Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Барановская Наталья Ярославовна

В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами.                     

В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС

В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами.                                                    

В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном.

Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Без активной и заинтересованной помощи родителей невозможно достичь таких высоких результатов образования дошкольника, которые заявлены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Как, и с другой стороны, невозможно  приобщение детей к социокультурным нормам и традициям общества без качественной педагогической поддержки со стороны педагогического коллектива дошкольного учреждения. В современных условиях стремление к нахождению единства позиций семьи и образовательных учреждений становится главной базой для отношений в условиях совместной деятельности между педагогами, руководством образовательного учреждения и родителями.

Основными показателями становления и развития отношений сотрудничества и партнерства между дошкольным учреждением и родителями являются:

  сплоченность – осознание общих ценностных ориентаций, совпадение мнений по самым важным вопросам, готовность к совместным действиям в важных ситуациях развития и воспитания детей;

  ответственность – сознательное, добросовестное отношение к действиям, назначаемым поручениям, понимание и принятие целей и задач, стоящих перед каждым субъектом этих взаимоотношений;

 коллективизм – стремление решать все вопросы, руководствуясь общими интереса- ми: обеспечение условий оптимального, сбалансированного и разнообразного раз- вития детей, активизация родительской позиции соучастия в процессе образования;

 контактность – взаимное расположение, благоприятные личные взаимоотношения между педагогами и родителями, готовность и заинтересованность в общении;

  открытость – позитивное и терпеливое отношение к новым участникам коллектива (детского, родительского, педагогического), готовность к обмену опытом;

 организованность – наличие умений налаживать сотрудничество внутри и за пре делами коллектива ДОУ; умений распределять основные и временные обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе;

 информированность – доступность для всех субъектов информации о состоянии дел коллектива, открытое совместное обсуждение проблемных вопросов, понимание возможности существования различных точек зрения. В современных условиях необходимо нарабатывать практику использования поддерживающего, инициирующего и продуктивного взаимодействия с родителями.

В качестве ключевых целевых ориентиров, установленных в современных законодательных документах, определены следующие задачи инновационного взаимодей- ствия ДОУ и семьи:

 воспитание позитивного отношения и уважения к родительству и детству;

 приобщение родителей к педагогическому процессу;

 повышение родительской компетентности и уровня общей культуры;

 расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

  изучение и диссеминация лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей;

  становление социально-педагогических традиций в работе ДОУ и семьи.

      Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку.

      Основой для достижения поставленных целей в процессе формирования тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями является профессиональная компетентность педагога.

В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.  Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Под ключевыми компетенциями педагога подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции.

Компетентность – совокупность личностных качеств педагога (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

      Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

       Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

       Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

        К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

  • интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
  • информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях,  коллегах; 
  • рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

     Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным  набором компетенций.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.  Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Основные направления организации совместной работы детского сада и родителей можно выделить следующие:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
  3. Участие родителей в управлении дошкольным учреждением (родительские комитеты).

 

Направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями могут быть следующие:

Направления взаимодействия

Виды деятельности

Содержание деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

 

 

 

 

 

 

  Изучение семей      воспитанников

- сбор сведений о семьях воспитанников (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ по подготовке воспитанников;

- диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в ДОУ;

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на родительских собраниях;

Повышение педагогической и психологической грамотности

- информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;

- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;

- изучение закономерностей развития ребенка;

- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; 

- встречи, консультации специалистов (юрист, психолог, медицинские работники);

- работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов;

- рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС ОО и учебно-методических комплектов.

Изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.

 - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;

 - изучение Конвенции ООН о правах  ребенка;

- изучение Закона РФ “Об образовании”;

- Устав образовательного учреждения

- ФГОС ОО

 

  

Организация спортивно-оздоровительной работы в семье

 

Пропаганда здорового образа жизни

- родительские практикумы по закаливанию;

- практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье;

- семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;

- совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

 - организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта.

Профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей

- развитие навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

 - изучение интернет-ресурсов, статистических данных по области.

Формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

- практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;

- клуб любителей семейных путешествий, семейных занятий спортом

Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:

 

 Участие в работе советов различного уровня;

 

 

 

 - участие в работе общественных Советов  (родительских       советов, попечительских советов, управляющих советов и в других формах);

- организация деятельности Родительского комитета;

 - организация деятельности Клуба молодой семьи;

- участие родительского комитета в разработке Устава ДОУ;

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;

 - организация благоустройства и озеленения  двора;

- ремонт и оформление помещений групп;

 

  

Организация культурно-

досуговой, научно-исследовательской, проектной деятельности воспитанников

 

 

Участие в профориентационной работе

- проведение мастер-классов по профессиональной направленности;

- участие в проведении тематических вечеров

- организация экскурсий на место работы родителей

Организация массовых мероприятий, совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся

- подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;

 - организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;

 - совместные выходы воспитанников и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки.

Проведение открытых мероприятий для родителей

 - проведение открытых показов совместной деятельности педагога и детей, внеплановых мероприятий для родителей

Участие в проектной деятельности.

- изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;

- определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.

Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи

1. Университет педагогических компетенций  - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможно проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме вебинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения.

2. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.

3. Родительские конференции имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

4. Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

5.  Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей.. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

6.  Родительские чтения – форма работы с родителями, которая дает возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам обучения и воспитания детей, изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения литературы. Родители (законные представители) читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.

