Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст )
статья по художественной литературе (младшая группа)
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст ).
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович и др.). Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека. Возраст до 5 лет богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное воспитательное значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вид.
Основная задача является – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Проблема восприятия литературного произведения разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование детского восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.
Формирование у дошкольника культуры речи, развитие поэтического слуха.
Культура речи – явление многоаспективное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передачи мыслей и чувств в процессе общения.
Рассмотрим основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи.
Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимы содержание и умение применять усвоенные слова в связном высказывании.
Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи – звукопроизношение; темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по – своему влияют на связность изложения того или иного содержания.
Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Во II младших группах и средних группах эти оценки сначала даёт воспитатель. Затем он привлекает к этому и детей (вопросы: чей рассказ вам понравился? Чем? Как рассказывала Оля? Интересно ли было слушать Ваню? Какие слова из его рассказа вам запомнились? И т.п.).
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки-песенки и т.д., а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений и т.д., привыкая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации высказывания, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Народные сказки, песенки-потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы, небольшие стихотворения, сказки и малые фольклорные формы – песенки-потешки, пословицы, загадки, поговорки и т.д.
Таблица прилагается:
Рекомендации родителям и воспитателям ( младший дошкольный возраст ).
«Что читать детям»
Стихотворения | Сказки | Рассказы | Малые фольклорные формы |
А. Барто, П. Барто. «Игрушки», «Синица», «Птичка», «Солнышко», «Кто как кричит», «Помощница», «Барабан», «Девочка-ревушка», «Девочка-чумазая», «Машенька», «Дело было в январе»; В. Мирович «Листопад»; К. Бальмонт «Снежинка», «Осень», «К зиме», «Росинка»; А.Фет «Ласточки пропали»; Е. Благинина «Прилетайте», «Алёнушка», «Котёнок», «Захрустела льдинка», «Огонёк», «Вот какая мама»; А. Кондратьев «Метель»; Плещеев «Осень», «Уж тает снег»; Е. Трутнева «С Новым годом»; Я. Аким «Мама», «Осень», «Первый снег», «Песенка в лесу»; Т. Волгина «Цыплята»; М. Клокова «Зима прошла»; В. Жуковский «Котик в корзине»; В. Хорел «Зайчик»; Э. Мошковская «Мчится поезд»; З. Александрова «Мой мишка», «Арбуз», «Дед Мороз»; С. Капутикян «Маша обедает», «Хлюп-хлюп», «Маша не плачет», «Все спят»; А. Блок «Зайчик», «Ворона», «Спят луга»; И. Бунин «Льет дождь»; К. Аксаков «Мой Лизочек»; И. Ивенсен «Падают листья», «Елочка»; З. Александрова «Снежок», «Дождик»; И. Токмакова «Голубь», «Рыбка, рыбка – где ты спишь?», «Как на горке – снег», «Осинка», «Сонный слон»; О. Высотская «Снежный кролик», «Грибок»; П. Воронько «Берёзка»; Л. Квитко «Ручеек», «Кисонька»; Д. Хармс «Кораблик»; М. Познанская «Ромашка»; П. Воронько «Обновки»; Я. Аким «Где живёт вода?»; В. Берестов «Песенка, лети!»; С. Я. Маршак «Детки в клетке», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Кто колечко найдёт», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о умном мышонке», «Дремота и зевота»; И. Суринов «Детство», «Зима»; А. Пушкин «Зимний вечер», «У лукоморья»; Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенняя гроза»; В. Жуковский «Жаворонок»; Е. Трутнева «Ёлки»; Е. Серова «Одуванчик»; С. Есенин «Черемуха»; С. Михалков «Дядя Стёпа», «Трезор», «Пожар», «А что у вас?»; Н. Саксонская «Где мой пальчик?»; Ю. Тувим «Овощи». | «Колобок», «Репка», «У страха глаза велики», «Теремок»; К. Чуковский «Цыпленок», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе!», «Тараканище»; Русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Козлята и волк»; Л. Толстой «Три медведя»; Украинская народная сказка «Рукавичка», «Колосок», «Жихарка»; Русская народная сказка: «Снегурушка и лиса», «Петушок и бобовое зернышко»; Итальянская сказка «Ленивая бручолина»; Короткие рассказы для детей Л.