Дополнительная программа по театрализованной деятельности
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная программа по театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma.docx | 111.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности
«Театральный сундучок»
для детей подготовительной группы
(6-7лет)
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Актуальность | 4 |
1.2 | Цель программы | 4 |
1.3 | Задачи программы | 4 |
1.4 | Принципы дополнительной общеразвивающей программы | 5 |
1.5 | Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы | 6 |
1.6 | Форма обучения | 6 |
1.7 | Периодичность проведения занятий программы | 7 |
1.8 | Требования к предметно-развивающей среде | 7 |
2. | Содержание программы | 8 |
2.1 | Учебный план | 8 |
2.2 | Учебно-тематический план | 10 |
3. | Критерии показатели результативности освоения программы | 15 |
4. | Информационно-методическое обеспечение программы | 17 |
5. | Приложения | 18 |
1.Пояснительная записка
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь и ее грамматический строй. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а выражает свое собственное отношение к добру и злу. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Программа «Театральный сундучок» разработана на основе программы «Театральные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой.
1.1.Актуальность.
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Также, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
1.2.Цель программы: Развитие речевой и творческой активности посредством театрализованной деятельности.
1.3. Задачи программы:
- Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомство с устройством театра, с разными видами театров).
- Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (имитации, мимике и пантомиме).
- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Способствовать развитию речевой функции, правильного произношения.
- Активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, формировать умение вести диалог.
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
8. Воспитывать стремление быть отзывчивым, разыгрывать сказки, импровизировать.
1.4.Принципы дополнительной общеразвивающей программы
В основе принципов заложены: содержание и организационные формы воспитания, направленные на развитие социально –активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях окружающего мира.
- Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне возрастных возможностей дошкольников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
- Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов, прослушивание музыкального материала и др.
- Принцип систематичности и последовательности.
Этот принцип требует, чтобы каждый элемент материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
- Принцип индивидуальности, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности,
-Принцип сотрудничества Организации с семьёй.
- Принцип результативности.
1.5. Ожидаемые результаты программы
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети в процессе занятий по ДОО «Театральный сундучок»
1.Иметь представление о различных видах театра: маски, пальчиковой, настольный, вязаный, конусный, мягкой игрушки представление об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте.
2.Умение передавать содержание сказки, правильной интонационно-выразительной речи, свободного проявления эмоций в жестах, мимики, движении, говорить и проговаривать правильно небольшие тексты героев инсценировок.
3. Иметь устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией)
1.6. Форма обучения:
Групповая. Количество воспитанников -30.
1.7. Периодичность проведения занятий
Работа по программе организуется в подготовительной группе во второй половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы: 1 год. Количество и периодичность занятий 2раза в неделю, 64 занятия в год. Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – подготовительная группа (6-7лет).Длительность одного занятия в подготовительной группе – 30 минут.
1.8. Требования к предметно-развивающей среде
Созданная в группе предметно-развивающая среда по театрализованной деятельности Мини-студия «Театральный сундучок», способствует развитию творчества, интереса, внимания, любознательности, вызывает эмоциональный отклик у детей.
- В Мини-студии доступно расположены:
потешки, сказки и др. дидактические материалы для инсценирования;
- Настольный театр игрушек.
- Настольный театр картинок.
- Стенд-книжка.
- Фланелеграф.
- Пальчиковый театр.
- Театр Петрушки « Би-ба-бо».
- Вязанный театр
- Детские костюмы для спектаклей.
- Элементы костюмов для детей и взрослых.
- Атрибуты для занятий и для спектаклей.
- Ширма для кукольного театра.
- Музыкальный центр, видеоаппаратура
- Медиотека (аудио- и CD диски).
- Декорации к спектаклям
- Методическая литература
2. Содержание программы.
