Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности "Теремок"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы 1год. Основная её цель : развитие у дошкольников психо-физических способностей (мимики, пантомимики); психических прцессов (восприятия, воображения, мышления, памяти, внимания и др.); речи (монолог, диалог); творческих способностей (умению перевоплощаться, импровизировать) . В программе представлены 72 темы занятий, разделённые по видам театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_teatralizovannoy_deyatelnosti_teremok.docx | 33.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение -детский сад комбинированного вида№10 «Березка»
Муниципального образования Староминский район
■
Дополнительная образовательная программа
по театрализованной деятельности «Теремок»
(для детей старшего возраста)
(Срок реализации программы - 1 год)
' ■:•
Автор: Капуста Любовь Яковлевна
воспитатель МАДОУ
ДСКВ №10 «Березка
Ст. Староминская 2011г.
Пояснительная записка.
Анализ опыта работы дошкольных учреждений показывает, что в теории и практике воспитания детей в последние годы стала ярче проявляться новая тенденция. Вся система работы в детском саду ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития.
Таким образом, педагогический процесс в детском саду должен обеспечивать у детей не только формирование системы знаний, умений и навыков , которые необходимы для обучения в школе, но и потребность в реализации своего творческого потенциала, способностей и интересов, а для этого просто необходимо создать условия, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре так и публично, не стесняясь слушателей.
В связи с этим театрализованную деятельность можно рассматривать, как деятельность, моделирующую биосоциальные отношения, которые дают возможность развивать эмоциональную сферу ребенка, приобщить его к духовным ценностям, учить сочувствовать, сопереживать, развивать уверенность в себе. Так как она тесно связана с другими видами деятельности: музыкальной, речевой, двигательной, изобразительной, то позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Театрализованные занятия не только создают условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми других групп и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития , которая способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению
Следует подчеркнуть, что если театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции , значит они ни в коей мере не сводятся только лишь к подготовке и показу спектаклей. Содержанием такой деятельности, является не только знакомство с текстом какого-либо произведения или сказки, но и с жестами мимикой , с эмоциями, движениями, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Каждый ребенок на занятии имеет возможность проявить себя в какой-либо роли, ненавязчиво и непринужденно он учится перевоплощению, у него развивается уверенность в себе и социальные навыки поведения. Это поможет ребенку более полно реализовать свой творческий потенциал и накопить эмоционально-чувственный опыт.
Основной целью программы является:
- развитие психо - физических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов ( восприятия воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.); речи (монолог, диалог); творческих способностей (умению перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль ).
- участие детей в театрализованной игре :разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок ,сказок.
- владение куклой игрушкой и всеми доступными видами театров (пальчиковый , теневой, настольный, би-ба-бо , театр игрушек, кукольный и др.)
- обогащение театрального опыта: знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Задачи:
Содержание занятий позволит решить следующие актуальные задачи современной педагогики психологии:
художественное образование и воспитание детей
формирование эстетического вкуса
• нравственное воспитание
Предлагаемая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей шестого-седьмого года жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. У детей этого возраста более устойчивая память, что позволяет им легче чем младшим дошкольникам запоминать предлагаемые тексты. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.
Срок реализации программы - 1 год
Форма занятий:
• Групповая
• Подгрупповая
• Индивидуальная
Ожидаемый результат:
Создание радостной непринуждённой обстановки на занятиях.
Раскрепощение личности ребёнка, снятие напряжённости.
Владение театральной куклой.
Сформированные образно-выразительного умения детей.
Творческая самостоятельность.
Умение свободно держаться во время выступления.
Знания содержания сказок, театрализованных игр и постановок.
Умение импровизировать.
Активное участие во всех театрализованных мероприятиях.
Учебно-тематический план.
№ | Виды деятельности | Тема занятий | Количество часов |
1 | Знакомство с театром | Здравствуй, театр. Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с профессиями костюмера и гримера. | 3 |
2 | Снятие мышечного напряжения и раскрепощение детей | Творческие упражнения. Пальчиковый игротренинг. «Расскажи стихи руками». | 3 |
3 | Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения. | Знакомство с верховыми куклами на гапите. Обучение способам владения верховыми куклами . Обучение способам владения куклами на гапите . Управление куклами на гапите. Знакомство с куклой-марионеткой. | 5 |
4 | Распознавание и изображение эмоций | Этюды на сопоставление эмоций. Этюды на выражение основных эмоций. Знакомство с пиктограммами. Нарисуй и скажи . Наши эмоции . Голосовые интонации. | 6 |
5 | Освоение пантомимических навыков | Упражнение для развития пластики рук. Развитие выразительной мимики. Игра-пантомима «Шепот и шорох». Загадки без слов. Отгадай кто(что) мы?. Попробуем изменится. Игралочка. Разыгрывание ситуаций. Нарисуй и скажи. | 9 |
6 | Совершенствование художественно-образных выразительных умений | Игры с воображаемым предметом. Развитие пластической выразительности при создании образа. В гостях у дедушки Молчка. Театральные этюды. Творческие задания на сценической площадке. Ролевая гимнастика у зеркала. Этюды на выразительность жеста. Немой диалог. Продолжить разыгрывать театральные этюды. Театрализованные импровизации. У зеркала. | 11 |
7 | Развитие интонационной выразительности речи | Интонационно-выразительное проговаривание фразы. Веселые превращения. Договорим то, чего не придумал автор. Разыгрывание мини-сценки. Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть. Сочиняем стихи. Разговор по телефону. Разыгрывание мини-сценок. | 8 |
8 | Драматизация литературных произведений | Инсценировка стихотворения Степанова «Веселые превращения». Инсценировка р. н. сказки «Морозко». Драматизация сказки Чуковского «Айболит и воробей». Разыгрывание по ролям сказки «Рак бездельник». Инсценирование стих. «Надин сон». Драматизация сказки Сладкова «Медведь и солнце». Выразительное чтение с элементами драматизации по стих. Чуковского «Телефон». Инсценировка»Кузнечик» А. Ануктина. Разыгрывание по ролям «Киска» И Жукова. | 9 |
9 | Знакомство с произведениями худ. литературы | Знакомство со сказкой Чуковского «Айболит и воробей». Знакомство со стих. «Надин сон» . Знакомство со сказкой Сладкова «Медведь и солнце». Знакомство со сказкой Осеевой «Добрая хозяюшка». Знакомство со сказкой «Коза дереза». | 5 |
10 | Подготовка инсценировок, постановок | Подготовка инсценировки р.н. с. «Морозко». Знакомство со сценарием спектакля «Как мальчик Петя маму искал». Подготовка инсценировки стихотворения «Надин сон». | 3 |
11 | Участие детей в постановках | Кукольный спектакль «Красная шапочка и добрый Волк» . Показ театра игрушек «Как собака друга искала». Показ спектакля «Как мальчик Петя маму искал». Театр игрушек по сказке Осеевой «Добрая хозяюшка». Показ кукольного спектакля «Коза -дереза». | 5 |
ИТОГО | 72 |
Основное содержание разделов:
1.Знакомство детей с театром. Занятия на эту тему помогут детям сформировать представление о театре, как о виде искусства, познакомиться с некоторыми театральными профессиями (режиссера, сценариста, гримера, костюмера и т.д.)
2. Снятие мышечного напряжения и раскрепощения детей. Предлагаемые в этом виде деятельности упражнения способствуют воспитанию уверенности в себе , умению расслабиться, раскрепоститься.
3. Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения. Дает детям представление о разных видах кукольного театра, познакомит детей с театральной ширмой, поможет овладеть способами управления куклами.
4.Распознавание и изображение эмоций. Познакомит детей с пиктограммами, научит различат] и передавать различные эмоции (радость, огорчения, страх, злость, обиду, удивление)
. 5.Овладение пантомимическими навыками. Поможет детям овладеть навыками образно-выразительной мимики и пантомимики, научит детей владеть своим телом, поможет развить детскую пластику.
6. Совершенствование художественно-образных выразительных умений. Учит детей использовать разнообразные средства выразительности для создания образа, передачи характера выбранного персонажа, его эмоциональное состояния, развивает творческое воображение, инициативу и фантазию.
7.Развитие интонационной выразительности речи. В процессе деятельности формируется выразительность речевых диалогов, дети учатся проговаривать текст с различной интонацией, развивается речевое творчество, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
8. Драматизация литературных произведений. Развивает творческую самостоятельность в передаче образа, совершенствует образные исполнительские умения, способствует развитию умения взаимодействовать в коллективе.