Н. Толстого; Литовская народная сказка «Почему кот моет после еды»; Братья Гримм «Горшок каши»; Венгерская народная сказка: «Два жадных медвежонка». | А. Крылов «История с ежом», «Заболел петух ангиной»; М. Пришвин «Ёж», «Как лошадка зверей катала»; Е. Чарушин «Кошки», «Лисята», «Курочки», «Медведица и медвежата», «Собака», «Белка», «Волк», «Лиса», «Что за зверь»; Н. Павлова «Земляничка», «На машине»; В. Бианки «Хитрый лис», «Музыкант»; В. Сутеев «Цыпленок и утёнок», «Кто сказал мяу», «Кораблик», «Под грибом», «Мышонок и карандаш»; Я. Тайц «Поезд», «Праздник», «Карандаш», «Впереди всех», «Кубик на кубик»; К.Д. Ушинский «Васька», «Уточка», «Гуси», «Козёл», «Мышки», «Лошадка», «Бишка», «Ворона и рак», «Лиса и кролик», «Петушок с семьей», «Коровка», «Вместе тесно – а врозь скучно», «Лиса Патрикеевна», «Умей обождать», «Ласточка», «Она», «Дятел»; Л. Толстой «Топор», «Ёж», «Лиса»; Б. Житков «Храбрый утёнок».
| Русские народные песенки, пословицы, потешки, поговорки, загадки;
Английские песенки (в переводе С. Я. Маршака) «Перчатки», «Разговор», «Маленькая девочка», «Ослик», «Гвоздь и подкова», «Кузнец», «Барашек», «Мышка»;
Шотландские (в переводе С. Я. Маршака) «Купите лук», «Крошка Вилли Винки», «Не может быть», «Лошадка пони», «Спляшем».
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._rol_hudozhestvennoy_literatury_v_vospitanii_i_razvitii_rebyonka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка ( младший дошкольный возраст ).
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович и др.). Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека. Возраст до 5 лет богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Огромное воспитательное значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вид.
Основная задача является – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.
Проблема восприятия литературного произведения разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определённой ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование детского восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.
Формирование у дошкольника культуры речи, развитие поэтического слуха.
Культура речи – явление многоаспективное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передачи мыслей и чувств в процессе общения.
Рассмотрим основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи.
Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимы содержание и умение применять усвоенные слова в связном высказывании.
Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи – звукопроизношение; темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по – своему влияют на связность изложения того или иного содержания.
Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Во II младших группах и средних группах эти оценки сначала даёт воспитатель. Затем он привлекает к этому и детей (вопросы: чей рассказ вам понравился? Чем? Как рассказывала Оля? Интересно ли было слушать Ваню? Какие слова из его рассказа вам запомнились? И т.п.).
В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки-песенки и т.д., а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений и т.д., привыкая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации высказывания, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Народные сказки, песенки-потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы, небольшие стихотворения, сказки и малые фольклорные формы – песенки-потешки, пословицы, загадки, поговорки и т.д.
Таблица прилагается:
Рекомендации родителям и воспитателям ( младший дошкольный возраст ).
«Что читать детям»
Стихотворения | Сказки | Рассказы | Малые фольклорные формы |
А. Барто, П. Барто. «Игрушки», «Синица», «Птичка», «Солнышко», «Кто как кричит», «Помощница», «Барабан», «Девочка-ревушка», «Девочка-чумазая», «Машенька», «Дело было в январе»; В. Мирович «Листопад»; К. Бальмонт «Снежинка», «Осень», «К зиме», «Росинка»; А.Фет «Ласточки пропали»; Е. Благинина «Прилетайте», «Алёнушка», «Котёнок», «Захрустела льдинка», «Огонёк», «Вот какая мама»; А. Кондратьев «Метель»; Плещеев «Осень», «Уж тает снег»; Е. Трутнева «С Новым годом»; Я. Аким «Мама», «Осень», «Первый снег», «Песенка в лесу»; Т. Волгина «Цыплята»; М. Клокова «Зима прошла»; В. Жуковский «Котик в корзине»; В. Хорел «Зайчик»; Э. Мошковская «Мчится поезд»; З. Александрова «Мой мишка», «Арбуз», «Дед Мороз»; С. Капутикян «Маша обедает», «Хлюп-хлюп», «Маша не плачет», «Все спят»; А. Блок «Зайчик», «Ворона», «Спят луга»; И. Бунин «Льет дождь»; К. Аксаков «Мой Лизочек»; И. Ивенсен «Падают листья», «Елочка»; З. Александрова «Снежок», «Дождик»; И. Токмакова «Голубь», «Рыбка, рыбка – где ты спишь?», «Как на горке – снег», «Осинка», «Сонный слон»; О. Высотская «Снежный кролик», «Грибок»; П. Воронько «Берёзка»; Л. Квитко «Ручеек», «Кисонька»; Д. Хармс «Кораблик»; М. Познанская «Ромашка»; П. Воронько «Обновки»; Я. Аким «Где живёт вода?»; В. Берестов «Песенка, лети!»; С. Я. Маршак «Детки в клетке», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Кто колечко найдёт», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о умном мышонке», «Дремота и зевота»; И. Суринов «Детство», «Зима»; А. Пушкин «Зимний вечер», «У лукоморья»; Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенняя гроза»; В. Жуковский «Жаворонок»; Е. Трутнева «Ёлки»; Е. Серова «Одуванчик»; С. Есенин «Черемуха»; С. Михалков «Дядя Стёпа», «Трезор», «Пожар», «А что у вас?»; Н. Саксонская «Где мой пальчик?»; Ю. Тувим «Овощи». | «Колобок», «Репка», «У страха глаза велики», «Теремок»; К. Чуковский «Цыпленок», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе!», «Тараканище»; Русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Козлята и волк»; Л. Толстой «Три медведя»; Украинская народная сказка «Рукавичка», «Колосок», «Жихарка»; Русская народная сказка: «Снегурушка и лиса», «Петушок и бобовое зернышко»; Итальянская сказка «Ленивая бручолина»; Короткие рассказы для детей Л.Н. Толстого; Литовская народная сказка «Почему кот моет после еды»; Братья Гримм «Горшок каши»; Венгерская народная сказка: «Два жадных медвежонка». | А. Крылов «История с ежом», «Заболел петух ангиной»; М. Пришвин «Ёж», «Как лошадка зверей катала»; Е. Чарушин «Кошки», «Лисята», «Курочки», «Медведица и медвежата», «Собака», «Белка», «Волк», «Лиса», «Что за зверь»; Н. Павлова «Земляничка», «На машине»; В. Бианки «Хитрый лис», «Музыкант»; В. Сутеев «Цыпленок и утёнок», «Кто сказал мяу», «Кораблик», «Под грибом», «Мышонок и карандаш»; Я. Тайц «Поезд», «Праздник», «Карандаш», «Впереди всех», «Кубик на кубик»; К.Д. Ушинский «Васька», «Уточка», «Гуси», «Козёл», «Мышки», «Лошадка», «Бишка», «Ворона и рак», «Лиса и кролик», «Петушок с семьей», «Коровка», «Вместе тесно – а врозь скучно», «Лиса Патрикеевна», «Умей обождать», «Ласточка», «Она», «Дятел»; Л. Толстой «Топор», «Ёж», «Лиса»; Б. Житков «Храбрый утёнок». | Русские народные песенки, пословицы, потешки, поговорки, загадки; Английские песенки (в переводе С. Я. Маршака) «Перчатки», «Разговор», «Маленькая девочка», «Ослик», «Гвоздь и подкова», «Кузнец», «Барашек», «Мышка»; Шотландские (в переводе С. Я. Маршака) «Купите лук», «Крошка Вилли Винки», «Не может быть», «Лошадка пони», «Спляшем». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...
Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...
Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»
Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...
Роль русского фольклора в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ре...
"Роль народного творчества в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста"
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великоду...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка
консультация...
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II
Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребёнка (старший дошкольный возраст). Часть II Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста пре...