Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет
рабочая программа ( группа) на тему
Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_yunyy_aktyor.docx | 124.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида «Малыш»
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности
«Юный актёр»
для детей 5 -7 лет
(срок реализации программы – 2 года)
Автор:
Стародуб Светлана Михайловна,
воспитатель 1 квалификационной категории
р.п. Железнодорожный
2013 г.
Содержание
Глава 1.Пояснительная записка…………………………………………….3
- Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»……………………………………………………………………..4
- Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»………………………………………………………………………………5
- Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»……………………………………………………………………..5
- Методологические положения программы……………………………5
- Ожидаемые результаты и способы их проверки………………………6
- Законодательно-нормативное обеспечение программы………………6
Глава 2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Учебно-тематический план………………………………………….....7
2.2. Календарно-тематическое планирование……………………………..7
2.3 Материально-техническое и методическое обеспечение……………16
Список литературы…………………………………………………………17
Приложение………………………………………………………………...18
Глава 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. (Щёткин А.В., 2010г).
Исследователь И.Г.Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. (Мигунова Е.В., 2009).
Содержание программы «Юный актёр» направлено на:
- Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
- художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование эстетического вкуса;
- воспитание нравственных начал;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.
Программа определяет важнейшие принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к творческому развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие », «Физическое развитие», «Познавательное развитие»), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра в театр.
- Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»
Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
- Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
- Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр»
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
- Создать условия для творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
- Учить детей различать настроение, переживания, эмоциональные состояния персонажей.
- Методологические положения программы
Программа дополнительного образования «Юный актёр» разработана на основе авторской программы Чуриловой Э.Г. «Арт – фантазия».
Методы, используемые при организации занятий:
- Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или художественного произведения.
- Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
- Практический – импровизации, игры.
Занятия строятся по единой схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг, психогимнастика).
- Театрализованная деятельность (в разных формах).
- Эмоциональное заключение.
Каждый ребенок имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для этого используются разнообразные приёмы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли застенчивых детей;
- распределение детей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).
Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, срок реализации 2 года, 72 занятия.
Продолжительность занятия: 20 – 25 мин. – старшая группа (5 – 6 лет), 25 – 30 мин. – подготовительная группа(6 – 7 лет). Занятия проводятся во 2- ю половину дня вне основных режимных моментов.
Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 – 15 человек.
Конечным продуктом обучения в театральной студии является спектакль.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
Критерии отслеживания:
- Владение выразительностью речи.
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
- Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- диагностирование (см. приложение № 1.);
- театральные постановки;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
- Законодательно-нормативное обеспечение программы
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и СанПином (Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13).
Глава 2. Содержание дополнительной образовательной программы
2.1. Учебно-тематический план
Специфика работы с детьми дошкольного возраста не позволяет разделить конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно – тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.
№ п/п | Наименования разделов | Количество часов | |
I год обучения | II год обучения | ||
1. | Введение в искусство | 3 | 3 |
2. | Основы актёрского мастерства | 10 | 9 |
3. | Культура и техника речи | 9 | 8 |
4. | Ритмопластика | 7 | 7 |
5. | Работа над репертуаром | 4 | 5 |
6 | Премьеры | 2 | 2 |
7. | Проведение праздников и развлечений | 1 | 2 |
Всего часов: | 36 | 36 |
- Календарно-тематическое планирование
I год обучения
Разделы | Задачи | Содержание занятий |
1.Введение в искусство | Сентябрь: Знакомство с коллективом. Познакомить детей с искусством театра, театральными профессиями, театральной лексикой (афиша, сцена, занавес, кулисы, декорации, грим, зрительный зал.), правилами поведения в театре. Развивать интерес к сценическому искусству. | Чтение стихотворения В.Василенко «Ты становишься зрителем» Беседы о театре, театральных профессиях (актёр, режиссёр, костюмер, гримёр) Презентации для детей «Всё о театре» Загадки о театральных профессиях Рассматривание иллюстраций «Виды театров», «Устройство театра» Игра «И я тоже» Игра «Птицы, на гнезда!» |
2.Основы актёрского мастерства | Сентябрь – ноябрь: Развивать внимание, память, мимику; учиться снимать зажатость и скованность, а также согласовывать свои действия с другими детьми. Декабрь – февраль: Развивать воображение и фантазию Март – май: Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами. | Этюды «Ой,ой,живот болит», «Три характера», «Вкусные конфеты», «Покупка театрального билета», «Утешение». Сочинить этюд на тему: «Коллективный выход в театр» Игра «Одно и то же по-разному». Инсценировка «Спор овощей», «Кто сказал Мяу?» (по В.Сутееву) Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?» (разыгрывание диалога из сказки «Кто сказал «мяу»?» между щенком и собакой). Игра «Превращение предмета». Игра «Кругосветное путешествие». Инсценировка «Колобок на новый лад». Этюд «Запомни свою позу», «Заколдованный ребёнок», «Любитель-рыболов», этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь». Игра «Изобрази вкус яблока», «Руки-ноги». Упражнение с предметами, упражнение со стульями. Этюды по русским народным сказкам («Колобок», «Теремок») Инсценировка: «Кто колечко найдёт?» по стихотворению С.Маршака |
