МАСТЕР-КЛАСС Повышение педагогикой компетенции педагогов по руководству трудовой деятельностью дошкольников в условиях разновозрастных групп.
методическая разработка
Систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие ( раздел «Трудовая деятельность»);
- способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приёмов для организации трудовой деятельности детей ;
- развивать творчество педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_trudu1.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 7 "Созвездие"
города Чебоксары Чувашской Республики
МАСТЕР-КЛАСС
Повышение педагогикой компетенции педагогов
по руководству трудовой деятельностью дошкольников
в условиях разновозрастных групп.
Подготовила:
воспитатель
Бочкова Наталия Владимировна
г. Чебоксары 2017
Цель: - систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие ( раздел «Трудовая деятельность»);
- способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приёмов для организации трудовой деятельности детей ;
- развивать творчество педагогов.
Подготовка к мастер-классу: 10 столов, песочные часы, экран, ноутбук, мяч, клей, ножницы, нитки, бумага, фишки, геометрические фигуры, листы (А 4) , ручки, карандаши, фломастеры, указка, музыкальное оформление.
Мастер- класс проводиться в музыкальном зале МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» (2 корпус).
В одной части расставлены столы буквой «П» для педагогов, по 4 человека за каждым столом.
В одной части зала стол для жюри.
В центре стол для ведущего.
Ход игры:
Вводная часть:
Цели:
* снятие эмоционального напряжения;
*создания доверительной атмосферы;
* формирование чувства сплочённости группы.
И так мы начинаем нашу работу и для того чтобы снять у вас, уважаемые педагоги и гости эмоциональное напряжения, мы с вами поздороваемся.
1.Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте». ( 3 мин).
Уважаемые педагоги!
Я предлагаю вам всем встать и под музыку походить по нашему залу,
Как только музыка прекращает играть каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую я укажу. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись , необходимо сказать : «Привет!», «Здравствуйте» или «Добрый день».
Задание:
- поздороваться ладонями;
- поздороваться плечами;
- поздороваться спинами;
- поздороваться локтями;
- поздороваться носами;
-поздороваться коленями;
- поздороваться ушами.
2. Распределение команд. (3 мин)
Вот мы с вами и поздоровались.
Уважаемые коллеги я предлагаю взять у меня со стола по одной геометрической фигуре и занять места за столом , на котором стоит такая же геометрическая фигура:
Геометрические фигуры:
- круг;
- треугольник;
- квадрат;
- прямоугольник.
И так, у нас образовалось четыре команды ,
Жюри в составе: заведующей МБДОУ , заместителя заведующей по ВМР буд
3. Игра на внимание « Хлопни, Топни». ( 3 мин)
Уважаемые коллеги!
Перед началом работы для активизации вашего восприятия, концентрации внимания, развития памяти мы проведём игру на внимание
«Хлопни. Топни».
Я буду показывать вам цветные карточки, а вы выполнять движения в соответствии с цветом ( слайды)
- Синий - хлопать в ладоши;
- Зеленый - топать ногами;
- Красный - кричать;
- Желтый - закрывать глаза.
И так начинаем - ( упражнении повторяется 3 раза).
Основная часть:
Мы настроились на работу и первое задание командам :
ЗАДАНИЕ 1 . Педагогическая разминка
Все вопросы будут связаны с нашей сегодняшней темой. Время на раздумья - 3 минуты.
За это время Вы должны ответить на тесты лежащие перед каждым из вас., а по истечению 3 минут поменять между собой тестами для взаимопроверки, на это вам отводиться 1 минута.. после чего мы все вместе обсудим правильность ваши ответов
За правильный ответ каждая команда получает фишку (очко).
1.Вопрос:
Перечислите задачи трудового воспитания.
Ответ:
*Формирование навыков трудовой деятельности, её организации, планирования,
*формирование уважительного отношения к труду взрослых;
*формирование трудолюбия, нравственно- волевых качеств;
*формирование умения трудиться в коллективе сверстников, доброжелательных отношений между детьми.
_______________________________________________________________
2 Вопрос:
«Назовите основные виды труда с детьми разновозрастной группы»».