7. Тренинг – активная форма работы с родителями (законными представителями), которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом ДОУ, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

8. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные  в данный момент проблемы.

9. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают воспитанники, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

10. Открытые показы совместной деятельности педагога и детей (цель – ознакомление методикой преподавания, требованиями педагога. Такие показы позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики образовательной деятельности).

11. Родительское собрание

Родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы ДОУ за определенный период времени. На них выступают заведующий, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет.

Однако, одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

В настоящее время разработаны следующие этапы в организации поддержки взаимо действия с родителями воспитанников:

1 этап – знакомства и создания родительского коллектива.                                             Основная идея данного этапа – установление доверительных отношений между родителями и педагогами. Прежде чем чему-либо учить молодых родителей необходимо адаптировать их к условиям детского сада, сформировать положительное отношение к нему и педагогам, снять коммуникативные барьеры и актуализировать их потребность к взаимодействию в вопросах воспитания их детей. На данном этапе становятся актуальными ми такие формы взаимодействия: «реклама» достижений ребенка, как результатов совместных действий педагогов и родителей; совместные трудовые акции для детей; психологические тренинги и коммуникативные игры; постоянное пополнение информационной среды по актуальным запросам родителей и др.

2 этап – просветительства.                                                                                                  Ключевое назначение данного этапа в открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке. Зачастую чувство удивления и гордости за своего ребенка вызывает в родителе ответную реакцию к более тесному и конструктивному общению. Именно через переосмысление достижений своего ребенка родитель приходит к пониманию значения своего участия в его жизни. На этом этапе целесообразно активизировать проведение совместных с детьми и родителями трудовых и социальных акций, совместных творческих постановок, тематических выставок и детских презентаций для родителей. Идея обозначенных форм – дать родителю возможность увидеть новые, ранее неоткрытые способности детей, показать новый детский опыт, акцентируя внимание на индивидуализации каждого ребенка.                                                                                                                              Содержание данного этапа представлено в формах: тренинг «Индивидуальные особенности детей», цикл наблюдений «Игры детей», «Как мы общаемся», «Наша физкультура», «Радуга эмоций» и т. д.

3 этап – коммуникации и социализации.                                                                          Результатом реализации данного этапа – изменение и сближение детско-родительской дистанции общения. Необходимо у родителей возбудить искреннее желание принимать активное участие в жизни своего ребенка. Помочь им увидеть позитивные стороны детско-родительских отношений, как в стенах детского сада, так и за его пределами. Содержание данного этапа обеспечивается реализацией традиционных и инновационных форм: детско-родительские тематические встречи; наблюдения за деятельностью детей в рамках «Академии родительских вопросов»; совместные детско-родительские занятия «Парной гимнастикой», встречи в «Творческих гостиных» и на психологических тренингах.

4 этап – индивидуализированного сотрудничества.                                                                       В рамках данного этапа осуществляется совместное решение проблем развития и воспитания ребенка в семье и социуме. На этом этапе необходима ориентированность на коллегиальность в совместной работе, поиск коллективного (при взаимодействии), но наиболее индивидуализированного по отношению к каждому ребенку способа решения возникшей проблемы, установление отношений взаимоуважения, взаимоответственности и взаимопомощи. Для реализации идей данного этапа проводится индивидуальное консультирование и психолого-педагогическое сопровождение семей.

5 этап – образовательного сотрудничества.                                                                       Назначение этого этапа заключается в при- общении родителей к образовательной деятельности, вовлечение их непосредственно в образовательную деятельность ДОУ. Также значимыми на этом этапе становятся диссеминация и пропаганда семейного опыта воспитания и развития дошкольников. На этом этапе сотрудничества востребованы такие формы: «Встреча с интересным человеком», «Гость группы», «Творческие мастерские», «Родительские конференции» и др.

Преимущества новой парадигмы взаимодействия и партнерства педагогов и родителей неоспоримы и многочисленны, поскольку они позволяют:

 стимулировать положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на сотрудничество в вопросах развития и воспитания детей, основанный на принципах взаимоуважения, взаимоответственности и взаимодоверия;

 индивидуализировать контакты с семьями, обеспечивая возможность родителям выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают наиболее актуальным на данном этапе;

 укрепить внутрисемейные и межсемейные связи, позволяющие снизить родитель - скую тревожность и неуверенность в своих воспитательных действиях;

 пересмотреть информационную политику в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом;

 интенсифицировать и оптимизировать работу с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ;

 реализовать единое образовательное пространство для развития, воспитания и об учения ребенка дошкольного возраста

Источники:

  1. http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/organizatsiya-raboty-s-roditelyami-v-obrazovatelnom/formy
  2. http://infourok.ru/effektivnye_formy_raboty_s_roditelyami_v_usloviyah_fgos-320481.htm
  3. http://conf.childpsy.ru/2014/wp-content/uploads/2014/06/sbornik.pdf
  4. http://pinimc.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=636:2013-11-28-10-30-34&Itemid=12
  5. http://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2015/10/5_2015_Iohim-L.S..pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС до.

 Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетент...

Формирование компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС.

В статье описываются условия взаимодействия педагога и родителей....

Буклет для педагогов ДОО "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

в буклете размещены нетрадиционные формы провдения родительских собраний и алгоритм взаимодействия с родителями...

Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образ...

Круглый стол "Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями"

Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку...

Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"

Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...