3. Культура и техника речи | Сентябрь – ноябрь: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию, учить строить диалог. Декабрь – февраль: Упражнять артикуляционный аппарат. Учить пользоваться интонациями, произнося фразы радостно, грустно, удивлённо. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнёра. Март – май: Пополнять словарный запас. Развивать образное мышление. Подбирать к словам слова – действия и слова, противоположные по значению. Совершенствовать навык чёткого произношения. | Упражнения на произношение гласных и согласных. Упражнения на развитие дыхания: «Одуванчик», «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок», «Фыркающая лошадка». Игра «Вопрос – ответ» Скороговорки «Шесть мышат в камышах шуршат», «Сшила Саша Сашке шапку». Артикуляционная гимнастика «Хомяк», «Рожицы», на вытягивание губ «Хоботок». Упражнения на дыхание «Насос», «Цветочный магазин», «Свеча» Скороговорки (проговаривание в разном темпе) Речевая пальчиковая игра со стихами «Кто приехал?», «Тра-та-та!» Речевая игра с движением: «Курочка и цыплята» (сл.В.Берестова) , «Воробьи» Упражнение «Прыгуны» Пальчиковые игры со стихами «Дождик» (сл.А.Парунова), «Молоточек» (сл. Е.Руженцева), «Девочки, мальчики» Речевая игра с движением «Петрушка», «Игра в дирижёра» Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч». Игра со скороговорками «Испорченный телефон». |
4.Ритмопластика | Сентябрь – ноябрь: Развивать умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражняться в попеременном напряжении и расслаблении основных групп мышц. Декабрь – февраль: Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность. Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Март – апрель: Развивать умение использовать разнообразные жесты. | Игры и упражнения «Самолёты и бабочки», «Мокрые котята» П/игра «Пугало», упражнение «Медведи в клетке», игра «Веселые обезьянки». Упражнение-пантомима «Лесная полянка». Музыкально-пластические импровизации «Поварята», «Подарок» Игры и упражнения: «Ёжик», «В царстве золотой рыбки», «Снежинки», «Не ошибись», «Поймай хлопок», «Шея есть, шеи нет», «Весёлая зарядка», «Цыплята». Игры на напряжение и расслабление мышц «Снеговик», «Баба Яга». Жесты: иди сюда – уходи, согласие – несогласие, плач – утешение, приветствие – прощание. Игры на развитие двигательных способностей: «Конкурс лентяев», «Как живёшь?», «Бабушка Маланья», «Заводная кукла». |
5. Работа над репертуаром | Сентябрь – май: Учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния пополнять словарный запас, образный строй речи. | Основные этапы работы: - Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми. - Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). - Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. - Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. - Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. - Репетиция всей пьесы целиком. |
6. Премьеры | Сентябрь – май: Выявление всех творческих способностей детей. | |
7.Проведение праздников и развлечений | Сентябрь – май: Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников, развлечений. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к праздникам. | Участие детей в тематических мероприятиях «Праздник Осени», «Новогодние утренники», «Зимние каникулы», «Мамин праздник». |
II год обучения
Разделы | Задачи | Содержание занятий |
1.Введение в искусство | Сентябрь: Углублять знания детей о театре как виде искусства, закреплять правила поведения в театре, посещение театра драмы и комедии г.Усть-Илимска | Рассматривание фотографий «Известные театры России» Беседа – диалог «Зачем нужны декорации? Музыка? Что делает режиссёр? Что должен уметь актёр?». Игра «Путешествие с театральным билетом», «Волшебная корзинка». Изготовление афиш «Наши представления» |
2.Основы актёрского мастерства | Сентябрь – ноябрь: Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Декабрь – февраль: Воспитывать инициативность и выдержку. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развивать воображение и веру в сценический вымысел. Учить детей самостоятельно сочинять этюды. Март – май: Совершенствовать импровизационные возможности детей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в общении со сверстниками. | Этюды: «Разное настроение», «Цветок», «Сердитый дедушка». Общеразвивающие игры: «Запомни фотографию», «Летает – не летает», «Внимательные звери» Упражнения: «Угадай, что я делаю?», «Превращение предмета» Придумать свой рассказ на тему «Осень в лесу» (по желанию). Этюды на выражение различных эмоций «Разное настроение» (на стихи Н.Померанцева). Этюд на выражение отдельных черт характера «Карабас-Барабас». Этюды в парах «Зеркало». Этюд на воображение «Шкатулка». Игры: След в след», «Кругосветное путешествие». Сочинение этюдов: Знакомство, просьба, благодарность, угощение, покупка театрального билета. Этюды по сказкам «Гадкий утёнок», «Красная шапочка», «Золушка». Придумывание диалога к сказке «Театральная разминка». Игры и упражнения: «Одно и тоже по - разному», «Воробьи – вороны». |
3. Культура и техника речи | Сентябрь – ноябрь: Развивать речевое дыхание. Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса. Развивать умение строить диалог между героями разных сказок в придуманных обстоятельствах. Декабрь – февраль: Тренировать точное и чёткое произношение гласных и согласных звуков. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Сочинять коллективно сказку, по очереди добавляя своё предложение. Март – май: Формировать чёткую грамотную речь. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев. | Произношение скороговорок с разным темпом. Речевая игра «У кого что внутри?» (стихи О.Вациетиса). Речевая сказка-игра: «Про ёжика». Игры «Испорченный телефон», «Снежный ком». Упражнения «Больной зуб»,»Капризуля», «Колокольчики». Игры: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо», «Чудо лесенка»., «Прятки» (на развитие сценической речи, сл. З.Александровой). Игры на развитие дыхания «Комарик», Пальчиковая игра «Кто живёт под потолком?» (сл. С.Черного). Творческие игры «Сочини сказку», «Вопрос – ответ». Артикуляционные упражнения для языка, губ, челюсти. Работа со скороговорками и стихами. Игра «Подскажи словечко». Речевая игра «Не шумите!» (сл.А.Кушнера), «Волшебный сон». Творческие игры со словами «Фантазии о…», «Моя сказка». |
