Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС
статья на тему
В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами.
В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС
В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами.
В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном.
Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Без активной и заинтересованной помощи родителей невозможно достичь таких высоких результатов образования дошкольника, которые заявлены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Как, и с другой стороны, невозможно приобщение детей к социокультурным нормам и традициям общества без качественной педагогической поддержки со стороны педагогического коллектива дошкольного учреждения. В современных условиях стремление к нахождению единства позиций семьи и образовательных учреждений становится главной базой для отношений в условиях совместной деятельности между педагогами, руководством образовательного учреждения и родителями.
Основными показателями становления и развития отношений сотрудничества и партнерства между дошкольным учреждением и родителями являются:
∙ сплоченность – осознание общих ценностных ориентаций, совпадение мнений по самым важным вопросам, готовность к совместным действиям в важных ситуациях развития и воспитания детей;
∙ ответственность – сознательное, добросовестное отношение к действиям, назначаемым поручениям, понимание и принятие целей и задач, стоящих перед каждым субъектом этих взаимоотношений;
∙ коллективизм – стремление решать все вопросы, руководствуясь общими интереса- ми: обеспечение условий оптимального, сбалансированного и разнообразного раз- вития детей, активизация родительской позиции соучастия в процессе образования;
∙ контактность – взаимное расположение, благоприятные личные взаимоотношения между педагогами и родителями, готовность и заинтересованность в общении;
∙ открытость – позитивное и терпеливое отношение к новым участникам коллектива (детского, родительского, педагогического), готовность к обмену опытом;
∙ организованность – наличие умений налаживать сотрудничество внутри и за пре делами коллектива ДОУ; умений распределять основные и временные обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе;
∙ информированность – доступность для всех субъектов информации о состоянии дел коллектива, открытое совместное обсуждение проблемных вопросов, понимание возможности существования различных точек зрения. В современных условиях необходимо нарабатывать практику использования поддерживающего, инициирующего и продуктивного взаимодействия с родителями.
В качестве ключевых целевых ориентиров, установленных в современных законодательных документах, определены следующие задачи инновационного взаимодей- ствия ДОУ и семьи:
∙ воспитание позитивного отношения и уважения к родительству и детству;
∙ приобщение родителей к педагогическому процессу;
∙ повышение родительской компетентности и уровня общей культуры;
∙ расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
∙ изучение и диссеминация лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей;
∙ становление социально-педагогических традиций в работе ДОУ и семьи.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку.
Основой для достижения поставленных целей в процессе формирования тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями является профессиональная компетентность педагога.
В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Под ключевыми компетенциями педагога подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.
Компетентность – совокупность личностных качеств педагога (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
- информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
- рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
Основные направления организации совместной работы детского сада и родителей можно выделить следующие:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
- Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
- Участие родителей в управлении дошкольным учреждением (родительские комитеты).
Направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями могут быть следующие:
Направления взаимодействия | Виды деятельности | Содержание деятельности |
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
|
Изучение семей воспитанников | - сбор сведений о семьях воспитанников (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус); - диагностика потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ по подготовке воспитанников; - диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в ДОУ; - индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на родительских собраниях; |
Повышение педагогической и психологической грамотности | - информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения; - знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта; - изучение закономерностей развития ребенка; - содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; - встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, медицинские работники); - работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов; - рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС ОО и учебно-методических комплектов. | |
Изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике. | - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей; - изучение Конвенции ООН о правах ребенка; - изучение Закона РФ “Об образовании”; - Устав образовательного учреждения - ФГОС ОО | |
Организация спортивно-оздоровительной работы в семье
| Пропаганда здорового образа жизни | - родительские практикумы по закаливанию; - практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье; - семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи; - совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах; - организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта. |
Профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей | - развитие навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; - изучение интернет-ресурсов, статистических данных по области. | |
Формирование положительного отношения к физической культуре и спорту. | - практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности; - клуб любителей семейных путешествий, семейных занятий спортом | |
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
| Участие в работе советов различного уровня;
| - участие в работе общественных Советов (родительских советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах); - организация деятельности Родительского комитета; - организация деятельности Клуба молодой семьи; - участие родительского комитета в разработке Устава ДОУ; |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. | - обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей; - организация благоустройства и озеленения двора; - ремонт и оформление помещений групп; | |
Организация культурно- досуговой, научно-исследовательской, проектной деятельности воспитанников
| Участие в профориентационной работе | - проведение мастер-классов по профессиональной направленности; - участие в проведении тематических вечеров - организация экскурсий на место работы родителей |
Организация массовых мероприятий, совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся | - подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; - организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях; - совместные выходы воспитанников и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки. | |
Проведение открытых мероприятий для родителей | - проведение открытых показов совместной деятельности педагога и детей, внеплановых мероприятий для родителей | |
Участие в проектной деятельности. | - изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности; - определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов. |
Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи
1. Университет педагогических компетенций - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможно проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.
2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.
3. Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
5. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей.. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
6. Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.
7. Тренинг – активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом ДОУ, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
8. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы.
9. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают воспитанники, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
10. Открытые показы совместной деятельности педагога и детей (цель – ознакомление методикой преподавания, требованиями педагога. Такие показы позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики образовательной деятельности).
11. Родительское собрание
Родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы ДОУ за определенный период времени. На них выступают заведующий, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет.
Однако, одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
В настоящее время разработаны следующие этапы в организации поддержки взаимо действия с родителями воспитанников:
1 этап – знакомства и создания родительского коллектива. Основная идея данного этапа – установление доверительных отношений между родителями и педагогами. Прежде чем чему-либо учить молодых родителей необходимо адаптировать их к условиям детского сада, сформировать положительное отношение к нему и педагогам, снять коммуникативные барьеры и актуализировать их потребность к взаимодействию в вопросах воспитания их детей. На данном этапе становятся актуальными ми такие формы взаимодействия: «реклама» достижений ребенка, как результатов совместных действий педагогов и родителей; совместные трудовые акции для детей; психологические тренинги и коммуникативные игры; постоянное пополнение информационной среды по актуальным запросам родителей и др.
2 этап – просветительства. Ключевое назначение данного этапа в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке. Зачастую чувство удивления и гордости за своего ребенка вызывает в родителе ответную реакцию к более тесному и конструктивному общению. Именно через переосмысление достижений своего ребенка родитель приходит к пониманию значения своего участия в его жизни. На этом этапе целесообразно активизировать проведение совместных с детьми и родителями трудовых и социальных акций, совместных творческих постановок, тематических выставок и детских презентаций для родителей. Идея обозначенных форм – дать родителю возможность увидеть новые, ранее неоткрытые способности детей, показать новый детский опыт, акцентируя внимание на индивидуализации каждого ребенка. Содержание данного этапа представлено в формах: тренинг «Индивидуальные особенности детей», цикл наблюдений «Игры детей», «Как мы общаемся», «Наша физкультура», «Радуга эмоций» и т. д.
3 этап – коммуникации и социализации. Результатом реализации данного этапа – изменение и сближение детско-родительской дистанции общения. Необходимо у родителей возбудить искреннее желание принимать активное участие в жизни своего ребенка. Помочь им увидеть позитивные стороны детско-родительских отношений, как в стенах детского сада, так и за его пределами. Содержание данного этапа обеспечивается реализацией традиционных и инновационных форм: детско-родительские тематические встречи; наблюдения за деятельностью детей в рамках «Академии родительских вопросов»; совместные детско-родительские занятия «Парной гимнастикой», встречи в «Творческих гостиных» и на психологических тренингах.
4 этап – индивидуализированного сотрудничества. В рамках данного этапа осуществляется совместное решение проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме. На этом этапе необходима ориентированность на коллегиальность в совместной работе, поиск коллективного (при взаимодействии), но наиболее индивидуализированного по отношению к каждому ребенку способа решения возникшей проблемы, установление отношений взаимоуважения, взаимоответственности и взаимопомощи. Для реализации идей данного этапа проводится индивидуальное консультирование и психолого-педагогическое сопровождение семей.
5 этап – образовательного сотрудничества. Назначение этого этапа заключается в при- общении родителей к образовательной деятельности, вовлечение их непосредственно в образовательную деятельность ДОУ. Также значимыми на этом этапе становятся диссеминация и пропаганда семейного опыта воспитания и развития дошкольников. На этом этапе сотрудничества востребованы такие формы: «Встреча с интересным человеком», «Гость группы», «Творческие мастерские», «Родительские конференции» и др.
Преимущества новой парадигмы взаимодействия и партнерства педагогов и родителей неоспоримы и многочисленны, поскольку они позволяют:
∙ стимулировать положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на сотрудничество в вопросах развития и воспитания детей, основанный на принципах взаимоуважения, взаимоответственности и взаимодоверия;
∙ индивидуализировать контакты с семьями, обеспечивая возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают наиболее актуальным на данном этапе;
∙ укрепить внутрисемейные и межсемейные связи, позволяющие снизить родитель - скую тревожность и неуверенность в своих воспитательных действиях;
∙ пересмотреть информационную политику в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом;
∙ интенсифицировать и оптимизировать работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ;
∙ реализовать единое образовательное пространство для развития, воспитания и об учения ребенка дошкольного возраста
Источники:
- http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/organizatsiya-raboty-s-roditelyami-v-obrazovatelnom/formy
- http://infourok.ru/effektivnye_formy_raboty_s_roditelyami_v_usloviyah_fgos-320481.htm
- http://conf.childpsy.ru/2014/wp-content/uploads/2014/06/sbornik.pdf
- http://pinimc.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=636:2013-11-28-10-30-34&Itemid=12
- http://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2015/10/5_2015_Iohim-L.S..pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС до.
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетент...
Формирование компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС.
В статье описываются условия взаимодействия педагога и родителей....
Буклет для педагогов ДОО "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
в буклете размещены нетрадиционные формы провдения родительских собраний и алгоритм взаимодействия с родителями...
Семинар – практикум для педагогов «Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО».
семинар...
Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ...
Круглый стол "Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями"
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку...
Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...