Коммуникативные компетенции педагога, как важный фактор развития дошкольников.
статья по психологии (старшая группа)
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному благоприятному (психологически комфортному) общению, для участвующих сторон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anons.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Базовые коммуникативные компетенции (Константин Рочев)
Коммуникации кругом,
Коммуникации повсюду.
Всё, что ни есть сейчас – потом –
Всё через них, как все, добуду.
Уметь полезно отвечать
И спрашивать, при этом, тоже.
Не плохо что-то понимать
И объяснять, порой, быть может.
Критиковать и поощрять,
Просить, отказывать… Всё можно.
Еще есть скилл конфликтовать,
Взаимодействовать. Как сложно…
Коммуникативная компетенция — это навыки успешного общения и взаимодействия между людьми.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному благоприятному (психологически комфортному) общению, для участвующих сторон.
Наша профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками.
Поэтому нам необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Я провела анализ психолого-педагогической литературы, научных работ и статей, которые позволяют констатировать нерадостную картину.
Одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями, детьми и коллегами в целом.
Общение мы относим к основным, базовым потребностям человека и успешность работы педагога, большей степени зависит от умения общаться. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха и визитной карточкой образовательного учреждения.
Как вы считаете, какова направленность вашей коммуникации? Вашего общения?
Для некоторых педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью.
Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации (тон свысока), недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Вывод: Искусству разговора следует учиться.
Автор статьи считает, что данному вопросу следует специально уделять внимание, использовать различные формы и методы работы, которые способны влиять на развитие и повышение необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
• психолого-педагогической подготовленностью;
• коммуникативной культурой педагога;
• личностной психологической готовностью.
Обладает ли современный педагог всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению, нет. Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.
С этой целью предлагаю тест А. Ассингера, который позволяет определить, достаточно ли вы корректный человек в отношении с окружающими и легко ли общаться с вами? Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Автор статьи отмечает насколько воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителяи рекомендует эффективную технику «Я-сообщения», разработанная Томасом Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.
Безусловно, никакой тренинг не сможет смоделировать все возможные ситуации, но он поможет избежать грубых ошибок, допускаемых педагогами.
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в
отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности
ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за
друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
https://www.ocri.ru/upload/userfile/metodiki/7/140.pdf тест А Ассингера
статья
https://dzen.ru/a/YtFA8pluUA8HfCsd технология Т Гордона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают...
«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)
Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...
« РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК – ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»
Рекомендации родителям, Пальчиковые гимнстики....
Развитие коммуникативной компетенции педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями
В материале представлен опыт работы с родителями в детском саду....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Использование нейропсихологической игры "Повтори за мной" в работе педагога-психолога ДОУ для развития социально-коммуникативных компетенций педагогов и родителей.
Нейропсихологические игры, которые можно использовать в работе с педагогами и родителями. ...
«Коммуникативная компетенция педагога в работе с родителями дошкольников в условиях ФОП ДО»
Отдел образования администрации Курского муниципального района Ставропольского края Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»...