9.3накомство с произведениями художественной литературы. В этом виде театрализованной деятельности дети познакомятся с некоторыми произведениями художественной литературы в основном сказками и стихами, их содержанием, научатся оценивать поступки героев, высказывать свое отношение к ним.
10.Подготовка инсценировок и постановок. В этом виде деятельности идет распределение ролей, работа над образами героев. В совместную деятельность привлекаются и родители -изготовление костюмов и атрибутов, заучивание текстов ролей.
11.Участие детей в постановках. Данная деятельность позволит : развить творческую инициативу, умение взаимодействовать друг с другом на сценической площадке, сотрудничестве между детьми ; сформировать уверенность в себе, способность раскрепоститься; стимулировать творческую активность детей.
Содержание . формы и методы проведения занятий способствуют одновременно достижению трех основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; -созданию атмосферы творчества; -социально-эмоциональному развитию детей.
Методическое обеспечение
Практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом
проведения данных занятий.
Занятия в основном строятся по следующей схеме:
-введение в тему, создание эмоционального настроя;
-театрализованная деятельность (в разных формах) в которой , ребенок имеет возможность
реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги,
упражнение на развитие интонационной выразительности речи, дикции, артикуляции,
театральные этюды на развитие выразительной пластики навыков мимики и пантомимики,
обучение приемам управления театральными куклами, самостоятельные импровизации на темы
предложенные педагогом, ознакомление с произведениями художественной литературы,
драматизацию литературных произведений.
Занятие может состоять из 3-4 частей включающих перечисленные формы театрализованной
деятельности.
Несколько занятий в год отведено подготовке спектаклей и показу этих спектаклей. Занятия
содержательны, разнообразны по тематике и методам работы, стимулируют активность детей на
всех этапах.
На занятиях все игры и упражнения подбираются таким образом, чтобы удачно
сочетались движения, речь, мимика, пантомимика в различных вариантах.
Основными принципами построения занятий являются: импровизационность, гуманность,
учет индивидуальных способностей ребенка, снятие по возможности всех стрессообразующих
факторов, раскрепощенность, стимулирующая развитие духовного потенциала и творческой
активности детей, учет комфортности ребенка.
Дидактическим и техническим оснащением занятий по театрализованной деятельности
являются: аудиозаписи, куклы на гапите, верховые куклы, пиктограммы, ширма, художественная
литература, костюмы, иллюстрации.
Способом проверки знаний и умений детей является:
Диагностическая карта развития детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Ф.И ребёнка | Теоретические знания | Практические умения | |||||||||
Знание театраль ных жанров | Знания содержан ия сказок | Умение узнавать героев театрализов анных действий | Знание видов кукольного театра | Устрой ство театра | Умение свободно и раскрепощено держаться при выступлении | Согласовывание своих действии с действиями актера | Импровизация с помощью средств выразительности (мимики, жестов, движений) | Желание произно сить монолог и и диалоги в соответс твии со сценари ем. | Знание приемов кукловож дения | Участие в театрализо ванных действиях и постановках |
Перечень используемой литературы
1 .«Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т.И., Сергеева Е.Л.
2. «Театрализованные занятия в детском в детском саду» Маханева М.Д.
3. «Театрализованные игры в школе» Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.
4. «Театрализованная деятельность в детском саду» Аншинина А.Е.
5. «Театрализованные игры дошкольников» Сорокина М.Ф.
6. «Театрализованные игры дошкольников» Артёмова Л.В.
7. «Театрализованные игры - занятия» Баряева Л., Вечканова М.
8.«Театрализованные игры для дошкольников» Прохорова Е.В.
9. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Формирование коммуникативной деятельности детей посредством театрализованной игры»
Методическое обеспечение предназначено для занятий с детьми старшей группы с задержкой психического развития....
Дополнительная образовательная программа "Лучик" по театрализованной деятельности
Данная программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-6 лет ( средняя и старшая группы)....
Дополнительная образовательная Программа по разделу : «Театрализованная деятельность» «Золотой ключик»
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной ...
Дополнительная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию для детей дошкольного возраста через театрализованные игры "Мир общения"
Основной целью программы является - развитие навыков межличностного взаимодействия детей с взрослыми и сверстниками.Основные задачи:создавать условия для социально-коммуникативного разви...
Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности для детей5-7 лет "Театр в детском саду"
Художественно -эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» для детей 4 года жизни
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть р...