«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»
материал
Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»
«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»
Выступление Фатеевой Марины Николаевны
Воспитателя МКДОУ«Детский сад №10 «Капелька»
Воспитателя ____нет______категории
на заседании районного методического
объединения для воспитателей 25.08.2023г
Ст.Курская
2023 год
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленником.
Анализ современных требовании к организации общения педагога с родителя воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.
В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
По ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
1) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
2) обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1) Диагностико-аналитическое направление включает планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; согласование воспитательных задач; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; содержании и методах образовательной работы с детьми;
2) Просветительское направление предполагает выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; условий пребывания ребёнка в группе ДОО; просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
3) Консультационное направление объединяет в себе
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком,
- преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
- особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
- возникающих проблемных ситуациях;
- способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей).
В диалоге проходит
- просвещение родителей (законных представителей),
- их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка,
- согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач.
В нашем дошкольном учреждении разработаны памятки для родителей «6 шагов к успеху ответственного родителя», и «Памятка для родителей о внедрении федеральной образовательной программы дошкольного образования в 2023 году.»
Данные памятки были размещены в социальных сетях.
Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО:
- устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями),
- эффективно осуществлять просветительскую деятельность,
- достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_mo_fateeva_m.n.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»
«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»
Выступление Фатеевой Марины Николаевны
Воспитателя МКДОУ«Детский сад №10 «Капелька»
Воспитателя ____нет______категории
на заседании районного методического
объединения для воспитателей 25.08.2023г
Ст.Курская
2023 год
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленником.
Анализ современных требовании к организации общения педагога с родителя воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.
В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
По ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
1) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
2) обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1) Диагностико-аналитическое направление включает планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; согласование воспитательных задач; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; содержании и методах образовательной работы с детьми;
2) Просветительское направление предполагает выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; условий пребывания ребёнка в группе ДОО; просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
3) Консультационное направление объединяет в себе
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком,
- преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
- особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
- возникающих проблемных ситуациях;
- способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей).
В диалоге проходит
- просвещение родителей (законных представителей),
- их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка,
- согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач.
В нашем дошкольном учреждении разработаны памятки для родителей «6 шагов к успеху ответственного родителя», и «Памятка для родителей о внедрении федеральной образовательной программы дошкольного образования в 2023 году.»
Данные памятки были размещены в социальных сетях.
Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества позволит педагогам ДОО:
- устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями (законными представителями),
- эффективно осуществлять просветительскую деятельность,
- достигать основные цели взаимодействия ДОО с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС.
В статье описываются условия взаимодействия педагога и родителей....
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...
Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС
В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, д...
МАСТЕР-КЛАСС Повышение педагогикой компетенции педагогов по руководству трудовой деятельностью дошкольников в условиях разновозрастных групп.
Систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие ( раздел «Трудовая деятельность»); - способствовать росту проф...
Круглый стол "Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями"
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку...
Использование нейропсихологической игры "Повтори за мной" в работе педагога-психолога ДОУ для развития социально-коммуникативных компетенций педагогов и родителей.
Нейропсихологические игры, которые можно использовать в работе с педагогами и родителями. ...