«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»
материал

Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»

 

 

 

Выступление Фатеевой Марины Николаевны

Воспитателя МКДОУ«Детский сад №10 «Капелька»

Воспитателя ____нет______категории

на заседании районного методического

объединения для воспитателей 25.08.2023г

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ст.Курская

2023 год

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленником.

Анализ современных требовании к организации общения педагога с родителя воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.

В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

По ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

1) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

2) обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:

1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:

1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;

2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;

3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;

4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;

5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

1) Диагностико-аналитическое направление включает планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; согласование воспитательных задач; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; содержании и методах образовательной работы с детьми;

2) Просветительское направление предполагает выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; условий пребывания ребёнка в группе ДОО; просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

3) Консультационное направление объединяет в себе

  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком,
  • преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
  • особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
  • возникающих проблемных ситуациях;
  • способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей).

В диалоге проходит

  • просвещение родителей (законных представителей),
  • их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка,
  • согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.

Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач.

В нашем дошкольном учреждении разработаны памятки для родителей «6 шагов к успеху ответственного родителя», и «Памятка для родителей о внедрении федеральной образовательной программы дошкольного образования в 2023 году.»

Данные памятки были размещены в социальных сетях.

Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО:

- устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями),

- эффективно осуществлять просветительскую деятельность,

- достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo_fateeva_m.n.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»

«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»

Выступление Фатеевой Марины Николаевны

Воспитателя МКДОУ«Детский сад №10 «Капелька»

Воспитателя ____нет______категории

на заседании районного методического

объединения для воспитателей 25.08.2023г

        

Ст.Курская

2023 год

Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленником.

Анализ современных требовании к организации общения педагога с родителя воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.

В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

По ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

1) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

2) обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:

1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;

2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:

1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;

2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;

3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;

4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;

5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

1) Диагностико-аналитическое направление включает планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; согласование воспитательных задач; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; содержании и методах образовательной работы с детьми;

2) Просветительское направление предполагает выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; условий пребывания ребёнка в группе ДОО; просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

3) Консультационное направление объединяет в себе

  • консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком,
  • преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
  • особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
  • возникающих проблемных ситуациях;
  • способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей).

В диалоге проходит

  • просвещение родителей (законных представителей),
  • их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка,
  • согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.

Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач.

В нашем дошкольном учреждении разработаны памятки для родителей «6 шагов к успеху ответственного родителя», и «Памятка для родителей о внедрении федеральной образовательной программы дошкольного образования в 2023 году.»

Данные памятки были размещены в социальных сетях.

Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО:

- устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями),

- эффективно осуществлять просветительскую деятельность,

- достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС.

В статье описываются условия взаимодействия педагога и родителей....

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...

Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС

В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, д...

МАСТЕР-КЛАСС Повышение педагогикой компетенции педагогов по руководству трудовой деятельностью дошкольников в условиях разновозрастных групп.

Систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие  ( раздел  «Трудовая  деятельность»); - способствовать  росту проф...

Круглый стол "Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями"

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку...