всех друзей           (руками зовем к себе)

«LEGO» собирать скорей.

Тут и взрослым интересно:     (прыжки на месте)

В «LEGO» поиграть полезно     (показать большие пальцы на руках).

 

   Чтобы увлечь детей и заинтересовать в дальнейшем ходе работы, например   на занятии по теме «Животные в зоопарке» я использовала загадки.

Серый   толстый великан,                          

На   спине его горбы -

Нос   как будто длинный кран,                  

Там   запас еды, воды…

На   спине прокатит он,                             

Узнали?   Как его зовут?

Озорной   ушастый … (Слон).                

 

 Это кто с длиннющей шеей

 Здесь под солнцем рожки греет?

 У него спокойный нрав,

 Сверху вниз глядит (Жираф)!

     Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

      В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.

      По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Для детей 3-4 лет

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) приобретают навыки работы с конструктором Лего-Дупло (крупные детали): знакомятся с основными деталями конструктора, разнообразными способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу. В конце года, в зависимости от уровня подготовленности детей, задания могут быть усложнены за счет замены цвета деталей в наборах (основной акцент делается на подбор детали по форме).

Примерное распределение занятий на год:

  • Конструирование по образцу (28),
  • Преобразование образца по условиям (4),
  • Конструирование по замыслу (2).

Тема 1. Здравствуй, Лего!

Знакомство с деталями конструктора «Лего-Дупло». Дать понятие об устойчивости конструкции, способах крепления и скрепления деталей конструктора.

  • Объекты: Башенки для мишки. Грибочки для белочки. Червячки. Тема 2. Детский сад для ребят

Показать разные способы скрепления деталей. Строительство столбиков и перекрытий. Строительство стенки с «окошками». Способы строительства лесенок из кубиков и кирпичиков. Подбор количества

деталей для нужной высоты лесенки. Скрепление деталей пластинами, составляющие части мостика (перекрытие – мост, столбы, лесенка, перила).

  • Объекты: Красивый заборчик. Заборчик и ворота. Башенка для детской площадки. Лесенки бывают разными. Мостики широкие и узкие.

Тема 3. Новый год

Учить строить предметы мебели, выделять основные части конструкции (спинка, сиденье, ножки, крышка). Учить строить животных с предварительным рассматриванием их строения и выделением основных частей (ноги, голова, туловище, лапы, ноги, копыта, рога, рожки). Способы преобразования конструкции. Закреплять умение строить, используя приобретенные ранее навыки скрепления деталей. Строительство сопровождается показом и словесной инструкцией, обозначающей знакомые части конструкции – столбик, лесенка, перекрытие.

  • Объекты: Мебель для терема Деда Мороза: стол, стул, диван, кровать. Мастерская Деда Мороза: уточка, птичка, петушок, собачка, рыбка. Олень Деда Мороза. По замыслу.

Тема 4. Зоопарк

Продолжать учить строить животных с предварительным рассматриванием их строения и выделением основных частей (ноги, голова, туловище, лапы, ноги, копыта, рога, рожки). Закреплять умение строить, используя приобретенные ранее навыки скрепления деталей. Строительство сопровождается показом и словесной инструкцией.

  • Объекты: Жираф. Страус и страусенок. Черепаха, пингвин. Слон. Крокодил. Попугай. Тема 5. Растения

Познакомить с несколькими представителями растительного мира. Обратить внимание на различие в строении кроны елочки и лиственного деревьев. Строительство с выделением различий в способах по- строения ствола, выделением в постройке уже знакомых частей: ствол (стебль) – башенка, листья (у цветка) – лесенка.

  • Объекты: Цветок для милой мамы. Елочка – зеленая иголочка. Деревья. Тема 6. Дома бывают разными

Познакомить с алгоритмом строительства домов и их составными частями: основа – фундамент (вариа- тивность исполнения), стенка (зависимость прочности стены от способа укладки кирпичиков), проемы для окон и дверей, крыша.

  • Объекты: Мой дом с окошками. Дом с дверным проемом и двориком. Дом с воротами и окошка- ми.

Тема 7. Транспортные средства                                                                                                                      Учить строить различные виды транспорта, выделять основные структурные компоненты технических изделий (колеса, корпус, кабина, кузов, стрела, крылья, хвост). Дать элементарное представление о на- значении роботов и техники.

  • Объекты: Ракета. Пароход. Паровозик с вагончиком. Автомобиль. Самолет. Подъемный кран. Робот.

Тема 8. Я – юный строитель.

Итоговое занятие, строительство по замыслу. Актуализация полученных знаний.

 «Найди такой же по цвету».

Цель: научить выбирать нужную деталь по визуальному образцу. Закреплять название деталей  конструктора.

Словарик: кубик 2х2, кирпичик 2х4, пластина 2х2 (квадратная), пластина 2х4 (длинная), клю- вик, горка, окошко, арка, кубик 2х2 (высокий), кубик 1х2 (высокий)

Дети получают набор деталей Лего-конструктора. Набор-образец – у педагога. Педагог пока зывает и называет деталь, дети находят аналог.

«Найди такой же по форме».

Цель: научить выбирать нужную деталь по словесному обозначению. Закреплять название деталей конструктора (кубик 2х2, кирпичик 2х4, пластина и др.).

Дети получают набор деталей Лего-конструктора. Педагог называет деталь, дети находят аналог. Детали одинаковой формы могут отличаться цветом.

«Лего-лото».

Цель: научить детей опознавать детали конструктора по графическому образцу.

Дети получают набор деталей конструктора и карточки с изображением деталей. 2 варианта  карточек – цветные и нецветные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательная роль малых форм устного народного творчества в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста"

Систематизация и использование в педагогическом процессе всего многообразия малых фольклорных форм устного народного творчества для формирования познавательной деятельности детей...

Индивидуальная карта развития ребёнка младшего дошкольного возраста

Индивидуальная карта развития ребёнка младшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст )

Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка          ( младший дошкольный возраст ). Общеизвестно воздействие художественной литера...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»

Важность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравс...

Консультация для родителей по теме «Речевое развитие ребёнка младшего дошкольного возраста»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...