2.1.Учебный план
№ | Название раздела | Всего | Из них | |
Часов | Теория | Практика | ||
1. | Диагностика | 2 | 2 | |
2. | Знакомство с театром | 2 | 30 мин. | 1ч.30мин |
3. | Пантомима | 1 | 15 мин. | 45мин |
4. | Мимика | 1 | 15 мин. | 45 мин |
5. | Сила голоса | 1 | 15 мин. | 45 мин |
6. | Интонационная выразительность речи | 1 | 15 мин. | 45 мин |
7. | Сказка «Как звери за ёлкой в лес ходили» | 4 | 30 мин. | 3ч.30 мин |
8. | Открытый показ сказки « Как звери за ёлкой в лес ходили» для детей младшего возраста | 1 | 1ч. | |
9. | Открытый показ сказки «Как звери за ёлкой в лес ходили» для родителей. | 1 | 1ч. | |
10. | Очумелые ручки | 1 | 10 мин. | 50 мин. |
11. | Чистоговорки | 1 | 10 мин. | 50 мин. |
12. | Этюды | 2 | 10 мин. | 1ч.50 мин. |
13. | Шутки-малютки | 1 | 1ч. | |
14. | Ритмопластика | 1 | 10 мин. | 50 мин. |
15. | Мимика и жесты | 1 | 10 мин. | 50 мин. |
16. | Выразительность речи | 1 | 1ч. | |
17. | Очумелые ручки | 1 | 10 мин. | 50 мин. |
18. | Эмоции | 1 | 30 мин. | 30 мин. |
19. | Сказка «Федорино горе» | 5 | 20 мин. | 4ч.40 мин. |
20. | Открытый показ сказки «Федорино горе» для детей младшего возраста. | 1 | 1ч | |
21. | Открытый показ сказки «Федорино горе» для родителей. | 1 | 1ч | |
22. | Диагностика | 2 | 2ч | |
Всего: | 32 | 3ч35 мин. | 28ч25 мин. |
2.2. Учебно –тематическое планирование
Название раздела | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | ||
1.Диагностика | 2 | 2 | |
2. Знакомство с театром | 2 | 30мин. | 1ч.30мин. |
2.1Виды театра 2.2Театр масок, инсценировка сказки «Теремок» 2.3 Знакомство с профессиями театра. 2.4 Театр «Би-ба-бо», инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» | |||
3.Пантомима | 1 | 15 мин. | 45мин. |
3.1 Знакомство с понятием «Пантомима». Упражнение «Угадай кого покажу» 3.2 Игровые упражнения «Пантомимы» | |||
4.Мимика | 1 | 15 мин. | 45мин. |
4.1 Знакомство с понятием «Мимика». Упражнение «Толстяки и худышки», «Мимический диктант» 4.2 Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | |||
5.Сила голоса. | 1 | 15 мин. | 45 мин. |
5.1 Знакомство с понятием «Сила голоса».Упражнения на развитие силы голоса. 5.2 Драматизация сказки «Репка». Обыгрывание чистоговорок. | |||
6.Интонационная выразительность речи. | 1 | 1 | |
6.1 Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи. 6.2 Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи. | |||
7.Сказка «Как звери за ёлкой в лес ходили» | 4 | 30мин. | 3ч.30мин. |
7.1Чтение сказки «Как звери за ёлкой в лес ходили». Беседа по сказке. 7.2 Заучивание и обучение драматизации сказки. | |||
8.От крытый показ сказки «Как звери за ёлкой в лес ходили» для детей младшей группы. | 1 | 1 | |
9. Открытый показ сказки «Как звери за ёлкой в лес ходили» для родителей. | 1 | ||
10. «Очумелые ручки» | 1 | 10мин. | 50 мин. |
10.1 Изготовление «конусного театра» 10.2 Изготовление «театра ложек» | |||
11.Чистоговорки | 1 | 10 мин. | 50мин. |
11.1Знакомство с понятием «Чистоговорки». Произношение и обыгрывание чистоговорок. 11.2 Показ варежкого театра «Капризка». Произношение и обыгрывание чистоговорок. | |||
12.Этюды. | 2 | 10мин. | 1ч.50мин. |
12.1 Знакомство с понятием «этюд». Этюды на выразительность жеста. 12.2 Этюды на тренировку отдельных групп мыщц. 12.3Этюды на выражение эмоций. 12.4 Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании 12.4 Этюд «Медвежата в берлоге» 12.4 Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании | |||
13.Шутки-малютки | 1 | 1 | |
13.1Обыгрывание шутки-малютки «Бревно», « Ты куда?» 13.2 Обыгрывание шутки-малютки « Кто кого обидел первый?», «Какой же я?» | |||
14.Ритмопластика | 1 | 10мин. | 50мин. |