Ответ:
«Основные виды труда в детском саду :
- самообслуживание;
-хозяйственно-бытовой труд,
- труд в природе,
-ручной труд.
_____________________________________________________________
3.Вопрос
Определите основные формы организации труда детей разновозрастной группы.
Ответ:
«Формы организации труда с детьми разновозрастной группы:
— поручения( индивидуальные и коллективные);
- дежурства;
- коллективный труд всей группы.
__________________________________________________________________
4. Вопрос
Выделите условия успешной организации труда детей.
Ответ.
а) систематичность участия каждого ребёнка в труде;
б) достаточный объём труда, соответствующий возможностям дошкольника;
в) соблюдение требований гигиены , безопасности;
г) учёт уровня навыков , состояния здоровья, индивидуальных особенностей;
д)создание обстановки заинтересованности;
е) методически правильное руководство трудом детей.
________________________________________________________________
5.Вопрос :
Что формирует воспитатель у детей включая их в трудовую деятельность».
Ответ:
Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует:
- трудовые навыки;
- воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы;
- формирует положительные взаимоотношения между детьми.
_______________________________________________________________
6 .Вопрос
1.Выберите правильный ответ.
(слайды)
1. Различают следующие виды труда:
1) самообслуживание;
2) дежурство;
3) труд в природе;
4) хозяйственно- бытовой труд;
5) ручной труд;
Ответ:
1) самообслуживание
3) труд в природе;
4) хозяйственно- бытовой труд;
5) ручной труд;
__________________________________________________________________
7. Вопрос
Установите правильную последовательность:
( слайд)
а) дежурство;
б) поручение;
в) коллективный труд.
Ответ:
б) поручение;
а) дежурство;
в) коллективный труд. ________________________________________________________________
8.Вопрос
Перечислите средства трудового воспитания.
Ответ:
а )обучение трудовым навыкам;
б) ознакомление с трудом взрослых;
в) организация трудовой деятельности.
__________________________________________________________________
9. Вопрос
При организации трудовой деятельности необходимо, чтобы дети дошкольного возраста предварительно овладели:
1) умениями;
2) знаниями;
3) навыками.
Ответ
2) знаниями.
_______________________________________________________________
10. Вопрос
Перечислите формы ознакомления детей с трудом взрослых .
Ответ:
а) наблюдение;
б )экскурсии;
в) использование картин, фотоматериалов, иллюстраций;
г )беседы, рассказы воспитателя;
д) чтение художественной литературы-
е )организация совместной деятельности детей и взрослых
______________________________________________________________
11. Вопрос
Перечислите последовательность передачи детям знаний о труде взрослых:
( слайды)
а) об отношении к труду;
б) о личных качествах труженика;
в) знания о процессе труда, трудовых действиях
г) знания о качестве трудовых действий;
д) об общественной значимости труда.
Ответ:
в) знания о процессе труда, трудовых действиях
г) знания о качестве трудовых действий;
а) об отношении к труду;
б) о личных качествах труженика;
д) об общественной значимости труда.
_________________________________________________________________
12 Вопрос:
« Что формирует воспитатель у детей в процессе ознакомление с трудом взрослых» .
Ответ:
«В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей :
-положительное отношение к их труду;
- бережное отношение к его результатам;
- стремление оказывать взрослым посильную помощь.
____________________________________________________________________________
13 Вопрос
Какие задачи нравственного воспитания решаются в хозяйственно- бытовом труде с детьми?
Ответ:
- привычка к трудовому усилию;
- положительное отношение к труду;
- ответственность перед коллективом за качество своей работы;
- удовлетворенность от результатом труда.
__________________________________________________________________
14 Вопрос:
«Какая форма организации труда является ведущей с детьми младшего дошкольного возраста и почему?»
Ответ:
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда.
Работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.
В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата).
Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
__________________________________________________________________
15.Вопрос
В младшей группе используются поручения:
1) только коллективные и длительные;
2) индивидуальные и кратковременные;
3) длительные с отсроченным результатом;
4) индивидуальные , длительные.
Ответ
2) индивидуальные, кратковременные.
16. Вопрос.
