Круглый стол "Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями"
методическая разработка
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку. Основой для достижения поставленных целей в процессе формирования тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями является профессиональная компетентность педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_novyh_kompetentsiy.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол для педагогов
Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС
Ход мероприятия
1.Приветствие
2.Доклад. В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами.
В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном.
Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Без активной и заинтересованной помощи родителей невозможно достичь таких высоких результатов образования дошкольника, которые заявлены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Как, и с другой стороны, невозможно приобщение детей к социокультурным нормам и традициям общества без качественной педагогической поддержки со стороны педагогического коллектива дошкольного учреждения. В современных условиях стремление к нахождению единства позиций семьи и образовательных учреждений становится главной базой для отношений в условиях совместной деятельности между педагогами, руководством образовательного учреждения и родителями.
Основными показателями становления и развития отношений сотрудничества и партнерства между дошкольным учреждением и родителями являются:
∙ сплоченность – осознание общих ценностных ориентаций, совпадение мнений по самым важным вопросам, готовность к совместным действиям в важных ситуациях развития и воспитания детей;
∙ ответственность – сознательное, добросовестное отношение к действиям, назначаемым поручениям, понимание и принятие целей и задач, стоящих перед каждым субъектом этих взаимоотношений;
∙ коллективизм – стремление решать все вопросы, руководствуясь общими интересами: обеспечение условий оптимального, сбалансированного и разнообразного развития детей, активизация родительской позиции соучастия в процессе образования;
∙ контактность – взаимное расположение, благоприятные личные взаимоотношения между педагогами и родителями, готовность и заинтересованность в общении;
∙ открытость – позитивное и терпеливое отношение к новым участникам коллектива (детского, родительского, педагогического), готовность к обмену опытом;
∙ организованность – наличие умений налаживать сотрудничество внутри и за пределами коллектива ДОУ; умений распределять основные и временные обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе;
∙ информированность – доступность для всех субъектов информации о состоянии дел коллектива, открытое совместное обсуждение проблемных вопросов, понимание возможности существования различных точек зрения. В современных условиях необходимо нарабатывать практику использования поддерживающего, инициирующего и продуктивного взаимодействия с родителями.
В качестве ключевых целевых ориентиров, установленных в современных законодательных документах, определены следующие задачи инновационного взаимодействия ДОУ и семьи:
∙ воспитание позитивного отношения и уважения к родительству и детству;
∙ приобщение родителей к педагогическому процессу;
∙ повышение родительской компетентности и уровня общей культуры;
∙ расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
∙ изучение и диссеминация лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей;
∙ становление социально-педагогических традиций в работе ДОУ и семьи.
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу и к ребенку.
Основой для достижения поставленных целей в процессе формирования тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями является профессиональная компетентность педагога.
В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
3.Мозговой штурм
А теперь давайте обсудим, что же подразумевается под ключевыми компетенциями педагога.
Компетентность – совокупность личностных качеств педагога (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Что является основной составляющей
интеллектуально-педагогической компетентности? (умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности);
коммуникативной компетентности? (значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию)
информационной компетентности? ( объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах);
рефлексивной компетентности? (умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость).
Проводится обсуждение данных компетенций
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
4. Практическое задание
Основные направления организации совместной работы детского сада и родителей можно выделить следующие:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
- Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
- Участие родителей в управлении дошкольным учреждением (родительские комитеты).
Вашему вниманию представлены карточки с направлениями и видами деятельности, вам необходимо заполнить 3 столбец. Определить основное содержание работы с родителями в соответствии с направлениями.
Направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями
Направления взаимодействия | Виды деятельности | Содержание деятельности |
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
| Изучение семей воспитанников | |
Повышение педагогической и психологической грамотности | . | |
Изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике. |
| |
Организация спортивно-оздоровительной работы в семье
| Пропаганда здорового образа жизни | - |
Профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей | ||
Формирование положительного отношения к физической культуре и спорту. | - | |
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
| Участие в работе советов различного уровня;
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. | - | |
Организация культурно- досуговой, научно-исследовательской, проектной деятельности воспитанников
| Участие в профориентационной работе | - |
Организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся | - | |
Проведение открытых мероприятий для родителей | - | |
Участие в проектной деятельности. | - |
5.Разработка методических рекомендаций по организации работы с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС.
В статье описываются условия взаимодействия педагога и родителей....
Презентация к мастер-классу «Повышение профессиональных компетенций педагога через работу творческих групп».
Тема мастер-класса: «Один в поле не воин» или «Повышение профессиональных компетенций педагога через работу творческих групп»....
Формирование новых компетенций педагога в работе с родителями в условиях реализации ФГОС
В условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становиться более свободным, гибким, д...
Круглый стол: "Профессиональная компетенция педагогов в условиях ФГОС ДО"
Круглый стол на курсах...
«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»
Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»...
Ключевые компетенции педагога в работе с семьями воспитанников
В данной статье говорится в чем состоит профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. По каким признакам можно выделить компетентность педагога. Какие мероприятия помогут повысить ...
Консультация для педагогов: «Новые компетенции педагога дошкольного образования в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осущест...