14.1 Знакомство с понятием «ритмопластика» .Игры и упражнения направленные на развитие ритмопластики. 14.2 Драматизация сказки «Кот,лиса и петух» | |||
15.Мимика и жесты | 1 | 10мин. | 50мин. |
15.1Знакомство с понятием «мимика». Игры и упражнения направленные на развитие мимики. 15.2 Знакомство с понятием «жесты».Игры и упражнения направленные на развитие жестов. | |||
16.Выразительность речи | 1 | 1 | |
16.1Игры и упражнения направленные на выразительность речи детей. 16.2 Драматизация сказки «Заюшкина избушка» | |||
17. «Очумелые ручки» | 1 | 10мин. | 50мин. |
17.1 Изготовление «театра коробок» 17.2 Изготовление «театра масок» | |||
18.Эмоции | 1 | 30мин. | 30мин |
18.1 Знакомство с понятием «эмоции».Разные эмоции. 18.2. Обыгрывание этюдов. | |||
19.Сказка «Федорино горе» | 5 | 20мин. | 4ч.40мин. |
19.1 Чтение и беседа по сказке «Федорино горе» 19.2. Заучивание и обучение драматизации сказки. | |||
20.Открытый показ сказки «Федорино горе» для педагогов ДОУ. | 1 | ||
21. Диагностика | 2 | 2 |
3.Критерии, показатели результативности освоения программы.
Форма подведения итогов: драматизация эпизодов сказки.
В программе «Театральный сундучок» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет определить уровень освоения воспитанниками содержания программы.
При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика в форме театрально-игровых заданий для детей. Примерные задания:
- Передай образ героя (жесты, мимика, интонация)
- Назови виды театра
- Придумай свою сказку
- Скажи выразительно
Диагностика уровня знаний и умений по театрализованной деятельности у детей 6 -7 лет.
Уровни развития | Качественные характеристики |
Высокий уровень 3 балла | Ребенок понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев, творчески передает образ героя, используя жесты, мимику, движения и средства выразительности речи; проявляет инициативу, творческую активность. |
Средний уровень 2 балла | Ребенок понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев, передает образ героя частично используя жесты, мимику , движения и средства выразительность речи, проявляет инициативу. |
Низкий уровень 1 балл | Ребенок понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, пересказывает с помощью педагога, затрудняется в передаче образа героев, не проявляет инициативы, пассивен. |
Сводная таблица уровня знаний и умений по театрализованной деятельности у детей 6 -7 лет
№ | Ф.И ребенка | Выразительность речи | Умение оценивать героя | Способность сопереживать героям сказок | Способность вживаться в образ | Использование мимики | Использование жестов | Использование движений | Познавательный интерес | Итог |
4.Информационно-методическое обеспечение программы
- А.В.Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.
- М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.
- Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.
4.Программа «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 368 с
5.М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Москва, Творческий центр “Сфера”, 2000 г
6.Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с”, Москва “Школьная пресса” 2004 г.
7.Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва: АРКТИ, 2007 г.
5.Приложения
Упражнения на развитие мимики
1. Упражнения на развитие мимики Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения. Научить детей управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства, персонажей сказки. |
Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.
Педагог предлагает детям изобразить:
И лизнул его в бочок. А лизнув его бочок, Уколол свой язычок. А колючий ёж смеётся: - В рот не суй что попадётся!
Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:
Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах! Ах! Ах! Ох! Ох! Ох! Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.
Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.
Педагог. Дети. Щенок проснулся, потянулся, Сидят на корточках, широко открывают глаза, тянутся, бегут по залу.
Посидел и побежал. Набегался, устал, остановился, Тяжело задышал. Останавливаются, тяжело и часто дышат, высунув язык. Увидел сметану, съел ее, Облизывается. Облизывает губы.
Педагог: Ты будешь толстяком помидором, а Ты – худышкой петрушкой и т.д. (Худышки втягивают щеки, толстяки их надувают.) Справа от меня овощи – худышки, Слева – овощи-толстяки. Встретились толстяки и худышки. (Смотрят друг на друга.) Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! (Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза.) Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! (Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито.) Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! (Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови.) Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.) Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! (Морщат нос и произносят шепотом: «фу».) Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! (Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф».)
Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения. «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать». |
Упражнения на развитие пантомимы | |
2. Пантомимы |
1.Расцвели, как цветы. 2.Завяли как травка. 3.Крадется волк за зайцем. 4.Лисичка подслушивает. 5.Тяжелая сумка. 6.Вкусная конфета. 7.Представь, что ты артист. Ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать). Ты с улыбкой принимаешь цветы, раскланиваешься. 8.Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.
Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи. Например: «Гордый петушок» - идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д. «Злой волк» - с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.
• сладко спит; • просыпается, лапой умывается; • грозно фыркает; • пытается утащить сосиску; • боится собаки; • охотится.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.
Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.
По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.
Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены». И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты: 1) поднять плечи, повернуть голову направо; 2) вернуться в исходное положение; 3) поднять плечи, голову повернуть налево; 4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).
Педагог: «Ребята, давайте теперь изобразим листопад в нашем сказочном лесу». И.п. – ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь: 1-3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх («дерево растёт, набирается сил, тянется к солнцу»); 4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочерёдно сгибая кисть в локтях («дует ветер и обрывает ветви и листья»).
Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)
|
Упражнения на развитие ритмопластики | |
3. Ритмопластика | а) Образные упражнения под музыку:
Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).
Страшно и неприглядно в дремучем лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).
б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей Цели: развивать двигательные способности детей - ловкость, подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации), внимание; регулирование поведения; обучение приемам саморасслабления.
Бык прогоняет волка. Выразительные движения: кисти рук расположены над головой, указательными пальцами вперёд.
Детям предлагаются игрушки – персонажи сказки. Дети должны показать, как они любят свою игрушку – петушка, котика и т.д.
Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (как у волка из сказки). Дети иллюстрируют это, разводя широко руки в стороны. Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза). Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один щепу дерёт, другой глину месит, третий печь кладёт, кто-то стены конопатит и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.
Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (имитирует движения персонажей сказки). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.
|
|
Консультация для родителей
"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"
Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры- драматизации;
- игры- представления ( спектакли );
- плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.
Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.
Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.
Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду».
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». (Б. М. Теплов)
Театр и родители.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Я предлагаю родителям в домашних условиям устроить детям театр.
Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.
Куколки на пальчик.
Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.
Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».
Театр на столе.
Именно на нем и разыгрываются представления.
Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.
Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.
Конусные куклы.
Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!
Перчаточные куклы.
Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.
Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!
Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.
Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.
Для ваших детей это будет настоящий праздник!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности "Теремок"
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы 1год. Основная её цель : развитие у дошкольников психо-физических способностей (...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.
Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет
Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Даная пр...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста.
Джани Родари говорил: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как есть, а преобразился. Ведь возможна же такая система воспитания, которая прививает и развивает т...
Дополнительная программа по театрализованной деятельности для работы с воспитанниками, попавшими в трудную жизненную ситуацию "В гостях у сказки"
Дополнительная программа по театрализованной деятельности составлена с учетом запросов родителей и интересов ребенка, ориентирована на воспитанников и может быть реализована в работе педагога как с от...
Дополнительная программа по театрализованной деятельности
Дополнительная программа по театрализованной деятельности...