Детям младшего дошкольного возраста доступны трудовые действия:
а) чистить клетку;
б) вытирать стулья;
в) подклеивать книги;
г) мыть игрушки;
д) подметать пол;
е) пересаживать растения.
Ответ
Вытирать стулья.
_______________________________________________________________
17. Вопрос:
«С кокой группы вводится дежурства — систематический труд»?
Ответ.
В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический труд
Требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.
_________________________________________________________
18.Вопрос :
«Назовите наиболее сложную форму организации труда с детьми».
Ответ:
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд
._____________________________________________________________
19. Вопрос :
«С какого возраста используется коллективный труд и почему ?».
Ответ:
«Коллективный труд используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.
В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
__________________________________________________________________
20. Вопрос
Определите этапы организации коллективного труда детей
Ответ:
*подготовительный этап:
- разъяснение общего задания, его значимость
- распределение между участниками объёма работы.
- внесение мотивов
.
*руководство процессом труда:
- регуляция продуктивных действий детей;
- формирование ответственного отношения к заданию;
*накопление опыта участия в общем труде.
*обсуждение результатов труда и постановка задач на будущее.
21. Вопрос:
1) Назовите методы трудового воспитания для формирования нравственных представлений, суждений, оценок
2) Назовите методы трудового воспитания для создания у детей практического опыта трудовой деятельности.
ЗАДАНИЕ 2: «От теории к практике»
А сейчас уважаемые педагоги, мы с вами перейдём от теории к практике.
Метод Колумба.
Метод изменения оценки ценностей. При этом методе открывается что-то новое , неожиданное вместо ожидаемого. Точно также , как и Колумб поехал открывать Индию, а открыл Америку. Этот метод развивает умение выносить суждения о последствиях какого-либо изменения в окружающей действительности, умение оценивать неожиданную ситуацию
Задание
Прошу Вас рассмотреть следующую ситуацию:
« Из детского сада вдруг исчезло все оборудование по трудовому воспитанию. Остался только бросовый материал ( коробки из под сока , пластиковые бутылки, куски поролона, ткань и т.п.) Что следует предпринимать в таком случае?»
Метод Робинзона Крузо.
Этот метод позволяет выделить ресурсы какого-либо одного предмета, поэтому его называют ресурсным методом.
Задание.
Вы пришли работать в группу , а там нечего нет. Только вы, дети и 20 карандашей. Вам нужно провести занятие по ручному труду. Как можно использовать этот материал для проведения занятия при решении образовательных задач?
Метод моделирования.
Данный метод используется для решения какого-либо вопроса, установления логической цепочки во время обсуждения насущной проблемы; защиты своей педагогической идеи, замысла.
Для поддержания интереса к трудовой деятельности педагогам необходимо искать эффективный способ педагогического воздействия , который позволит ребёнку быть субъектом своей деятельности.
Эффективными формами работы являются : проблемное обучение , игровые и образовательные ситуации, использование моделей и схем в ходе трудового процесса.
Задание:
Составить модели:
- уход за комнатными растениями
- организация дежурства;
- мытьё игрушек;
- одевание на прогулку.
Метод решения педагогических ситуаций (педагогические ситуации выбираются командами в игре по типу «Поле чудес»)
Команды поочередно разыгрывают педагогическою ситуацию , другие команды должны найти выход из предложенной ситуации, включившись в сценку.
Время на подготовку ответа-2 минуты.
Жюри оценивает
- правильность педагогического решения; -
- неординарность вопроса и ответа ( соответственно баллы идут разным командам);
- артистичность участников( баллы идут разным командам)
В каждой педагогической ситуации баллы может набирать каждая команда.
Цель: поиск верных способов решений проблемных ситуаций.
1-ая ситуация
На улице прокладывают трубы. Дети с интересом наблюдают . Какие ассоциации с увиденным может вызвать у них воспитатель? Какие образовательные задачи могут при этом решаться?».
_________________________________________________________________
2 ситуация.
Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло три человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести, Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
__________________________________________________________________
3 ситуация .
Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа в детский сад. « Вечером попросите родителей перенести песок», - предложила заведующая педагогам.
Как вы будете просить о помощи родителей? А если они откажутся, какими будут ваши действия?
