Коммуникативные компетенции педагога, как важный фактор развития дошкольников.
статья по психологии (старшая группа)

Масимова Светлана Новрузовна

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному благоприятному (психологически комфортному) общению, для участвующих сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anons.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Базовые коммуникативные компетенции (Константин Рочев)

Коммуникации кругом,
Коммуникации повсюду.
Всё, что ни есть сейчас – потом –
Всё через них, как все, добуду.

Уметь полезно отвечать
И спрашивать, при этом, тоже.
Не плохо что-то понимать
И объяснять, порой, быть может.

Критиковать и поощрять,
Просить, отказывать… Всё можно.
Еще есть скилл конфликтовать,
Взаимодействовать. Как сложно…

Коммуникативная компетенция — это навыки успешного общения и взаимодействия между людьми.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному благоприятному (психологически комфортному) общению, для участвующих сторон.

Наша профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками.

Поэтому нам необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Я провела анализ психолого-педагогической литературы, научных работ и статей, которые позволяют констатировать нерадостную картину.

Одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями, детьми и коллегами в целом.

Общение мы относим к основным, базовым потребностям человека и успешность работы педагога, большей степени зависит от умения общаться. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха и визитной карточкой образовательного учреждения.

Как вы считаете, какова направленность вашей коммуникации? Вашего общения?

Для некоторых педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью.

Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации (тон свысока), недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Вывод: Искусству разговора следует учиться.

Автор статьи считает, что данному вопросу следует специально уделять внимание, использовать различные формы и методы работы, которые способны влиять на развитие и повышение  необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

•        психолого-педагогической подготовленностью;

•        коммуникативной культурой педагога;

•        личностной психологической готовностью.

Обладает ли современный педагог всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет. Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

С этой целью предлагаю тест А. Ассингера, который позволяет определить, достаточно ли вы корректный человек в отношении с окружающими и легко ли общаться с вами? Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

Автор статьи отмечает насколько воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителяи рекомендует эффективную технику «Я-сообщения», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами.

Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в

отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности

ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за

друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.

https://www.ocri.ru/upload/userfile/metodiki/7/140.pdf  тест А Ассингера

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnoy-kompetentnosti-sovremennyh-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy

статья

https://dzen.ru/a/YtFA8pluUA8HfCsd технология Т Гордона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...

«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»

Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»...