4.Ритмопластика | Сентябрь – ноябрь: Развивать умение владеть своим телом, напрягать и расслаблять мышцы. Развивать умение равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Декабрь – февраль: Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики. Март – апрель: Развивать воображение и способность к пластической импровизации. Совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жеста. | Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Осенние листья», «Буратино и Пьеро», «Баба Яга», «Снежная королева», «Марионетки». Свободная двигательная импровизация «Волшебство осеннего луча» (муз. П.И.Чайковского «Вальс»). Игры: «Не ошибись»,»Поймай хлопок», «Ритмический этюд», «Голова или хвост», «Зёрнышко», «Заводная кукла». Жесты: Приглашающий, вопрошающий, отстраняющий, негодующий. Игры: «В замке спящей красавицы», «Факир и змеи», «Умирающий лебедь». Пластические движения под музыку «В деревне» (муз. К.Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»). «Танец капелек» ( на развитие творческого воображения, муз. и сл. Е.Гомоновой). |
5. Работа над репертуаром | Сентябрь – май: Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. Продолжать работу над способностью детей, свободно и раскрепощено держаться во время выступлений. | Основные этапы работы: - Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми. - Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). - Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. - Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. - Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением. - Репетиция всей пьесы целиком. |
6. Премьеры | Сентябрь – май: Выявление всех творческих способностей детей. | |
7.Проведение праздников и развлечений | Сентябрь – май: Привлекать детей к активному участию в праздниках и развлечениях. | Участие детей в тематических мероприятиях «Праздник Осени», «Зимние каникулы», «Мамин праздник», «День смеха», «День защиты детей». |
2.4. Материально – техническое и методическое обеспечение
1. Музыкальный зал
2. Учебно-методические пособия
3. Музыкальный центр
4. Ноутбук
5. Телевизор
6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе
7.Видеоматериалы: сказки, детские спектакли
8. Презентации
9. Декорации
10. Театральные костюмы
11. Маски
12. Атрибуты для игр
13. Мягкие игрушки
14. Книги со сказками
15. Ширма
16. Фотографии, картинки, иллюстрации.
Литература:
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: методические рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.
- Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4 – 7 лет / - Волгоград: Учитель, 2009. – 411 с.
- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
- Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).
- Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
- Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – АМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с. с ил.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).
- Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
- Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 112с.
- Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.
- Ежемесячный познавательный журнал для детей «Отчего и почему» (статья «Дом, в котором живёт сказка» с.4) / главный редактор: Е.Бакурская, март 2001г.
Приложение №1
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
1.Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1
Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушек,-
Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2
Методика проведения: Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3
Методика проведения: Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
- 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
- 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1.
Методика проведения:
Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2.
Методика проведения:
Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3.
Методика проведения:
Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4.
Методика проведения:
На носочках я иду –
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
- 3 балла – ребёнок выполняет задание без помощи взрослого, быстро осмысливает его, эмоционально отзывчив.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает»
Методика проведения: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд.
Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты»
Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок»
Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
- 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
- 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
- 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
Приложение №2
Диагностическая карта
№ | Фамилия и имя | Владение выразительностью речи | Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки | Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения | Общий балл | |||||
Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ||||||||||
Итого: | ||||||||||
Средний балл | ||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста.
Джани Родари говорил: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как есть, а преобразился. Ведь возможна же такая система воспитания, которая прививает и развивает т...
Авторская программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет «Золотой ключик»
Характерными особенностями связной речи таких детей являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложени...
Программа Дополнительного образования по театрализованной деятельности «Живые куклы» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Юный актер" для детей 5-7 лет.
Данная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирован...
ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»
ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности детей средней группе детского сада «ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ»...
Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...