4 ситуация
Ко дню земли воспитатель запланировала провести коллективный труд на участке с детьми старшего возраста. Для этого она заготовила эмблемы подгрупп с изображением того вида деятельности , который они будут выполнять. Выйдя на улицу, дети , увидев заранее заготовленный инвентарь
( детские грабли, лопатки, тяпки), начали его выхватывать друг у друга, ссориться. Педагог, вспомнив о плане своей работы и эмблемах для организации труда, начала кричать на детей , чтобы они положили всё на место.
Дети замолчали и с недоумением вернули инвентарь на место. Педагог сама раздала всем детям эмблемы и инвентарь и рассказала им о способах действия. Запланированный экологический праздник был испорчен.
Вопросы:
- Как , по-вашему , правильно ли повел себя воспитатель в данной ситуации?
- Как воспитатель мог избежать негативный порыв детей в данной ситуации?
- Какие моменты надо было учесть при организации данной деятельности детей?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Какие обучающиеся задачи преследовал воспитатель при организации данного процесса?
Задание 3. « Работа с родителями»,
Велика роль педагога в трудовом воспитании детей дошкольного возраста. Но результат будет более эффективным, если мы будем помнить, что только в тесном содружестве с родителями наших воспитанников можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
Важным условием в трудовом воспитании является знание педагогом особенностей семейного воспитания.
Воспитатели должны хорошо знать: как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь, Однако практика показывает, что родители сталкивается с большими трудностями при организации трудовой деятельности детей дома .
Уважаемые коллеги
Из своего опыта работы приведите примеры того, с какими типичными трудностями сталкиваются родители и какие ими наиболее часто допускаются ошибки в трудовом воспитании детей.
Ответы педагогов
- Родители недооценивают важность трудового воспитания
- Незнание возрастных особенностей дошкольников, их возможностей;
- Незнание того, каким по содержанию должен быть труд ребенка того или иного возраста,
- Незнание правильных методов воздействия взрослых на ребенка;
-Отсутствие обязательности, систематичности в выполнении детьми поручений и обязанностей;
- Недооценка важности формирования эмоционального отношения к труду, общественно-направленных мотивов трудовой деятельности и т.д.
Вопросы родителей к воспитателям:
1. Моему ребенку 4 года и я понимаю что он должен посильно трудиться, но не представляю, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки .
Ответ:
_______________________________________________________________
2. Как сделать выполнение трудовых обязанностей ребенка дошкольного возраста систематическим.
Ответ:_____________________________________________________________
3. Как с возрастом должны изменяться трудовые обязанности ребёнка.
Ответ:
_________________________________________________________________
4.Как правильно руководить и контролировать трудовую деятельность ребёнка.
Ответ:
Вывод:
- Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи по образовательной области «Труд» ставятся "Программой воспитания в детском саду",
- Знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста
Задание:
Уважаемые коллеги прошу вас привести примеры формы пропаганды трудового воспитания с родителями воспитанников.
Ответ:
- Много дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду. Так, в дни открытых дверей родители могут наблюдать режимные процессы, самообслуживания в младшей группе, в средней и старшей группах - коллективный труд детей в природе, уборку групповой комнаты, ремонт книг и др.
- Трудовому воспитанию старшего дошкольника в семье можно посвятить собрание родителей. Перед собранием показать им коллективный труд детей по уборке групповой комнаты. К собранию хорошо оформить стенд, где поместить статьи о важности трудового воспитания. Тексты желательно иллюстрировать фотографиями, отображающими труд детей в семье и в детском саду.
- На собрании можно заслушать одно - два сообщения родителей о положительном опыте трудового воспитания в семье. Педагог помогает родителям подготовить сообщение, проанализировать и обобщить их опыт воспитания ребенка в труде.
- Провести экскурсию по детскому саду во время которой родители наблюдают, как дети трудятся по уборке групповой комнаты, узнают о методах руководства воспитателя работой ребят, видят, как их дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения, старательность, самостоятельность, могут сравнить успехи своего ребенка с успехами других детей.
- Воспитатель знакомя родителей с задачами трудового воспитания дошкольников с учётом возраста детей, характеризует трудовые навыки ребят своей группы, особо отмечая тех, кто отличается трудолюбием, большей самостоятельностью, стремлением помогать другим.
- Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей это привлечение их к той конкретной помощи, которую могут оказывать родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Обычно эту работу родители выполняют в отсутствии детей и не используют ее в воспитательных целях.
- Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.
- А я в своей группе провела беседу для пап “Мой папа трудится лучше всех”, где обратилась к папам с просьбой благоустроить игровой участок. В присутствии своих детей папы делали скамейки, вкапывали бревнышки, покрышки от автомобилей.
- Когда в детском саду был день открытых дверей, я показывала родителям открытое занятие: “Не боимся мы трудиться”. Дети с желанием в утренний период времени сервировали столы, ухаживали за комнатными растениями, кормили рыбок.
А я во вторую половину дня с подгруппой детей я провела занятие “Бабушкин огород”. Дети с желанием посадили лук, горох.
- Я постоянно советую родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагаю в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.
- Мамам я совету, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминаю, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу некачественно, то переделайте, но так, чтобы он не видел.
Вывод
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
А.С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Следующее задание командам :
Командам разработать практический материал ( советы, памятки, анкеты для работы с родителями и познакомить с ними всех присутствующих). Это могут быть советы, анкеты, памятки, планы, конспекты родительских собраний и т.п.
Жюри оценивает :
краткость, лаконичность., .
На выполнение 3 минуты
Задание 3
Выделите усложнения как по видам и содержанию, так и по формам организации трудовой деятельности в разных возрастных группах( каждой команде свой возраст)
Ответ:
______________________________________________________________
Задание 4.
Спланируйте поручения для детей разновозрастной группы на один день в разные отрезки режима дня ( каждой команде свой возраст)
Ответ:
________________________________________________________________
Задание 5
Составьте перечень материалов и оборудования для организации трудовой деятельности детей. ( самообслуживание , труд в природе, ручной труд, хозяйственно- бытовой труд).
Ответ
Задание 6. «Умелые руки не знают скуки».
*Конкурс- «Игрушка – самоделка» для дошкольника.
Участвуют все педагоги
Задание: на глазах у зрителей из предложенных материалов
( бумага, нитки, клей, ножницы) изготовить за 5 минут игрушку- самоделку.
Оцениваются
- качество изготовления;
- оригинальность модели;
- многофункциональность( в каких играх её можно использовать);
- представление игрушки.
Задание 8. «Делимся мнениями».
Оборудование: красная, желтая и зелёная фишки, прозрачные стаканы или тарелки.
Я предлагаю вам ответить на вопрос: «Использование опорных схем – моделей в работе с детьми по трудовому воспитанию : мода или необходимость».
Каждый участник выражает своё мнение с помощью цветных фишек: Красная фишка- «Это веяние моды, скоро пройдёт. Мне данная проблема не интересна»;
Желтая фишка– « Это необходимость для развития современного общества . Мне работа в данном направлении интересна»;
Зелёная фишка– «Затрудняюсь с ответом , на если скажут , что нужно , то буду работать».
В заранее заготовленные тарелки или стаканы педагоги поочерёдно раскладывают фишки. Получается рейтинг.
Вывод:
__________________________________________________________________
Задание 8 « Упражнение « Мыслительная карта»
Каждая команда получает чистый лист бумаги( А ; ) , письменные принадлежности( ручку, карандаши, фломастеры.)
Задание: разработать свой вариант мыслительной карты по ознакомлению детей с трудом взрослых для разновозрастной группы .
- напишите программные задачи для своего возраста по данной теме;
- обозначьте цифрами , что и в каком порядке вы можете рассказать детям по данной теме;
- укажите какие формы работы для этого можно использовать ;
- Выберите итоговое мероприятия с детьми по этой теме. .
- Кратко рассказать о своем проекте.
Я Вас прошу, уважаемые коллеги придумать и кратко представить систему работы с детьми своей возрастной группы по ознакомлению детей с трудом взрослых. Надо рассмотреть разные виды занятий и виды деятельности вне занятий в определённой последовательности, определив их образовательные задачи
Затем мы проведём обсуждение
Задание 7 « Значение трудового воспитания в работе с детьми дошкольного возраста».
Уважаемые коллеги прошу вас подумать и ответить на следующие вопросы
1. «Какие преимущества получают дети разновозрастной , если в образовательном учреждении уделяется большое внимание трудовому воспитанию».
2. Объясните , какие преимущества получают родители, если подобная работа проводится с их детьми в детском саду.
3. Аргументируют свои выводы о том , какую выгоду получает педагог проводя данную работу с детьми разновозрастной группы.
Вывод: Воспитать бережливого , старательного ребёнка, способного самостоятельно обслуживать себя , оказывать помощь окружающим, умеющего ценить чужой труд можно только с активным включением в этот процесс педагогов, родителей, и самих детей .
Прощание
Оборудование: мяч средних размеров.
Каждый участник , поймав мяч , рассказывает о своих чувствах, переживаниях и эмоциях, полученных в ходе проведения игры. Каждый имеет возможность высказать своё мнение . Обратная связь осуществляется по кругу.
А сейчас я предоставляю слово нашему жюри .
Игровое упражнение - технология «Цветных шляп»
Перед вами, уважаемое жюри разложены цветные шляпы ( красного, черного, желтого , зелёного . синего цвета).
Ведущий: « Метод цветных шляп активизирует наше мышление и делает его всесторонним. Простая просьба о чем-то подумать вызывает у нас растерянность. Но если нас пригласить исследовать предмет, используя метод цветных шляп , широта нашего восприятия быстро увеличивается. Каждая шляпа отвечает за свой режим мышления.
Красная шляпа - эмоции, интуиция, чувства человека. Когда человек надевает эту шляпу, он не должен давать объяснений своим эмоциям, он только обозначает , проговаривает : « Какие у меня по этому поводу возникли чувства».
Черня шляпа- критика, недоверие, осторожность « Какие препятствия могут быть на пути? В чем недостатки? Сработает ли это?».
Желтая шляпа -поиск положительных сторон, преимуществ: « Почему это стоит сделать? Что хорошее, положительное я вижу в этой затее, ситуации?».
Зелёная шляпа - различные новые идеи, предложения, творчество: Какие альтернативы данному решению , данной ситуации? Что ещё можно сделать?».
Ведущий: «Я попрошу Вас , уважаемое жюри высказать своё мнение о сегодняшней нашей работе применяя игровой метод « Цветных шляп».
хочу напомнить ещё раз , что означает цвет каждой из лежащий перед вами шляп.
И так вопросы для вхождения в роль в той или иной шляпе.
Красная шляпа–
Какие чувства вы испытываете просмотрев нашу работу ?
Желтая шляпа-
Есть ли положительные стороны в нашей сегодняшней работе?
Черная шляпа
Что не получилось?
Зелёная шляпа
Можете ли вы дать совета для улучшения дальнейшей нашей работы по данной теме.
Синяя шляпа
Какой можно сделать вывод?
Ведущий:
Вывод « Успешное решение задач трудового воспитания во многом зависит от педагога - от его мастерства, от его культуры труда. Под последним следует понимать умение работать с детьми ,организовывать их трудовую деятельность.»
Рекомендации воспитателям по организации трудовой деятельности с детьми разновозрастной группы
При организации трудовой деятельности воспитателю :
- Необходимо научиться планировать свою работу; уметь ориентироваться в программном материале всех возрастных групп; иметь представления о каждом воспитаннике, об уровне его трудовой и нравственной подготовки.
- Планируя элементарную трудовую деятельность в разновозрастной группе следует помнить , что здесь нет жесткой необходимости делить детей на возрастные подгруппы и дифференцированно организовывать их труд, по возможности подключайте малышей к старшим с помощью индивидуальных или групповых поручений. За основу берите содержание труда детей старшего возраста.
- Следует добиваться , чтобы работа старшего дошкольника была для младшего по возрасту ребёнка образцом. Для этого необходимо хорошо знать возможности детей, предвидеть . чему они смогут подражать, чему способны научить друг друга.
- Работа должна быть организованна так, чтобы каждый ребёнок участвовал с желанием , проявлял инициативу, чувствовал, что трудовая деятельность – это та деятельность, которой , кроме него , никто заняться не может.
- Независимо от вида труда и возраста детей должно быть наличие игровой мотивации как побуждение к труду , так как именно игра в дошкольном возрасте служит основным мотивационным и эмоциональным стимулом для возникновения любого другого вида деятельности детей, будь то общение , труд или обучение.
- Для того , чтобы получать положительные эмоции в процесс работы должно быть четкое соблюдение методических требований по организация труда для детей всех возрастов , правильная . целесообразная организация рабочих моментов.
- Необходимо относиться к труду детей серьезно . Дети должны знать, чувствовать и получать подтверждение тому, что они делают.
- Для подкрепления мотивации и для поддержки необходимо одобрение взрослого как установка на положительный результат проделанной работы . Ни в коем случае трудовая деятельность ни должна обесцениваться : сделал или не сделал то , что просили , всё равно хорошо..
- Всегда должна быть уместна адекватная оценка действий детей как можно чаще хвалите детей: похвала- прекрасный стимул для них .
- Чтобы умение трудиться перешло в навык и привычку, соблюдайте принцип системности и систематичности.
- Помните , что руководство трудовой деятельностью в разновозрастной группе требует от воспитателя педагогического такта, умения учитывать непосредственные побуждения и стремления ребёнка , уважения его личности.
- Для детей всегда несомненным авторитетом является воспитатель, поэтому давайте старшим детям выполнении обязанностей взрослого: проверить как младшие дети вымыли руки, повесили одежду в шкаф, убрали игрушки.
- Относитесь к выполнению трудовой деятельности детей с искренней увлеченностью. Ведь дети дошкольного возраста очень чувствительны к эмоционально-психологическому настрою взрослого. Поэтому ребёнок , который видит педагога вечно скучающим, пассивным, утомленным, не проявляющим особого интереса к трудовой деятельности детей, вряд ли будет включаться в работу с удовольствием. Только при условии искренней увлеченности и включенности воспитателя в трудовое занятие детей возложен их положительный настрой.
Вывод : Если дети получают от труда положительные эмоции: удовольствие , гордость, радость – то со временем у них сформируется отношение к труду как к чему –то полезному, светлому, приятному и радостному. Очень важно научить детей завязывать шнурки, убирать игрушки, вытирать пыль, поливать цветы. Но не менее важно и перспективно научить детей испытывать радость от того , что он это умеет, делает и получает достойный своих усилий результат.
Давайте научим наших детей радоваться труду. А мы будем радоваться тому , что они растут умными , весёлыми. воспитанными и трудолюбивыми.
Заключение
Уважаемые педагоги!
И в заключении я хочу сказать, следующее:
«Если вы идете на работу как на праздник, если вам нравиться , когда глаза детей блестят, если вы получаете от общения с детьми максимум удовольствия., если вы всегда в поиске ключей к творчеству- значит вы на своём месте!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...
Мастер - класс "Формирование основ социального и правового сознания как одно из условий повышения самооценки дошкольников и уверенности в себе"
«Для того, чтобы воспитать человека, годного для будущего,надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека,- только тогда воспитанник будет достойнымчленом того поколения, в которо...
«Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетенции дошкольника»
Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации выделяется трудовое воспитание детей. Труд обогащает социальный опыт ребенка. Овладев...
Мастер-класс на тему «Порисуем вместе с мамой» с родителями детей первой младшей группы как средство повышения педагогической компетенции родителей.
Познакомить родителей с приемами и способами нетрадиционного рисования с детьми; научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях...
Организация самостоятельной деятельности в условиях разновозрастной группы
В разработке раскрыта роль воспитателя в разновозрастной группе, формы руководства игровой деятельностью детей, методы активизации самостоятельной деятельности, приемы, способствующие воспитанию умени...
Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие социальных навыков и навыков самообслуживания у детей с 1.6 до 3 лет в условиях разновозрастной группы»
Цель: показать роль педагога в практическом применении социальных навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста...
Консультация для родителей: "Трудовая деятельность как условие формирования социальной компетенции дошкольника»"
Консультация для родителей:«Трудовая деятельность как условие формирования социальной компетенции дошкольника»Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреж...